Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Эмоциональный стресс и причины его проявления в профессиональной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наталья, 48 лет. Образование – высшее (инженер-экономист), профессия – менеджер по продажам продуктов питания.

В результате тестирования получаем:

1. Напряжение – общая сумма баллов – 85, из них:

1) Переживание психотравмирующих обстоятельств: 25 баллов;

2) Неудовлетворенность собой: 18 баллов;

3) "Загнанность в клетку": 22 балла;

4) Тревога и депрессия: 20 баллов.

2. Резистенция – общая сумма баллов – 53, из них:

1) Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: 18 баллов;

2) Эмоционально-нравственная дезориентация: 15 баллов;

3) Расширение сферы экономии эмоций: 10 баллов;

4) Редукция профессиональных обязанностей: 10 баллов.

3. Истощение – общая сумма баллов – 67, из них:

1) Эмоциональный дефицит: 20 баллов;

2) Эмоциональная отстраненность: 15 баллов;

3) Личностная отстраненность (деперсонализация): 12 баллов;

4) Психосоматические и психовегетативные нарушения: 20 баллов.

Итоговый показатель синдрома «психического выгорания»: 205 баллов.

Интерпретация результатов: доминирующий симптом выгорания в данном случае – переживание психотравмирующих обстоятельств – он доминирует во всем синдроме выгорания в целом. Также выражен симптом «загнанности в клетку». Из фаз стресса только резистенция находится в стадии формирования, а что касается напряжения и истощения, то их можно считать сформировавшимися. В фазе истощения доминирует эмоциональный дефицит, отягощающий эмоциональное состояние личности. В данном случае имеет синдром профессионального выгорания, т.к. сформирована фаза истощения и в ней ярко выражен эмоциональный дефицит, являющийся основной составляющей профессионального выгорания. Оно проявляется в переживаниях сниженного эмоционального фона, равнодушии или в эмоциональном перенасыщении. В данном случае требуется специальная работа по коррекции, чтобы выгорание не наносило ущерба самой испытуемой, ее профессиональной деятельности и партнерам.

Андрей, 39 лет. Образование – высшее (инженер-математик), профессия – консультант по внедрению программного обеспечения.

В результате тестирования получаем:

1. Напряжение – общая сумма баллов – 47, из них:

1) Переживание психотравмирующих обстоятельств: 10 баллов;

2) Неудовлетворенность собой: 15 баллов;

3) "Загнанность в клетку": 10 баллов;

4) Тревога и депрессия: 12 баллов.

2. Резистенция – общая сумма баллов – 41, из них:

1) Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: 8 баллов;

2) Эмоционально-нравственная дезориентация: 12 баллов;


3) Расширение сферы экономии эмоций: 6 баллов;

4) Редукция профессиональных обязанностей: 15 баллов.

3. Истощение – общая сумма баллов – 44, из них:

1) Эмоциональный дефицит: 18 баллов;

2) Эмоциональная отстраненность: 12 баллов;

3) Личностная отстраненность (деперсонализация): 8 баллов;

4) Психосоматические и психовегетативные нарушения: 6 баллов.

Итоговый показатель синдрома «психического выгорания»: 132 балла.

Интерпретация результатов: доминирующий симптом выгорания в данном случае – эмоциональный дефицит. Также можно выделить как складывающиеся следующие симптомы: неудовлетворенность собой и редукция профессиональных обязанностей. Что касается фаз стресса, то все они находятся в стадии формирования. Не смотря на то, что доминирующим симптомом является эмоциональный дефицит, нельзя сказать, что в данном случае присутствует профессиональное выгорание, скорее – есть тенденция к нему. Эмоциональное состояние личности можно считать более или менее стабильным.

Екатерина, 32 года. Образование – высшее (инженер-системотехник), профессия – секретарь-референт.

В результате тестирования получаем:

1. Напряжение – общая сумма баллов – 63, из них:

1) Переживание психотравмирующих обстоятельств: 18 баллов;

2) Неудовлетворенность собой: 18 баллов;

3) "Загнанность в клетку": 12 баллов;

4) Тревога и депрессия: 15 баллов.

2. Резистенция – общая сумма баллов – 42, из них:

1) Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: 10 баллов;

2) Эмоционально-нравственная дезориентация: 12 баллов;

3) Расширение сферы экономии эмоций: 8 баллов;

4) Редукция профессиональных обязанностей: 12 баллов.

3. Истощение – общая сумма баллов – 40, из них:

1) Эмоциональный дефицит: 12 баллов;

2) Эмоциональная отстраненность: 10 баллов;

3) Личностная отстраненность (деперсонализация): 8 баллов;

4) Психосоматические и психовегетативные нарушения: 10 баллов.

Итоговый показатель синдрома «психического выгорания»: 145 баллов.

Интерпретация результатов: доминирующий симптом выгорания в данном случае – переживание психотравмирующих обстоятельств и неудовлетворенность собой. Из фаз стресса сформирована фаза напряжения, фазы резистенции и истощения находятся в стадии формирования. В фазе истощения эмоциональный дефицит можно рассматривать как складывающийся симптом, остальные симптомы не сложились. Можно сказать, что в данном случае синдром профессионального выгорания не присутствует, не смотря на сформированную фазу напряжения, т.к. фаза истощения не является ярко выраженной.


Ирина, 25 лет. Образование – среднее специальное (преподаватель начальных классов), профессия – преподаватель начальных классов.

В результате тестирования получаем:

1. Напряжение – общая сумма баллов – 52, из них:

1) Переживание психотравмирующих обстоятельств: 12 баллов;

2) Неудовлетворенность собой: 10 баллов;

3) "Загнанность в клетку": 15 баллов;

4) Тревога и депрессия: 15 баллов.

