Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Эмоциональный стресс и причины его проявления в профессиональной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Индивидуальные различия в реакции на стресс. Стрессоустойчивость

Люди по-разному реагируют на стресс. Ходит легенда о том, что воинов в войске Александра Македонского отбирали не только по их военным умениям и выносливости. Их ставили в трудную ситуацию, а потом смотрели: кто из них бледнеет, а кто краснеет. На воинскую службу принимались последние. Еще в те времена было известно о различных реакциях на ситуацию стресса: активной и пассивной. Румянец воинов был индикатором их реакции на стресс (активное реагирование).

Если в работе, выполняемой человеком, зачастую возникают сложные, опасные, экстремальные ситуации, совершенно ясно, что хорошо с ней будет справляться субъект с активным типом реагирования.

Активное реагирование на стрессовую ситуацию характеризуется усилением эмоционально-двигательной и поведенческой активности при кратковременных, но достаточно интенсивных экстремальных воздействиях. Такой способ реагирования – это попытка организма человека с помощью ускоренных и усиленных действий предотвратить возможность неблагоприятного развития ситуации. Различается адекватное и неадекватное действие в подобной ситуации. Неадекватная активная реакция может привести как к возникновению ошибок, так и дезорганизации действий.

Пассивный способ реагирования может проявляться по-разному. У некоторых людей - это замедленность, заторможенность, напряженность. Кто-то на протяжении некоторого времени бездействует, его охватывает тревога и страх, человек испытывает затруднения в организации умственной деятельности. При низкой стрессоустойчивости и сильном воздействии стрессора может иметь место полная заторможенность и бездействие, стремление уйти от решаемой проблемы. Во многом эти реакции обусловлены не только силой и продолжительностью стрессогенного воздействия, но и индивидуально-психологическими особенностями человека [1, с. 141].

Говоря о пассивном или активном реагировании на стресс, следует пояснить, что под этим подразумевается реакция типичная для конкретного индивида.

Как отметил в своей работе Л.А. Китаев-Смык, "чем более субъективно значимо событие (например, за счет осознания опасности), и чем более определенным оно является для субъекта, ... тем больше вклад этого воздействия в актуализацию программы активного поведения" [4, с. 173].


При длительных воздействиях стрессора предпочтительнее активная реакция, при не очень сильном, но длительном воздействии - пассивное. Та или иная реакция будет зависеть от восприимчивости человека к стрессам.

В современных условиях такое качество как стрессоустойчивость не помешает представителям любой профессии. Как уже было отмечено, не все люди одинаково подвержены действию стрессоров. Источник стресса, способный сломать жизнь одному человеку, останется не замеченным его коллегой.

Изучением различных типов характера и соответствующих поведенческих моделей еще в 1950 г. занялись специалисты по сердечно-сосудистым заболеваниям с целью прогнозирования возможности сердечных приступов. В конце 1960-х гг. Фридман и Розенман [7, с. 68] начали изучение полярных типов характера, так называемых личностей типа А и типа В с точки зрения восприимчивости к стрессу. Они определили личность типа А как «сочетание действий и эмоций, которое можно наблюдать в каждом человеке, находящемся в состоянии постоянной и неутомимой борьбы, чтобы сделать все больше и больше в максимально короткие сроки и даже, в случае необходимости, вопреки усилиям других людей и обстоятельствам».

Люди типа А постоянно находятся в напряжении, стресс — это их обычное состояние. Даже тогда, когда они работают в относительно спокойной обстановке, собственный стресс остается определяющей особенностью их индивидуальности. Люди типа А, как правило, — экстраверты, обладающие ярко выраженным чувством собственного достоинства. Они с головой уходят в работу и испытывают большую потребность в достижениях и во власти.

