Файл: Оценка стоимости бизнеса. Понятие, объекты и принципы оценки бизнеса.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА
1.1. Понятие, объекты и принципы оценки бизнеса
1.2. Процесс и методология доходного подхода к оценке бизнеса
1.3. Процесс и методология затратного подхода к оценке бизнеса
1.4.Процесс и методология сравнительного подхода к оценке бизнеса
Глава II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «АРТ»
2.1. Сравнительный подход: оценка стоимости методом компании-аналога
2.2. Доходный подход: оценка стоимости методом дисконтирования
Задача эта сложная как в постановке, так и в алгоритме решения. Проблема заключается в следующем. Во-первых, далеко не всегда можно определиться с абсолютным значением величины параметра, влияющего на стоимость. Во-вторых, нельзя отождествлять эту величину с размером ее вклада в стоимость объекта. И, в-третьих, величина вклада определяется в системе комплексного взаимодействия и локально рассматриваться не может.
Использование коэффициентов в большей степени акцентирует внимание на комплексном взаимодействии величин в системе единого целого, однако при неаккуратном применении может в большей степени повлиять на искажение результата, поскольку является наиболее тонким инструментом, требующим проведения тщательного предварительного исследования и анализа полученных результатов.
Реализация сравнительного подхода для оценки бизнеса предприятий связана со следующими проблемами.
1. В условиях кризисного состояния экономики РФ, в том числе фондового рынка, невозможно получить адекватный (рыночный) ценовой измеритель по аналогичным предприятиям.
2. Невозможно получить достаточную, достоверную информацию по финансовой и производственной деятельности аналогичных предприятий, которая отвечала бы требованиям п.19 ФСО № 1:
− информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки;
− информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
3. Использование значений готовых оценочных мультипликаторов, содержащихся в базах данных (Bloomberg, domadoran) сопряжено с рядом объективных сложностей, в частности, при их применении весьма трудно получить осмысленную оценку предприятия, поскольку невозможно объяснить причины расхождений в значениях готовых мультипликаторов для разных предприятий в рамках одной отрасли. В каждом конкретном случае необходимо четко знать, чем объясняются те или иные финансовые показатели и значения мультипликаторов.
Таким образом, при попытке применить сравнительный подход оценщик не сможет реализовать п 4. ФСО № 3: в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности); информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности).
Глава II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «АРТ»
2.1. Сравнительный подход: оценка стоимости методом компании-аналога
Суть сравнительного подхода при определении стоимости предприятия заключается в следующем. Выбирается предприятие, аналогичное оцениваемому, которое было продано недавно. Затем рассчитывается соотношение между ценой продажи и каким-либо финансовым показателем по предприятию-аналогу. Это соотношение называется мультипликатором. Умножив величину мультипликатора на тот же базовый финансовый показатель оцениваемой компании, получим ее стоимость.
Таблица 1 - Расчет «доходных» финансовых показателей, используемых для построения мультипликаторов
№ |
Показатель |
Значение, руб. |
1 |
Выручка |
7413600 |
2 |
Себестоимость |
2776474 |
3 |
Амортизация |
34010 |
4 |
Валовая прибыль (Маржа 1) |
4671136 |
5 |
Коммерческие расходы |
830500 |
6 |
Прочие расходы |
10684 |
7 |
Прочие доходы |
3950 |
8 |
Прибыль от реализации (Маржа 2) |
3826002 |
9 |
Прибыль до уплаты налогов, процентов и аренды (Маржа 3) |
3826002 |
10 |
Операционная маржа = Прибыль до уплаты налогов и процентов (Маржа 4) |
3791992 |
11 |
Проценты к уплате |
80000 |
12 |
Прибыль до налогообложения (Маржа 5) |
3711992 |
13 |
Налог на прибыль |
890878,08 |
14 |
Чистая прибыль (Маржа 6) |
2821114 |
15 |
Денежная чистая прибыль |
2855124 |
16 |
Увеличение оборотного капитала |
302100 |
17 |
Чистый денежный поток от операционной деятельности |
3443902 |
18 |
Капиталовложения |
500000 |
19 |
Денежный поток компании (до учета расчетов по кредитам) |
2943902 |
20 |
Выплаты/получение основной суммы долга |
500000 |
21 |
Чистый денежный поток акционеров |
2363902 |
22 |
Чистая стоимость активов |
1560 |
Таблица 2 - Расчет стоимости
№ |
Финансовая база |
Мультипликатор |
Значение |
1 |
Выручка = 7413600 |
EV/S=3,68 P/S=3,25 |
27282048 24094200 |
2 |
Прибыль до уплаты налогов, процентов и аренды (Маржа 3) = 3826002 |
EV/EBITDA=10,00 |
38260020 |
3 |
Операционная маржа = Прибыль до уплаты налогов и процентов (Маржа 4) = 3791992 |
EV/EBIT=13,99 |
53049968 |
4 |
Прибыль до налогообложения (Маржа 5) = 3711992 |
EV/NOPLAT=20,56 |
76318555 |
5 |
Чистая прибыль (Маржа 6) = 2821114 |
P/E=57,40 |
161931944 |
6 |
Чистая стоимость Активов = 1560 |
EV/BVA=3,55 |
3510 |
По данным таблицы 15 можно сделать вывод о доверии к мультипликаторам. Используем мультипликаторы, содержащие E/V(стоимость компании = стоимость бизнеса). Присваиваем веса показателям, с целью расчета окончательной стоимости предприятия, в зависимости от значительности влияния каждого из них на конечный результат: 29 628,6 * 0,2 + 12 194,6 * 0,3 + 6 929,5 * 0,1 + 9 346,6 * 0,1+ 3 510*0,3 = 12 264,8тыс. руб.