2. Резистенция – общая сумма баллов – 58, из них:

1) Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: 18 баллов;

2) Эмоционально-нравственная дезориентация: 15 баллов;

3) Расширение сферы экономии эмоций: 10 баллов;

4) Редукция профессиональных обязанностей: 15 баллов.

3. Истощение – общая сумма баллов – 65, из них:

1) Эмоциональный дефицит: 20 баллов;

2) Эмоциональная отстраненность: 15 баллов;

3) Личностная отстраненность (деперсонализация): 18 баллов;

4) Психосоматические и психовегетативные нарушения: 12 баллов.

Итоговый показатель синдрома «психического выгорания»: 175 баллов.

Интерпретация результатов: доминирующий симптом выгорания в данном случае – эмоциональный дефицит. Также проявляются симптомы личностной отстраненности (деперсонализации) и неадекватного избирательного эмоционального реагирования. Из фаз стресса сформировано истощение, две другие находятся в стадии формирования. Эмоциональное состояние личности не является стабильным. В стадии истощения ярко выражен эмоциональный дефицит, что говорит о наличии синдрома профессионального выгорания. В данном случае необходимы специальные коррекционные меры для стабилизации состояния.

Анна, 52 года. Образование – среднее специальное (медицинская сестра широкого профиля), профессия – медицинская сестра.

В результате тестирования получаем:

1. Напряжение – общая сумма баллов – 55, из них:

1) Переживание психотравмирующих обстоятельств: 25 баллов;

2) Неудовлетворенность собой: 8 баллов;

3) "Загнанность в клетку": 10 баллов;

4) Тревога и депрессия: 12 баллов.

2. Резистенция – общая сумма баллов –50, из них:

1) Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: 15 баллов;

2) Эмоционально-нравственная дезориентация: 15 баллов;

3) Расширение сферы экономии эмоций: 12 баллов;

4) Редукция профессиональных обязанностей: 8 баллов.

3. Истощение – общая сумма баллов – 69, из них:

1) Эмоциональный дефицит: 25 баллов;

2) Эмоциональная отстраненность: 20 баллов;

3) Личностная отстраненность (деперсонализация): 18 баллов;


4) Психосоматические и психовегетативные нарушения: 6 баллов.

Итоговый показатель синдрома «психического выгорания»: 174 балла.

Интерпретация результатов: доминирующие симптомы выгорания в данном случае – эмоциональный дефицит и переживание психотравмирующих обстоятельств. Из фаз стресса сформированным является истощение, а две другие находятся в стадии формирования. В фазе истощения преобладает эмоциональный дефицит, также ярко выражена эмоциональная отстраненность, что указывает на нестабильное эмоциональное состояние личности. Высокий показатель по фазе истощения, а также по эмоциональному дефициту говорит о том, что в данном случае присутствует синдром профессионального выгорания. Испытуемой требуется специальная работа по коррекции, чтобы выгорание не наносило ущерба ей, ее профессиональной деятельности и коллегам по работе. О методах профилактики стресса и способах борьбы с ним будет рассказано в следующих главах.

3.2 Выводы по результатам использования методики

Поскольку проведенное исследование являлось иллюстративным, можно сделать лишь общие выводы о полученных результатах. У трех человек из семи оказался выявлен синдром профессионального выгорания. Это были представители следующих профессий: менеджер по продажам продуктов питания, медицинская сестра и преподаватель начальных классов.

Установлено, что одним из факторов синдрома выгорания является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер. На развитие хронического стресса у представителей коммуникативных профессий влияют:

  • ограничение свободы действий и использования имеющегося
  • потенциала;
  • монотонность работы;
  • высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;
  • неудовлетворенность социальным статусом.

Профессиональное выгорание сотрудников может быть обусловлено также структурно-организационными особенностями предприятия; характером самой деятельности; личностными особенностями работников, а также характером их межличностных взаимодействий.

Также жертвы этого синдрома могут испытывать чувство неуверенности в себе и неудовлетворенность личной жизнью. Поскольку личная жизнь не дает им достаточных оснований для самоуважения и доказательств их значимости, они пытаются найти их на работе.


В качестве основных характеристик синдрома выгорания отмечают:

  • неадекватный уровень требований к специалисту;
  • недостаточные индивидуальные адаптивные способности к этим требованиям (сниженные ресурсы личности);
  • дефицит внешней поддержки;
  • ситуационные ограничения, влияющие на профессиональную
  • адаптацию;
  • заниженность профессиональной самооценки;
  • эмоциональное истощение, приводящее к снижению
  • профессиональной продуктивности;
  • деперсонализация (обезличенность и стремление формализовать
  • работу). [9, с. 449]

Существует также тесная взаимосвязь между профессиональным выгоранием и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к рабочим обязанностям, которые сводятся к необходимому минимуму. Нередко «трудоголизм» и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью способствуют развитию симптомов выгорания. Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряженней работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним выгоранием.

В настоящее время все большее внимание специалистов привлекают новые технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Некоторые из них направлены на адекватное информирование представителей коммуникативных профессий о ранних признаках выгорания и факторах риска. Человек может переносить значительный стресс без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если он получает адекватную социальную поддержку. Эта точка зрения находит подтверждение в практике психопрофилактики и психокоррекции синдрома выгорания, которая будет рассмотрена в следующей главе.

3.3 Профилактика профессиональных стрессов и способы борьбы с их последствиями

Существует ряд подходов к профилактике профессиональных стрессов, в основном они делятся на организационные и индивидуальные. К организационным мерам относятся следующие [14, с. 459]: