Файл: Оценка стоимости бизнеса. Понятие, объекты и принципы оценки бизнеса.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА
1.1. Понятие, объекты и принципы оценки бизнеса
1.2. Процесс и методология доходного подхода к оценке бизнеса
1.3. Процесс и методология затратного подхода к оценке бизнеса
1.4.Процесс и методология сравнительного подхода к оценке бизнеса
Глава II. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «АРТ»
2.1. Сравнительный подход: оценка стоимости методом компании-аналога
2.2. Доходный подход: оценка стоимости методом дисконтирования
∆ - изменение
CE –капитальное вложение
ND – новые займы
RD – существующие займы
EBIT – прибыль до выплаты процентов и налогов
(1-T) – налоговый корректор, при котором Т - налог на прибыль.
3-й этап. Расчет денежного потока для каждого прогнозного года.
На этом этапе анализируется информация о планах руководства по развитию компании в ближайшие годы и динамике стоимостных и натуральных показателей работы предприятия за два-четыре года, предшествующих дате оценки. Эта информация сопоставляется с отраслевыми тенденциями для определения реалистичности планов и стадии жизненного цикла компании.
Существует два основных подхода к прогнозированию денежного потока: поэлементный и целостный. Поэлементный подход допускает прогнозирование каждой составляющей денежного потока. Целостный подход предполагает расчет величины денежного потока в ретроспективный период и его дальнейшую экстраполяцию, которая может проводиться на два-три года вперед.
4-й этап. Расчет ставки дисконтирования.
Ставка дисконтирования – это ставка, используемая для пересчета будущих доходов в текущую стоимость, (стоимость на дату оценки). Основное ее предназначение – учесть возможные риски, с которыми может столкнуться инвестор при вложении капитала в оцениваемый бизнес.
5-й этап. Расчет остаточной стоимости.
Данная стоимость (Vост) может быть определена следующими основными методами в зависимости от перспектив развития предприятия:
- методом расчета по ликвидационной стоимости, если в постпрогнозный период рассматривается возможность ликвидации компании с последующей продажей имеющихся активов;
- методами оценки предприятия как действующего:
- Vост определяется по модели Гордона как отношение величины денежного потока в постпрогнозный период к ставке капитализации, которая, в свою очередь, определяется как разница между ставкой дисконтирования и долгосрочными темпами роста;
- Vост определяется по методу чистых активов, который ориентирован на изменение стоимости имущества;
- прогнозируется стоимость предполагаемой продажи.
Наиболее применимой является модель Гордона, которая основана на прогнозе получения стабильных доходов в остаточный период и предполагает, что величины износа и капиталовложений равны.
Формула расчета следующая:
V = CF / (R-g), (3)
где V – стоимость в постпрогнозный период;
CF – денежный поток доходов за первый год постпрогнозного периода;
R – ставка дисконтирования;
g - долгосрочные темпы роста денежного потока.
6-й этап. Расчет суммарной дисконтированной стоимости дохода.
Рыночную стоимость бизнеса методом дисконтирования денежных потоков можно представить следующей формулой:
PV = ∑ In/(1+R)(n-0,5) + V/(1+r)j, (4)
где PV – рыночная стоимость компании;
In – денежный поток в n-ый год прогнозного периода;
R – ставка дисконтирования;
V – остаточная стоимость компании на конец прогнозного периода;
j - последний год прогнозного периода.
7-й этап. Внесение заключительных поправок.
- Если использовалась модель дисконтированных денежных потоков для инвестированного капитала, то найденная рыночная стоимость включает в себя также стоимость долгосрочных обязательств компании. Поэтому для того чтобы получить стоимость собственного капитала, необходимо из найденной стоимости вычесть величину долгосрочной задолженности.
- Необходимо добавить стоимость избыточных и нефункционирующих активов, которые непосредственно не принимают участия в генерировании дохода, учтенного в предыдущих расчетах.