Люди типа В могут быть столь же амбициозными, как и люди типа А, но им присущи и некоторые другие личностные качества. Люди типа В менее подвержены производственным и бытовым стрессам. Они меньше страдают от их пагубных последствий, хотя и работают столь же напряженно и в не менее стрессовой обстановке. Люди, принадлежащие к этим двум типам, по-разному реагируют на хронический стресс, который практически не зависит от них. Например, человек, принадлежащий к типу А, будет изо всех сил стремиться переломить неблагоприятную ситуацию, а если ему это не удастся, наступит фрустрация, и он сложит оружие. В аналогичных условиях человек, принадлежащий к типу В, не оступится и будет стараться действовать с максимально возможной эффективностью [14, с. 440].

В качестве факторов, которые могут влиять на предрасположенность человека к стрессам, исследователи [10, с. 368] выделяют также выносливость, самоэффективность (уверенность в решении стоящей перед человеком задачи), локус контроля (внутренний и внешний), самоуважение, род занятий, гендерные различия (как правило, женщины больше жалуются на стрессы, чем мужчины).


Люди, обладающие выносливостью, убеждены в своей способности контролировать события своей жизни, привержены работе, рассматривают перемены как предоставляющиеся им шансы проявить свои творческие возможности и менее уязвимы для стрессов и их последствий. То же самое можно сказать и о людях с развитым чувством самоуважения, с высокой самоэффективностью и внутренним локусом контроля.

Следует отметить, что профессиональный стресс трудно определить и измерить, так как в процессе деятельности на людей воздействуют стрессоры, не имеющие отношения к работе, но так или иначе, человек испытывает влияние профессионального стресса, а значит, каждому просто необходимо научиться справляться с ним. В следующей главе будет проведена диагностика профессионального выгорания представителей некоторых коммуникативных профессий, а также рассмотрены пути снижения воздействия профессиональных стрессоров.

Глава 3 Диагностика профессионального выгорания. Методы управления профессиональным стрессом

3.1 Иллюстративное исследование синдрома «психического выгорания» с помощью методики В.В. Бойко

Как уже отмечалось выше, профессиональное выгорание (или, как его еще называют, «психическое выгорание») — это синдром психического и физического истощения; это стрессовая реакция на работу, содержащая психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

Синдром «психического выгорания» широко исследуется в зарубежной психологии уже более двадцати лет. В отечественной психологии проблематика данного синдрома пока еще не получила должного рассмотрения.

Трудности исследования синдрома были связаны, с одной стороны, с неопределенностью и многокомпонентностью его описательных характеристик, с другой стороны, с отсутствием соответствующего измерительного инструментария. В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с «психическим выгоранием». Среди них такие разрушительные симптомы, как агрессивные и упаднические чувства, переживания чувства вины и зависимости, психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к работе, злоупотребление алкоголем и др. [3, с. 64].


Одной из распространенных методик для диагностики синдрома выгорания является методика диагностики уровня психического выгорания В.В. Бойко (взята из сборника Райгородского Д.Я. "Практическая психодиагностика", Самара 1999.). Она представляет собой опросник, состоящий из 84 утверждений, на которые требуется ответить «да» или «нет». При этом много внимания уделено взаимоотношениям с субъектами профессиональной деятельности – пациентами, клиентами, потребителями, заказчиками, учащимися и другими людьми, с которыми человек ежедневно работает, т.к. сравнение особенностей формирования и протекания синдрома «выгорания» в разных профессиональных группах показало, что это явление наиболее часто встречается и наиболее резко выражено у представителей профессий системы «человек — человек», т.е. у представителей коммуникативных профессий.

Методика дает подробную картину синдрома выгорания, а также выявляет, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Рассматриваются три фазы развития стресса - "напряжение", "резистенция" и "истощение". В каждой фазе выделяют следующие симптомы:

1. Напряжение – 1) Переживание психотравмирующих обстоятельств;

2) Неудовлетворенность собой; 3) "Загнанность в клетку"; 4) Тревога и депрессия.

2. Резистенция – 1) Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование; 2) Эмоционально-нравственная дезориентация; 3) Расширение сферы экономии эмоций; 4) Редукция профессиональных обязанностей.

