Файл: Оценка стоимости бизнеса. Понятие, объекты и принципы оценки бизнеса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы обусловлена тем, что результатом развития рыночной экономики стало появление большого количества предприятий, которые также являются своего рода товаром, поскольку их можно покупать и продавать. Для того чтоб подобные сделки были наиболее эффективны, существует оценка бизнеса. Она представляет собой совокупность действий, целью которых является установление стоимости приносящих или способных принести прибыль активов фирмы. Для этого проводится оценочная экспертиза. В процессе выявляется стоимость всего имущества, ценностей, которые находятся в распоряжении компании: недвижимость, средства производства, транспорт, инструмент и инвентарь, запасы на складе, инвестиции, нематериальные активы, величина долговых обязательств, а также интеллектуальная собственность.

Оценка бизнеса является одним из инструментов управленческого анализа, позволяет осуществлять прогнозирование, а, следовательно, предупреждение и снижение негативного влияния кризисных ситуаций, и составлять план развития бизнеса. Объектом оценки считается комплекс процедур и решений, целью которого является получение прибыли. При этом активно задействована совокупность имущественных объектов предприятия.

Целью работы – является исследование теоретических и практических аспектов оценки стоимости бизнеса.

Задачи работы:

  • исследовать теоретические аспекты оценки стоимости бизнеса;
  • провести анализ финансового состояния исследуемого предприятия;
  • оценить стоимость предприятия, используя различные методы оценки.

Объектом исследования выступает Открытое Акционерное Общество «Арт».

Предметом исследования является экономические отношения оценки стоимости бизнеса.

Научно-методическая основа работы – нормативные и законодательные акты, регулирующие оценочную деятельность в российской федерации, научные работы, методические рекомендации по оценке бизнеса.

Информационной базой исследования послужили данные бухгалтерских балансов и Отчетов о финансовых результатах ОАО «Арт».

В работе использовались следующие методы исследования: метод сравнения, группировки, вертикальный анализ, горизонтальный анализ, трендовый анализ, метод финансовых коэффициентов, метод цепных подстановок.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.


Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА

1.1. Понятие, объекты и принципы оценки бизнеса

Оценка бизнеса — это определение стоимости предприятия как имущественного комплекса, способного приносить доход его владельцу.

Оценка бизнеса включает в себя углубленный финансовый, организационный и технологический анализ деятельности предприятия. Прошлые, настоящие и прогнозные доходы, перспективы развития и конкурентная среда на данном рынке.

Объектом оценки является стоимость бизнеса, которая имеет несколько видов.

Под рыночной стоимостью понимается наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В зависимости от методологии оценки, от учитываемых факторов стоимости выделяют стоимость замещения и стоимость воспроизводства объекта.

Ликвидационная стоимость — стоимость объекта оценки в случае, если объект оценки должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов. Данный вид стоимости определяется, например, при ликвидации объекта вследствие банкротства и открытой распродаже на аукционе.

Инвестиционная стоимость — стоимость, определяемая исходя из доходности объекта оценки для конкретного лица при заданных инвестиционных целях. В отличие от рыночной, инвестиционная стоимость более конкретна и связана с определенным проектом и его инвестором.

Можно выделить несколько направлений, когда необходима оценка стоимости бизнеса:

1. Оценка в целях совершения сделки купли-продажи бизнеса. Это, пожалуй, самая распространенная причина оценки, но, как показывает практика, в большинстве случаев требуется лишь оценка его части – доли. В таком случае окончательная стоимость сделки будет зависеть не только от стоимости рассматриваемой части актива, но и тех прав, которые ему предоставляются с этим имуществом. К примеру, контрольный пакет акций – его стоимость будет гораздо выше, чем равнозначный, но не контрольный пакет. Оценка бизнеса для его продажи является достаточно крупной сделкой. Как правило, продажа бизнеса не ведет к его прекращению, а значит, в дополнение к оценке стоимости активов оценивается и эффективность работы, и возможность приносить доход и прибыль в будущем;


2. Оценка бизнеса при реорганизации, слиянии, поглощении компаний. При слияниях стоимость бизнеса формируется исходя из соотношения спроса и предложения, а при поглощении не только посредством расчетных методов, но с помощью аналитической информации о борьбе между конкурентами. В российских условиях достаточно распространены случаи поглощения не всей компании, а лишь её части. Так или иначе, оценка бизнеса является необходимой при любых реструктуризациях, реорганизациях и других операциях.

3. Оценка бизнеса при страховании. Изучение выявления страховой стоимости является главной целью данной процедуры. Она необходима для определения размера страховых выплат по страховому договору в случае наступления страхового случая – потери, повреждении застрахованных активов или индивидуальных обстоятельств, описанных в полисе. Для определения стоимости страхуемого имущества предприятия используется восстановительная стоимость и стоимость замещения. Восстановительная стоимость является той ценой, которую нужно будет заплатить компании для воссоздания точного такого же оборудования, недвижимости и других активов. Стоимость замещения – это величина затрат на замещение рассматриваемого актива другим такого же вида и состояния, а также способного равнозначно удовлетворить своего потребителя.

4. Оценка бизнеса для залогового обеспечения по кредиту. Оценка бизнеса в таком случае рассматривается, как залоговая стоимость активов, за которую кредитор может продать активы на открытом рынке в случае неплатежеспособности заёмщика. Другими словами, залоговая стоимость является стоимостью, которую желает получить кредитор от продажи имущества на торгах в случае банкротства заемщика.