- В случае наличия у компании избыточного собственного оборотного капитала его величину необходимо добавить к стоимости собственного капитала компании, а дефицит, соответственно, необходимо вычесть [6; c. 91].
Метод капитализации дохода применяется, когда ежегодный доход может быть спрогнозирован и является приблизительно одинаковым или стабильно изменяющимся. В этом случае рыночная стоимость бизнеса определяется конвертацией годового дохода предприятия в стоимость при помощи коэффициента капитализации.
Формула для расчета стоимости методом капитализации дохода такова:
V = D/K, (5)
где V - рыночная стоимость бизнеса;
D – годовой доход предприятия;
K – коэффициент капитализации.
Коэффициент капитализации для оценки предприятия определяется методом корректировки ставки дисконтирования на величину предполагаемых устойчивых темпов роста доходности предприятия по формуле:
K = R – g, (6)
где K – коэффициент капитализации для бизнеса;
R – ставка дисконтирования;
g - долгосрочные темпы роста денежного потока.
При отсутствии темпов роста коэффициент капитализации будет равен ставке дисконтирования.
1.3. Процесс и методология затратного подхода к оценке бизнеса
Затратный подход базируется на анализе активов и обязательств предприятия и включает следующие методы: метод накопления чистых активов; метод скорректированной балансовой стоимости; метод ликвидационной стоимости.
Метод накопления чистых активов позволяет определить рыночную стоимость бизнеса как разницу между суммарной рыночной стоимостью активов предприятия на дату оценки и величиной его обязательств. Метод состоит из нескольких этапов:
- Анализ активов предприятия. Числящихся на его балансе на последнюю отчетную дату.
- Оценка рыночной стоимости материальных активов: недвижимости; капитальных вложений; транспортных средств; товарных знаков.
- Оценка рыночной стоимости нематериальных активов.
- Оценка рыночной стоимости финансовых активов.
- Расчет суммарной стоимости рыночных активов.
- Анализ и корректировка долговых обязательств.
- Оценка рыночной стоимости собственного капитала предприятия как разности между суммарной стоимостью скорректированных активов и уточненными долговыми обязательствами.
Метод ликвидационной стоимости определяет стоимость предприятия, то есть сумму, которую собственник предприятия может получить при ускоренной, вынужденной и раздельной распродаже его активов за вычетом обязательств и ликвидационных затрат. Оценка ликвидационной стоимости предприятия проводится, если принято решение о ликвидации предприятия либо предприятие находится в одной из процедур банкротства.
Ликвидационные затраты предприятия включают затраты по налогообложению, страхованию и охране активов до их продажи, выходные пособия и выплаты работникам предприятия, управленческие расходы. Затраты, связанные с налогообложением, страхованием и охраной активов предприятия, дисконтируются по повышенной ставке и ежемесячной схеме. Выходные пособия и выплаты работникам предприятия определяются расчетным путем. Ежемесячные управленческие расходы дисконтируются по нормальной ставке дохода исходя из максимального периода ликвидации предприятия.
1.4.Процесс и методология сравнительного подхода к оценке бизнеса
Сравнительный подход к оценке предприятия заключается в анализе информации о состоявшихся продажах или о ценах предложения (с учетом скидок к цене) и сравнении проданных объектов или предлагаемых для продажи с оцениваемой собственностью.
Агрегированными условиями корректного применения сравнительного подхода являются следующие:
1. Имеется адекватное число предприятий-аналогов, по которым известна цена сделки или предложения, совершенной с их акциями. При этом рынок акций аналогичных предприятий характеризуется ликвидностью, открытостью, информативностью, объективностью, что позволит признать условия совершения сделки или предложения рыночными.
2. По предприятиям-аналогам известна достаточная, достоверная и доступная информация по характеристикам элементов сравнения наиболее значимых в формировании ценности предприятия.