3. Истощение – 1) Эмоциональный дефицит; 2) Эмоциональная отстраненность; 3) Личностная отстраненность (деперсонализация); 4) Психосоматические и психовегетативные нарушения.

Данные по тесту обрабатываются следующим образом: в соответствии с "ключом" осуществляются подсчеты: 1) определяется сумма баллов раздельно для каждого из 12 симптомов выгорания, 2) подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования выгорания, 3) находится итоговый показатель синдрома "эмоционального выгорания" - сумма показателей всех 12-ти симптомов.

Рассмотрим формирование синдрома выгорания на примере семи человек, разного возраста и профессий.

Марина, 23 года. Образование – среднее специальное (техник-экономист), профессия – продавец-консультант в магазине одежды.

В результате тестирования получаем:

1. Напряжение – общая сумма баллов – 60, из них:

1) Переживание психотравмирующих обстоятельств: 22 балла;

2) Неудовлетворенность собой: 10 баллов;


3) "Загнанность в клетку": 8 баллов;

4) Тревога и депрессия: 10 баллов.

2. Резистенция – общая сумма баллов – 33, из них:

1) Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: 16 баллов;

2) Эмоционально-нравственная дезориентация: 6 баллов;

3) Расширение сферы экономии эмоций: 8 баллов;

4) Редукция профессиональных обязанностей: 3 балла.

3. Истощение – общая сумма баллов – 25, из них:

1) Эмоциональный дефицит: 11 баллов;

2) Эмоциональная отстраненность: 5 баллов;

3) Личностная отстраненность (деперсонализация): 7 баллов;

4) Психосоматические и психовегетативные нарушения: 2 балла.

Итоговый показатель синдрома «психического выгорания»: 98 баллов.

Интерпретация результатов: доминирующий симптом выгорания в данном случае – переживание психотравмирующих обстоятельств – он доминирует во всем синдроме выгорания в целом. Также можно выделить неадекватное избирательное эмоциональное реагирование – как складывающийся симптом. Остальные симптомы можно охарактеризовать как не сложившиеся. Из фаз стресса можно выделить лишь напряжение – как находящуюся в стадии формирования. Что касается фазы истощения, в ней отмечается лишь эмоциональный дефицит, как складывающийся симптом. В целом, фаза истощения в данном случае не сформировалась и можно говорить о более или менее стабильном эмоциональном состоянии личности. Т.е. синдром психического выгорания в данном случае отсутствует.

Владимир, 30 лет. Образование – среднетехническое (техник-технолог), профессия – риэлтер.

В результате тестирования получаем:

1. Напряжение – общая сумма баллов – 45, из них:

1) Переживание психотравмирующих обстоятельств: 15 баллов;

2) Неудовлетворенность собой: 12 баллов;

3) "Загнанность в клетку": 12 баллов;

4) Тревога и депрессия: 6 баллов.

2. Резистенция – общая сумма баллов – 43, из них:

1) Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: 15 баллов;

2) Эмоционально-нравственная дезориентация: 10 баллов;

3) Расширение сферы экономии эмоций: 8 баллов;

4) Редукция профессиональных обязанностей: 10 баллов.

3. Истощение – общая сумма баллов – 51, из них:

1) Эмоциональный дефицит: 18 баллов;

2) Эмоциональная отстраненность: 15 баллов;

3) Личностная отстраненность (деперсонализация): 10 баллов;

4) Психосоматические и психовегетативные нарушения: 8 баллов.

Итоговый показатель синдрома «психического выгорания»: 139 баллов.

Интерпретация результатов: доминирующий симптом выгорания в данном случае – эмоциональный дефицит. Как складывающиеся, можно выделить симптомы: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование и переживание психотравмирующих обстоятельств. Из фаз стресса все три находятся в стадии формирования, хотя фаза истощения слегка преобладает над остальными двумя. В целом эмоциональное состояние личности можно охарактеризовать как стабильное, т.к. ни одна из фаз стресса полностью не сформирована, откуда следует, что синдром психического выгорания в данном случае отсутствует.