Файл: Оперативно-розыскная деятельность и права граждан (Основные правовые положения соотношения оперативно-розыскной деятельности и прав человека).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Важное место в системе правоохранительной деятельности занимает оперативно-розыскная деятельность (ОРД). Под оперативно-розыскной деятельностью понимается деятельность, осуществляемая гласно и негласно оперативными подразделениями специально уполномоченных государственных органов посредством проведения ОРМ в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Именно с нее чаще всего начинается активная работа по выявлению и раскрытию преступления. И это вполне закономерно, т.к. ОРД по времени ближе к моменту обнаружения преступления, в идеале ведется по «горячим следам» и имеет своей задачей не только выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, но и выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; установление имущества, подлежащего конфискации; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Таким образом, по результатам ОРД становится возможным выявление как самого факта общественно опасного деяния, так и установление лица (лиц), к нему причастного. Именно поэтому результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, а соответственно и для начала самого уголовного судопроизводства.

Исходя из содержания ОРД, можно понять, что ее осуществление предполагает тесное взаимодействие оперативных работников с населением, именно поэтому очень важно, чтобы в процессе исполнения своей деятельности субъекты ОРД не допускали нарушения прав и свобод членов общества, аморального и неэтичного отношения к ним. Именно этим и обуславливается необходимость существования определённых нравственных основ оперативно-розыскной деятельности.

На основании вышесказанного видим, что актуальность выбранной мной темы курсовой работы не вызывает сомнений.

Правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности и прав граждан изучались следующими авторами: А.И. Алексеев, Ю.А. Баскин, Н.С. Бондарь, Ю.Е. Булыгин, В.Е. Гулиев, П.С. Дмитриев, И.Я. Дюрягин, В.Н. Карташев, А.А. Комлев, Ю.Я. Коршунов, А.И. Маркушин, В.М. Савицкий, Н.Г Салищева, Е.В. Токарев, А.И. Цветков, В.С. Шадрин, Л.С. Явич и некоторыми другими авторами.


Цель работы - рассмотреть оперативно-розыскную деятельность и права граждан, их правовое регулирование в Российской Федерации.

Задачи проведенного исследования:

- рассмотреть теоретические аспекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий;

- изучить особенности защиты прав человека при проведении оперативно-розыскной деятельности;

- исследовать актуальные проблемы соблюдения законодательства при проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан;

- проанализировать проблемы нравственных основ оперативно-розыскной деятельности.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с оперативно-розыскной деятельностью и правами граждан.

Предметом исследования являются правовые нормы, связанные с оперативно-розыскной деятельностью и правами граждан.

Информационную базу исследования составили законодательные акты РФ, материалы российской печати, а также иные документы, опубликованные в различных изданиях сети «Интернет», в справочно-правовых системах «Гарант», «Консультант плюс».

Методология исследования. В процессе проведения данного исследования были использованы различные методы, широко применяющиеся для изучения общественно-правовых явлений: всеобщий диалектико-материалистический метод, методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, социально-философский, логический, исторический и другие методы научного познания.

Структура данного исследования включает в себя введение, две главы, объединяющих четыре параграфа, заключение и список использованных источников.

1. Основные правовые положения соотношения оперативно-розыскной деятельности и прав человека


1.1. Теоретические аспекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий

Гарантией уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-разыскной деятельности (далее - ОРД) является законодательно определенный одноименный принцип, заложенный в основе ОРД (ст. 3 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), который соотносится с такими принципами уголовного судопроизводства, как уважение чести и достоинства личности (ст. 9 Уголовно-процессуального кодекса российской Федерации (далее УПК РФ)), неприкосновенность личности (ст. 10 УПК РФ), охрана прав и свобод человека и гражданина (ст. 11 УПК РФ), неприкосновенность жилища (ст. 12 УПК РФ), тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 13 УПК РФ), презумпция невиновности (ст. 14 УПК РФ), право на обжалование процессуальных действий и решений (ст. 19 УПК РФ). Данные правовые предписания обусловлены конституционным положением о приоритете и высшей ценности прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ) и их непосредственном действии на территории РФ (ст. 18 Конституции РФ). Провозглашение этих принципов базируется на содержании гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».

Непосредственно защите и соблюдению прав и свобод человека и гражданина посвящена ст. 5 ФЗ «Об ОРД», определяющая, во-первых, что органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведении оперативно-разыскных мероприятий (далее - ОРМ) должны обеспечивать соблюдение прав и свобод человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции (что соответствует статьям 23-25 Конституции РФ). Во-вторых, в ней предусмотрена возможность обжалования действий органов, осуществляющих ОРД (статьи 45, 46 Конституции РФ). В-третьих, в ней регламентирована обязанность вышестоящих органов, прокурора и суда в случае нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц принимать в соответствии с законодательством РФ меры по восстановлению этих прав и законных интересов, а также возмещению причиненного ущерба (статьи 52, 53 Конституции РФ).

Необходимо отметить, что использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан. Поэтому факты отклонения поведения отдельных лиц от общепринятых норм дают в определенных случаях основания органам, осуществляющим ОРД, вторгаться в охраняемые законом права и интересы правонарушителя, в том числе оперативно-розыскными средствами и методами. С этой точки зрения важное значение имеет положение п. 3 ст. 55 Конституции РФ, в котором устанавливается, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».