3. Имеется достаточно информации (достоверной и доступной) для осуществления корректного и обоснованного расчета корректировок на отличия между предприятиями-аналогами и оцениваемым предприятием.
Для получения ценового измерителя (цена акции, пакетов акций, стоимость инвестированного капитала) оценщику необходимо проанализировать состояние фондового рынка (рынка акционерного капитала) и сделать вывод о возможности реализации сравнительного подхода – существует ли достоверная и необходимая (с точки зрения достаточности) информация о рыночных ценах на акции аналогичных предприятий. В частности:
− участники рынка (наличие биржевых котировок на акции предприятий, осуществляющих свою деятельность в той же отрасли, что и оцениваемое предприятие);
− ликвидность рынка (соотношение числа заявок на покупку с количеством заявок на продажу; разница между ценой продажи и ценой покупки; динамика изменения цен);
− биржевой оборот (анализ общего объема биржевых сделок, заключаемых в ходе биржевых торгов в натуральном и стоимостном выражении);
− доходность рынка;
− спекулятивность рынка (выявление спекулятивных сделок);
− «совершенность/эффективность» рынка (влияние общеэкономических и политических событий на ценообразование акций).
Далее, для корректного и обоснованного выбора предприятий-аналогов, для определения элементов сравнения, для расчета необходимых корректировок необходимо получить информацию об их деятельности, а именно:
− отраслевая принадлежность (в большинстве случаев, предприятие занимается несколькими видами деятельности, поэтому необходимо провести анализ структуры и состава выручки с тем, чтобы выявить наиболее значимое направление, с точки зрения формирования дохода (ценности предприятия));
− география деятельности (охват территорий, на которых осуществляет свою деятельность предприятие; специфика деятельности в территориальном разрезе);
− товарный/продуктовый ряд (ассортимент выпускаемой продукции/товаров и оказываемых услуг; выявление наиболее значимых единиц с точки зрения формирования дохода предприятия);
− этап жизненного цикла;
− финансовые характеристики (динамика выручки, себестоимости, прибыли от основной деятельности, чистой прибыли, результатов операционной и внереализационной деятельности; анализ рентабельности; анализ собственного оборотного капитала; анализ долга; наличие налоговых льгот);
− структура капитала (собственный и заемный капитал; наличие привилегированных акций);
− производственные характеристики (уровень загрузки производственных мощностей, проектная и фактическая мощность или производительность);
− имущественный комплекс (в том числе, наличие избыточных активов);
− перспективы развития предприятия относительно основного производства;
− информация об условиях совершения сделок купли-продажи с акциями (дата совершения сделки, анализ рыночных условий совершения сделки, объект сделки, цена сделки).
Для получения вышеперечисленной информации о предприятиях-аналогах недостаточно информации, содержащейся в открытых источниках информации (в том числе, РТС, ММВБ, система комплексного раскрытия информации НАУФОР, система раскрытия информации ФСФР, бюллетень «Реформа»). Для обоснованной и достоверной реализации сравнительного подхода необходим доступ к внутренней финансовой и производственной информации предприятий-аналогов за продолжительный период времени (как минимум от трех лет). Последнюю можно получить только, имея доступ на предприятия-аналоги.
Процесс базируется на трех принципах оценки: спроса и предложения, замещения и вклада. В процессе реализации данного подхода через анализ рыночных цен продаж аналогичных объектов моделируются выводы оценщика о рыночной стоимости оцениваемого объекта.
Сравнительный подход к оценке стоимости предприятии имеет ряд серьезных недостатков.
При определении стоимости объекта с использованием сравнительного подхода доминирующим является приведение стоимости объектов-аналогов к стоимости оцениваемого объекта. Корректировки могут учитываться как в денежном выражении, так и в процентном или в долях.
Стоимостные поправки используются, как правило, в случае, если можно с достаточной степенью достоверности оценить вклад параметра, являющегося объектом корректировки, в стоимость самого объекта, используя его номинальную величину.