5. Оценка бизнеса и инвестиционного проекта его развития. Целью данной оценки является определение инвестиционной стоимости. Однако она является достаточно субъективным понятием, поскольку при изменении каких-либо параметров или показателей в проекте она уже не будет равняться ранее определенному значению. Инвестиционная стоимость – это возможность вложенных средств приносить доход в будущем, что характерно для инвестиционных проектов. Для её определения первоначально нужно произвести оценку исходной стоимости компании.

6. Оценка бизнеса как инструмент управления стоимостью. Управление стоимостью является необходимым инструментом бизнеса, который находится в зоне прямых интересов собственника, поскольку итоговая стоимость бизнеса, является, пожалуй, единственным критерием эффективности деятельности и финансового благополучия. Мировая практика показывает, что лидирующими компаниями являются те, целью которых является постепенное увеличение своей стоимости.


7. Оценка бизнеса при его ликвидации. Если требуется оценка при частичной или уже полной ликвидации бизнеса, то в таком случае определяется его ликвидационная стоимость. Ликвидационная стоимость – это денежная сумма, которая может быть получена при продаже бизнеса, активов в довольно сжатые сроки. Так как при скорой вынужденной продаже возникают сильные издержки по ликвидации (юридические услуги, комиссионные и текущие издержки), то ликвидационная стоимость рассчитывается как сумма выручки за вычетом издержек по осуществлению ликвидации.

Можно выделить несколько основных принципов, которые являются довольно очевидными и воспринимаются экономистами и руководителями компаний на интуитивном уровне.

Первый и ключевой принцип заключается в том, что стоимость создается путем инвестиций, которые впоследствии влекут за собой входящие денежные потоки, которые приносят прибыль и покрывают стоимость инвестированного капитала. С другой стороны, чем быстрее капитал увеличивает доходы и чем больше размер используемого капитала, тем больше стоимости создает бизнес. Другими словами увеличение стоимости зависит от комбинации двух факторов: экономического роста и рентабельности инвестированного капитала (Return On Invested Capital, ROIC).

При этом стоит отметить, что для бизнеса с изначально высокой нормой рентабельности инвестированного капитала, большое влияние на создание стоимости оказывает экономический рост, а бизнес с низкой рентабельности инвестированного капитала создание стоимости во многом обусловлено увеличением самой рентабельности инвестированного капитала.

Второй принцип оценки стоимости дополняет первый и заключается в том, что все то, что не увеличивает доходы или рентабельность инвестированного капитала не создает стоимость.

Согласно третьему принципу изменение капитализации (акционерной стоимости) происходит не только в зависимости от эффективности бизнес, но и от ожиданий инвесторов относительно основных финансовых показателей компании. Чем выше ожидания, тем большая эффективность требуется от компании для создания стоимости и повышения тем самым рыночной капитализации.

Четвертый принцип оценки стоимости затрагивает организационный факторы: согласно этому принципу создание стоимости зависит от того, кто и в соответствии с какой политикой руководит процессом создания стоимости. К примеру, в некотором бизнесе в сфере технологий финансовый директор определяет политику создания стоимости, а самим процессом в соответствии с этой политикой руководит технический директор.


1.2. Процесс и методология доходного подхода к оценке бизнеса

Оценка стоимости бизнеса методами доходного подхода основана на предположении о том, что потенциальный инвестор не заплатит за него сумму большую, чем текущая стоимость будущих доходов фирмы. Соответственно, и собственник не продаст свой бизнес по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. Данный подход наиболее приемлем с точки зрения инвестиционных мотивов, так как инвестора интересует компания не как набор активов, а как источник дохода. Доход, гарантируемый предприятием, может быть представлен в виде прибыли, денежного потока, выручки, дивидендных выплат.

  • В рамках доходного подхода применяют два основных метода:
  • метод капитализации дохода; метод дисконтирования денежных потоков.

Метод капитализации дохода применяется для оценки предприятия, приносящего стабильный доход. Процесс определения рыночной стоимости компании методом капитализации дохода проводят в несколько этапов:

    1. выбор вида дохода, который будет использоваться в качестве базы для оценки, а также определение длительности прогнозного периода;
    2. анализ и прогнозирование доходов и расходов предприятия;
    3. определение ставки капитализации;
    4. капитализация доходов;
    5. внесение заключительных поправок.

Оценка предприятия методов дисконтирования денежных потоков.

1-й этап. Определение длительности прогнозного периода.

Весь срок функционирования компании делят на два периода: прогнозный, когда оценщик с достаточной точностью определяет динамику развития компании, и постпрогнозный (остаточный), когда рассчитывается некий средний умеренный темп роста.

2-й этап. Выбор модели денежного потока.

При оценке предприятия применяется либо модель денежного потока для собственного капитала, либо модель денежного потока для инвестированного капитала.

Денежный поток (ДП) для собственного капитала рассчитывается следующим образом:

CFa =NI+ (D+A)-∆NWC-CE+ND-RD (1)

Денежный поток для инвестированного капитала определяется по формуле:

CFn =EBIT * (1-T)+(D+A)-∆NWC-CE (2)

Где NI – чистая прибыль

D – амортизация основных производственных фондах

A – амортизация нематериальных активов

∆NWC – не денежная часть чистого оборотного капитала