Особо важным положением рассматриваемой нормы представляется запрет на осуществление ОРД для достижения целей и задач, не предусмотренных ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», что определяет правовую сферу действия данного закона и возможности дополнительной гарантии прав и свобод лиц. «Таким образом, - указывают в этой связи В. А. Семенцов и В. Ю. Сафонов, - можно утверждать, что при осуществлении ОРД соблюдение и защита прав и законных интересов граждан гарантируется». В Венской декларации и Программе действий подчеркивается, что «система отправления правосудия, которая включает в себя правоохранительные органы, <...> имеет исключительно важное значе­ние для всесторонней и недискриминационной реализации прав человека и является неотъемлемым элементом процессов демократизации и устойчивого развития. Государства, независимо от политических, экономических и культурных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права человека и основные свободы». Согласно ст. 28 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в Декларации, могут быть полностью осуществлены». Статья 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право на эффективное средство правовой защиты каждого, чьи права и свободы были нарушены, в соответствии с ней ст. 2 Конституции РФ возлагает на государство в целом обязанность осуществления всех необходимых мер с целью надлежащего обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности общественного устройства. Являясь непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, а также деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка в свою очередь в ст. 2 обязал работников уголовной юстиции уважать и защищать человеческое достоинство, поддерживать и защищать права человека. «Лица, осуществляющие судебное преследование, - отмечено в п. 12 Руководящих принципов, касающихся роли лиц, осуществляющих судебное преследование, - в соответствии с законом исполняют свои обязанности справедливо, последовательно... уважают и защищают человеческое достоинство и защищают права человека, способствуя тем самым обеспечению надлежащего процесса и бесперебойному функционированию системы уголовного правосудия».


Работоспособность государственной системы противодействия преступности определяется в первую очередь уровнем раскрываемости преступлений, который зависит и от эффективности использования в процессе расследования и, соответственно, доказывания по уголовным делам, результатов ОРД. Возможность использования данных оперативно-разыскного характера в уголовно-процессуальном доказывании должна определяться, во-первых, законностью производства оперативно-разыскных мероприятий и, как следствие, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в процессе осуществления ОРД. В этой связи обратимся к понятию принципа законности. Его можно интерпретировать в виде обязанности государственных органов и их должностных лиц точно следовать предписаниям различных законодательных актов в их иерархической составляющей, определенной непосредственно ст. 15 Конституции РФ. Приоритетное положение при этом должны занимать международно-правовые нормы, применяемые на территории Российской Федерации, затем сама Конституция РФ, далее федеральные конституционные законы, федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Полагаем, что именно эта базовая система источников права должна служить основой понимания правовой природы принципа законности в любой отрасли государственной деятельности, в том числе и в ОРД. Данное положение в полной мере должно быть отражено в сфере оперативно-ра­зыскного законодательства, ведь ст. 3 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» лишь декларативно предусматривает наряду с другими принцип законности, не определяя его правовую сущность. Поэтому мы высказываемся в поддержку позиции, обозначенной В. М. Атмажитовым и В. Г. Бобровым о целесообразности терминологического определения каждого из принципов ОРД в отдельных статьях закона. Принцип законности в ОРД может представляться в виде обязанности участников ОРД соблюдать требования международно-правовых норм, Конституции РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и других нормативно-правовых актов в своей правоприменительной деятельности.

Опосредованно, на наш взгляд, говорил об этом и В. К. Зникин. В своей работе, в частности, он предложил рассматривать модель ОРД через систему установленных элементов, образующих содержание данного вида деятельности. Данная модель представлена им в виде определенной пирамиды, в основе которой, следуя строгой иерархической составляю­щей, находится правовая основа ОРД, далее следуют задачи, принципы, силы и средства ОРД, основания и условия проведения ОРМ и их строгий законный перечень, межведомственная урегулированность понятий и определений ОРМ и, как завершающий элемент пирамиды - результаты ОРД (оперативно-разыскная информация). «Строгая иерархичность расположения одного за другим элементов ОРД как частей пирамиды, - комментировал указанную модель автор, - непременное условие качественной работы всей системы, то есть тот самый параметр, который позволяет получить качественные результаты от проведения ОРМ, необходимые и достаточные для перехода оперативных доказательств в уголовно-про­цессуальные доказательства. Пренебрежение каким-либо из этих элементов в интересах сиюминутного стремления скорее достичь желаемого результата, неизбежно приведет к нарушению баланса и как следствие - низкое качество конечного результата...». Результаты ОРД, по мнению В.К. Зникина, могут стать тождественными уголовно-процессуальным доказательствам при их высоком качестве (достаточности, отно­симости и допустимости). Таким образом, В. К. Зникин, на наш взгляд, вел речь о комплексном соблюдении принципа законности, а именно прохождении оперативно-разыскной информации по законодательно-установленной системе ОРД при соблюдении всех правил ее внутреннего обустройства с тем, чтобы на выходе результат ОРД представлял собой качественно определенный информационно-познавательный материал, способный, благодаря своему содержательному компоненту, служить альтернативой уголовно-процессуальным доказательствам. При несоблюдении же условий, определенных законодательными предписаниями, результат ОРД, не отвечая установленным для него требованиям, не сможет быть использован в процессе уголовного судопроизводства как информация, полученная с нарушением требований закона, являющаяся недопустимым доказательством.