Файл: Общие особенности кадровой стратегии малых предприятий (Глава 1. Теоретические основы управления персоналом в малом предпринимательстве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельно подать объявление о приеме на работу. Подать объявления можно будет в специализированные издания или же развесить на столбах и на остановках. Этот вариант будет полезен для поиска рядового сотрудника, работа которого, не потребует определенной квалификации или специальных знаний. [6,с.140]

Несмотря на все проблемы, методы управления персоналом в малом бизнесе устраивают  работников. Многие люди устраиваются на работу в малые предприятия по протекции знакомых, да и при отборе кандидата работодатели часто ориентируются не на трудовые навыки, а на личные качества сотрудника.

Управление персоналом в малом бизнесе не определяется какими-либо методиками, применимыми для крупных компаний, а основывается на личных качествах и опыте  руководителя. [15,с.63]  

В малом бизнесе, в силу перечисленных выше ограничений, вынуждены в больше степени использовать управленческие инструменты, например: статус внутри компании; делегирование полномочий и возможность принимать самостоятельно определенные решения; карьерные возможности; программы признания и награждения лучших. [14,с.314]

Глава 2. Анализ кадровой стратегии на малом предприятии ООО «Айтиком»

2.1. Краткая характеристика предприятия

Компания ООО «Айтиком» - это российская ИТ компания, предоставляющая профессиональные консалтинговые и сервисные услуги на рынке решений управления жизненным циклом изделия (PLM).

Компания «Айтиком» авторизована на продажу, техническое сопровождение и оказание консультационно-сервисных услуг по настройке, внедрению и технической поддержке полного портфолио программных продуктов, на территории Российской Федерации и стран СНГ.

Приоритетная задача компании - обеспечение поиска, классификации, адаптации и трансферта инновационных технологий в отечественную промышленность, с целью содействия процессам модернизации и технического перевооружения предприятий, повышения качества научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, технологической подготовки производства и других критически важных этапов жизненного цикла наукоемких изделий.


«Айтиком» предоставляет своим заказчикам следующие решения и услуги:

1. полный спектр услуг по комплексной автоматизации всех этапов жизненного цикла изделия - от анализа бизнес-процессов до сдачи системы в промышленную эксплуатацию и дальнейшую техническую поддержку пользователей;

2. выполнение широкого спектра инжиниринговых услуг, таких как:

- конструкторские работы на всех стадиях разработки изделия в соответствии с ЕСКД;

- прочностные и гидродинамические расчеты;

- технологическая подготовка производства.

3. разработка и внедрение практических решений в процессы проектирования, производства, эксплуатации и сервисного обслуживания продукции с целью повышения их эффективности и оптимизации сроков и издержек;

4. создание комплексной аппаратной инфраструктуры на высоком техническом уровне с учетом требований программного обеспечения и прогнозируемых вычислительных нагрузок;

5. разработка, производство и монтаж систем интерактивной объемной визуализации (системы виртуальной реальности), которая создает эффект наиболее реалистичного восприятия и погружения в цифровое многомерное пространство;

6. внедрение комплексных информационных систем управления ресурсами предприятия (ERP) с целью автоматизации бизнес-процессов всех уровней;

7. интеграция разнородной информации и смежных информационных систем с целью создания единого цифрового пространства для всех типов данных.

Коммуникационная политика компании основывается на стратегических целях и задачах компании и направлена на целевую группу потребителей. Коммуникационная политика предприятия пересматривается ежегодно (рекомендуется).

Коммуникационная политика ООО «Айтиком» включает:

1) взаимоотношения в бизнес-сообществе. Цель взаимодействия – создание благоприятной информационной среды для ведения бизнеса и поиск единомышленников, с которыми возможно реализовать множество новых проектов и планов;

2) взаимоотношения с партнерами по бизнесу. Основная цель этой взаимосвязи – поддержание веры в возможности друг друга, построение прочных долгих отношений для сохранения приоритета в сотрудничестве с лучшими специалистами в своих областях; 

3) построение отношений между брендами и их целевыми аудиториями. Активно развивается видение о том, как и когда наиболее продуктивно контактировать с потребителями, строится последовательная медиа-политика. Придается большое значение сообщениям, с которыми приходят к потребителю, и которые точно передают тонкости позиционирования брендов. Проводятся специализированные исследования, используются вторичными источниками информации;


4) стабильность команды, построение долгосрочных внутренних отношений с сотрудниками компании. Люди – это основное богатство, самый главный актив.

Внутренние корпоративные коммуникации прежде всего направлены на сотрудников с целью повышения производительности и складываются в корпоративную культуру организации. Проводятся специальные акции, а также осуществлять коммуницирование успехов и неудач. HR решения делятся на популярные и непопулярные: «Популярные» - праздники, премии, тренинги, продвижение, кредиты. «Непопулярные» - усиление контроля, штрафы, понижение, аттестация. Но при этом может возникнуть ряд проблем:

Коммуникационная политика ООО «Айтиком» реализуется с помощью:

Организации PR-акций:

- разработка и организация PR-акций, акций по продвижению различных видов продукции;

- проведение презентаций компании, продукта;

- проведение круглых столов, конференций, семинаров.

Управления отношениями со СМИ:

- мониторинг СМИ и медиа-аналитика;

- проведение пресс-мероприятий – пресс-конференций, пресс-туров, пресс-ланчей, «круглых столов»;

- создание информационных поводов и их освещение в СМИ;

- создание информационного поля вокруг компании/события.

Разработки корпоративных мероприятий:

- проведение корпоративных, профессиональных праздников;

- проведение корпоративных семинаров, конференций, тренингов;

- SWOT анализ; разработка и проведение мероприятий, направленных на укрепление корпоративной культуры.

