Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Эмоциональный стресс и причины его проявления в профессиональной деятельности).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Эмоциональный стресс и причины его проявления в профессиональной деятельности
1.1 Понятие об эмоциональном стрессе
1.2 Работа как источник стресса
1.3 Причины стресса в профессиональной деятельности
Глава 2 Реакции на стресс: формы проявления и стрессоустойчивость
2.1 Формы проявления профессиональных стрессов
2.2 Индивидуальные различия в реакции на стресс. Стрессоустойчивость
Глава 3 Диагностика профессионального выгорания. Методы управления профессиональным стрессом
3.1 Иллюстративное исследование синдрома «психического выгорания» с помощью методики В.В. Бойко
3.2 Выводы по результатам использования методики
3.3 Профилактика профессиональных стрессов и способы борьбы с их последствиями
Создание благоприятного организационного климата. Поскольку запланированные перемены — один из источников стрессов в современных организациях, следует позаботиться о том, чтобы помочь персоналу адаптироваться к ним. Можно предотвратить стресс или уменьшить его негативные последствия, если привлечь персонал к участию в принятии решений, связанных с реорганизацией структуры или технологического процесса. Подобное участие помогает персоналу принять перемены и дает ему возможность высказать свое мнение и «озвучить» претензии.
Предоставление работникам возможности самим организовывать их работу. Понимание того, что у человека есть определенное право самому решать, что и как ему делать на работе, значительно уменьшает негативные последствия стрессов. Организация может предоставить своему персоналу такую возможность, если создаст условия для обогащения содержания работы, для участия персонала в принятии решений и если возложит на него бóльшую ответственность за результаты труда.
Четкое определение должностных обязанностей работников. Чтобы минимизировать возможность возникновения стрессов, связанных с ролевой неопределенностью, необходимо четко определить должностные обязанности работников и сферу их ответственности.
Устранение причин, ведущих к перегруженности и незагруженности работой. Надлежащим образом организованные отборочные процессы и процессы обучения, беспристрастные решения о повышении в должности и справедливое распределение обязанностей, а также хорошее соответствие требований работы способностям того, кто ее выполняет, — все эти меры могут помочь предотвратить стрессы, возникающие в результате перегруженности или незагруженности работой.
Купер и Маршалл, в свою очередь, выделяют следующие основные подходы к управлению профессиональным стрессом [6, с. 200-201], в которых они также делают акцент на организационных моментах:
• изменение социального, психологического и организационного окружения на рабочем месте; обеспечение большей автономии работника;
• построение «мостов» между работой и домом (семьей), создание возможностей для жен управленцев лучше понять работу своего мужа и даже «возможностей для включения в процесс принятия решений, касающихся жизни семьи (например, связанных с переездом и т.п.)»;
• повышение квалификации (в плане осознания своих ролевых позиций и улучшения межличностных отношений);
• самое главное — создание в организации благоприятного социально-психологического климата.
Помимо организационных, используются и индивидуальные методы предотвращения стресса и борьбы с ним. Их можно разделить на две группы:
• Первая группа – включает способы, использующие физические факторы воздействия – это физическая культура, закаливание организма, бег трусцой и т.д. Физическая нагрузка благоприятствует приобретению большей выносливости, увеличивает запас жизненных сил, уменьшает риск сердечно-сосудистых заболеваний. Кроме того, это хороший способ «сбросить напряжение» и израсходовать избыток энергии. В частности, в США многие организации спонсируют программы физического оздоровления персонала и имеют свои тренажерные залы и беговые дорожки [14, с. 461].
• Вторая группа – аутогенная тренировка, психотерапия, гипноз.
То, что релаксация способна уменьшить стресс, доказано давно, еще в 1930-е гг. Пациентов учили последовательно концентрироваться на разных частях тела, попеременно напрягая и расслабляя мышцы. Сосредоточив внимание на ощущениях, которые возникают при расслаблении, они постепенно достигают все более и более полной релаксации.
Сейчас предложено несколько усовершенствований этой базовой техники. Например, аутогенный тренинг, который заключается в том, что испытуемых учат расслабляться, представляя себе, что их конечности становятся теплыми и тяжелеют. Во время медитации испытуемые сосредоточены на глубоком, ритмичном дыхании и на повторении какой-либо фразы или звука.
Так, Хамберг и Лоор также указывают на эту технику и предлагают основные варианты формирования навыков контроля за стрессовыми состояниями работников [6, с. 243-260]:
1. Релаксация как навык активного регулирования. Главное отличие от «пассивной релаксации» заключается в том, что активная релаксация предполагает сознательные усилия клиентов; клиенты обучаются распознавать ощущения, возникающие при пробуждении или при активизации (это как своеобразные «опорные сигналы»).
2. Тренировка социальных навыков (в том числе навыков уверенности в себе).
3. Тренировка навыков решения проблем.
Гильфрид и Девисон выделяют пять стадий при обучении решению проблем:
1) общая ориентировка в проблемной ситуации;
2) формулировка проблемы (выделение «критического стимула», т. е. обучение способности обращать внимание на существенные признаки при решении проблемы);
3) генерирование решений (это «сердцевина» процесса принятия решения), где суть — в выделении множества вариантов, из которых хотя бы некоторые могут оказаться полезными;
4) принятие решения о выборе конкретного способа действия (на основе сопоставления ожидаемых затрат и преимуществ);
5) верификация эффективности принятого решения (по отношению к определенным «стандартам» успешности в данной деятельности).
Что касается нашей страны, то сейчас отмечается значительный рост спроса на тренинговые услуги по стресс-менеджменту. Управление стрессом считается гораздо более продуктивным, чем стремление полностью изолировать от него людей [5].
Стресс-менеджмент подразумевает проведение системы мероприятий, которые делятся по своей целевой аудитории на следующие три группы: работа с руководителем, тренинги для персонала и выравнивание микроклимата в коллективе.
Тренинги для руководителей проводятся, как правило, индивидуально и опираются на результаты оценки эффективных и малоэффективных компонентов поведения руководителей. В результате проведенных занятий руководитель должен выработать умение справляться с такими воздействиями внешней среды как частая и неожиданная смена ситуации, неопределенность и многими другими факторами.
Тренинги для персонала – центральной темой такого тренинга является не столько умение избегать стрессовых ситуаций, сколько способность находить наиболее оптимальные выходы из них. Также важной составляющей тренингов является умение управлять своим временем и временем своих сотрудников. Правильное распределение времени поможет избежать стресса, связанного с моментами излишней или недостаточной загруженностью.
Еще одна важная часть специализированных тренингов посвящена стрессовым ситуациям, возникающим при групповой деятельности. «Мозговой штурм», совещания, переговоры — все это неизбежно связано со стрессом, хотя и является крайне важной и очень эффективной частью работы в компании.
Выравнивание микроклимата в коллективе. Во многих случаях профессиональный стресс связан с неблагоприятным внутренним климатом в компании, что может быть проблемой как отдельных структурных подразделений, так и всего предприятия. Поэтому мероприятия по созданию в коллективе атмосферы комфортного межличностного общения значительно увеличивают стрессоустойчивость сотрудников.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить тот факт, что стрессовые ситуации часто возникают в жизни любого человека: На какие-то из них мы можем воздействовать изменив ситуацию к лучшему, на какие-то – нет. Поэтому очень важно по возможности объективно оценить реальность и действовать там, где это необходимо, а там где наши действия бесполезны, - просто принять ее как данность.