Таким образом, стоимость предприятия ООО «Арт», определенная сравнительным подходом равна 12 264 800 руб.
2.2. Доходный подход: оценка стоимости методом дисконтирования
денежных потоков
Прогнозный период определяется равным четыре года: 2014 - базисный год, 2015, 2016, 2017, 2018 - прогнозный период, 2019 г. - постпрогнозный период.
Таблица 3 - Анализ валовой выручки
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Объем выпуска, тыс. шт. |
500 |
600 |
700 |
800 |
Тр, % |
- |
120,00 |
116,67 |
114,29 |
Цена за единицу, руб. |
5000 |
6000 |
7000 |
8000 |
Тр, % |
- |
120,00 |
116,67 |
114,29 |
Валовая выручка, тыс. руб. |
2500000 |
3600000 |
4900000 |
6400000 |
Тр, % |
- |
144,00 |
136,11 |
130,61 |
Как можно заметить по данным таблицы 16, у предприятия высокие темпы роста выручки по всем видам продукции и услуг. Этот рост связан как с ростом цен, так и с увеличением объема производства.
При прогнозировании используется метод сценариев, который исходит из предположения о нормальном распределении всех возможных инвестиций. Также данный метод предполагает примерно оценить ожидаемый денежный поток. В рамках данного метода выделяют три сценария:
1) пессимистический - исходит из того, что все факторы риска, воздействующие на бизнес, сказываются на нём максимально и приводят к минимальным из всех возможных ожидаемых вариантов денежных потоков;
2) наиболее вероятный сценарий - определяется путем расчета средневзвешенной величины прибыли;
3) оптимистический сценарий - исходит из того, что факторы действуют минимально, что приводит к максимальным, из всех ожидаемых вариантов, денежных потоков.
Для составления сценариев составления спрогнозируем объем производства и цену за единицу выпускаемой продукции с использованием трендового анализа:
(7)
Таблица 4 - Прогноз валовой выручки
Показатель |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Оптимистический сценарий |
|||||
Объем выпуска, тыс. шт. |
800 |
1000 |
1250 |
1562,5 |
1640,63 |
Цена за единицу, руб. |
8000 |
8000 |
8000 |
8000 |
8000 |
Валовая выручка, тыс. руб. |
6400 |
8000 |
10000 |
12500 |
13125 |
Тр, % |
130,61 |
125,00 |
125,00 |
125,00 |
105,00 |
Наиболее вероятный сценарий |
|||||
Объем выпуска, тыс. шт. |
800 |
920 |
1058 |
1216,7 |
1277,54 |
Цена за единицу, руб. |
8000 |
8000 |
8000 |
8000 |
8000 |
Валовая выручка, тыс. руб. |
6400 |
7360 |
8464 |
9733,6 |
10220,32 |
Тр, % |
115,00 |
115,00 |
115,00 |
105,00 |
|
Пессимистический сценарий |
|||||
Объем выпуска, тыс. шт. |
800 |
880 |
968 |
1064,8 |
1118,04 |
Цена за единицу, руб. |
8000 |
8000 |
8000 |
8000 |
8000 |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Валовая выручка, тыс. руб. |
6400 |
7040 |
7744 |
8518,4 |
8944,32 |
Тр, % |
110,00 |
110,00 |
110,00 |
105,00 |
|
Средневзвешенный вариант |
|||||
Объем выпуска, тыс. шт. |
800 |
926,7 |
1075 |
1249,02 |
1311,47 |
Цена за единицу, руб. |
8000 |
8000 |
8000 |
8000 |
8000 |
Валовая выручка, с. руб.тыс. руб. |
7413,6 |
8600 |
9992,16 |
10491,76 |
|
Тр, % |
116,00 |
116,19 |
104,99 |
При расчете оптимистического подхода увеличение объема производства составляет 25%.Предполагается, что предприятие займет лидирующее положение на рынке, спрос на его продукцию возрастет.
При расчете пессимистического варианта темп роста объема производства составляет 10%. Предполагается, что возможно выведение из строя оборудования или закупка некачественного сырья; вследствие этого снижается объем производства.
При расчете наиболее вероятного подхода темп роста составляет 15%.
При всех вариантах в качестве темпа роста в 2015 г. берется 105%. Предполагается, что в этом году темпы роста предприятия стабилизируются.
Для анализа необходимо проанализировать сумму всех затрат.
Таблица 5 - Анализ расходов
Затраты |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. Переменные |
|||||
1.1. Заработная плата |
184 824 |
212 547 |
216 243 |
219 940 |
|
страховые взносы |
48054,24 |
55262,22 |
56223,18 |
57184,4 |
|
1.2. Транспортные расходы |
145 000 |
156 000 |
220 000 |
260 000 |
|
1.3. Материалы |
1380000 |
1 518 000 |
1 745 700 |
2 094 840 |
|
Итого переменных затрат |
1 757 878 |
1 941 809 |
2 238 166 |
2 631 964 |
|
Тр,% |
- |
110,46 |
115,26 |
117,59 |
|
2. Постоянные |
|||||
2.1. Услуги связи |
25 400 |
26 800 |
28 900 |
32 500 |
|
2.2. Электроэнергия |
45 000 |
45 900 |
46 540 |
48 000 |
|
2.3. Отопление + горячая вода |
24 000 |
26 000 |
28000 |
30 000 |
|
2.4. Амортизация |
34 010 |
34 010 |
34 010 |
34010 |
|
Итого постоянных затрат |
128 410 |
132 710 |
137 450 |
144 510 |
|
Тр,% |
- |
103,35 |
103,57 |
105,14 |