Событийный маркетинг:

- подбор мероприятий и событий под целевые аудитории клиента;

- примыкание к социально-значимому событию;

- спонсорство, благотворительность.

Разработка и реализация комплексных PR – кампании.

На сегодняшний день ООО «Айтиком» ведет активную деятельность в области PR-кампаний.

PR - мероприятия, которые проводятся в ООО «Айтиком» - это участие в выставках, в региональных и городских мероприятиях, сотрудничество со всеми средствами массовой информации.

2.2. Анализ персонала ООО «Айтиком»

В процессе анализа проанализировано изменение кадрового состава за несколько лет. Наибольшую долю на ООО «АЙТИКОМ» составили сотрудники со стажем работы 3-5 и более лет, причем с каждым годом росло число таких сотрудников, о чем свидетельствуют данные рисунка 3.


Показатель качественного состава сотрудников по стажу на протяжении анализируемых 3 лет нестабилен. Тревожным фактором является снижение доли сотрудников со стажем 11-15 лет уходят специалисты.

Наряду с этим растет доля сотрудников со стажем 6 - 10, а также от 16 лет и выше, что компенсирует изменение вышеуказанной группы. Увеличивается доля сотрудников со стажем до 1 года.

Несмотря на то, что общая численность персонала с каждым годом растет, отношение сотрудников со стажем 3-5 лет и более к рабочим со стажем менее трех лет также не снижается: 2015 год 1,48 раз; 2016 год 1,66 раз; 2017 год 1,70 раз.

Рисунок 3.Динамика структуры персонала ООО «АЙТИКОМ» по стажу

Это говорит о том, что сотрудников устраивает действующая на ООО «АЙТИКОМ» система премирования, оплаты труда, социальная политика, отношения в коллективе и с руководством, то есть они дорожат рабочим местом, у них есть желание работать на ООО «АЙТИКОМ», что положительно характеризует систему стимулирования.

Таким образом, показатель качественного состава, характеризующий долю сотрудников со стажем свыше трех лет, составляет 60% 2013 год, 62,4% 2014 год, 63,01% 2015 год (норма показателя минимум 40%). Это более чем удовлетворительный результат.

Качественный состав сотрудников по возрасту.

Аналогично проанализирован показатель качественного состава сотрудников по возрасту. В 2017 году число сотрудников моложе сорока лет составляло 52,2% от общего числа сотрудников. То есть большая половина молодые рабочие.

В 2017 году 52,4% до сорока лет. В структуре кадрового состава сотрудников ООО «АЙТИКОМ» большую долю составляет молодежь, о чем свидетельствуют данные рисунка 10.

Рисунок 4. Динамика структуры персонала ООО «АЙТИКОМ» по возрасту

Это положительный результат, так как молодежь более энергична и вероятность повышения производительности труда увеличивается.

Качественный состав сотрудников по образованию (рисунок 5).

Что касается показателя качественного состава сотрудников по образованию, то здесь наблюдаются следующие результаты.

Образовательная структура претерпела некоторые изменения так, увеличилась доля сотрудников с начальным профессиональным образованием (с 22,7% в 2015 году до 26,5% в 2017 году) с одновременным снижением доли сотрудников со средним и основным общим образованием.

Рисунок 5. Динамика структуры сотрудников ООО «АЙТИКОМ» по образованию

Это является положительным фактором увеличивается число профессионалов своего дела. Доля сотрудников с высшим образованием увеличилась по сравнению с 2013 годом (на 0,8%), что отражает заинтересованность выпускников учебных заведений в ООО «АЙТИКОМ» как в одном из самых стабильных и перспективных в городе.


Полученные результаты позволяют сделать положительный прогноз относительно развития ООО «АЙТИКОМ», что положительно характеризует систему стимулирования в целом.

2.2. Анализ кадровой стратегии малого предприятия ООО «Айтиком»

Управление персоналом ООО «Айтиком» – это деятельность руководителей предприятия, которая направлена на разработку целенаправленных стратегий, концепций в области кадровой политики и эффективных методов управления на производстве.

Данный процесс состоит из системы взаимосвязанных организационных, социальных и экономических мероприятий по созданию нормальных условий для функционирования, формирования и максимального использования рабочего потенциала. Управление персоналом ООО «Айтиком»- это непрерывный процесс, направленный на достижение поставленных задач путем мотивации и изменения целей работников.

Важную роль в данном процессе занимает непосредственный руководитель ООО «Айтиком». Управление персоналом - это воздействие на людей таким образом, чтобы у них  появилось желание работать, показать себя с наилучшей стороны. Мотивация ООО «Айтиком»– это совокупность внешних (правовые нормы, административные воздействия, коллективные стимулы и нормы поведения) и внутренних (личные потребности, индивидуальные ценности, личные интересы, идеалы и мотивы) побудительных сил.

Служба управления персоналом ООО «Айтиком»– это ряд структурных подразделений в совокупности с должностными лицами, которые управляют работниками в рамках выбранной политики.

Данная служба является конструктивным подразделением ООО «Айтиком», которое не принимает непосредственного участия в производственной деятельности, при этом помогает обеспечить нормальное функционирование предприятия.

Главными задачами и целями управления персонала в ООО «Айтиком» является обеспечение предприятия высококвалифицированными кадрами, их эффективное использование, а также организация профессионального развития подчиненных.

На сегодняшний день основную концепцию управления на персоналом в ООО «Айтиком» составляют: роль личности сотрудника, знание мотивационных факторов, умение их разрабатывать и направлять на реализацию задач, которые поставлены перед предприятием.

ООО «Айтиком» активно развивается, в связи с этим, появляются новые вакансии для линейных сотрудников и руководителей. Поэтому ООО «Айтиком» заинтересован в привлечении, как уже действующих профессионалов, так и молодых специалистов.