Файл: Ревизия денежных средств и ценностей (Институт ревизии в современных экономических условиях и ее место в системе государственного финансового контроля).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы исследования определена тем, что необходимость принятия государственных мер, направленных на эффективное функционирование и развитие экономических систем региона, обуславливает поиск и внедрение наиболее эффективных инструментов их развития. Одним из таких инструментов выступает ревизия.

Вопросы бюджетного учета в течение последнего десятилетия в той или иной степени рассматривались многими специалистами. Так, были изданы работы таких авторов, как: С.Г. Борисовой, В. Р. Захарьина, Г.И. Маклевой, Р.Е. Артюхина, Н.П. и И.Н. Кондраковых, А.Н. Паклара, Г.Ю. Касьяновой.

Целью исследования выступает изучение особенностей ревизии денежных средств и ценностей, как метода финансового контроля и методики проведения ревизионной проверки на примере бюджетных организаций.

Объектом исследования настоящей курсовой работы является система бюджетного учета, как совокупность принципов учета и представления учетной информации, и методика проведения ревизионных проверок в Российской Федерации.

Предмет исследования выступают существенные характеристики бюджетного учета и ревизии в Российской Федерации, их соответствие задачам управления государственными финансами.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

- раскрыть понятие и принципы ревизии, как основного метода финансового контроля в государственном управлении экономикой;

- изучить особенности функционирования организационной модели внутренней ревизии финансовой системы

- изучить по нормативным материалам и данным литературы основы ведения ревизии в бюджетных учреждениях; на современном этапе;

- отразить специфику ведения, цели, задачи и методы процедуры ревизионной проверки в бюджетных организациях;

- раскрыть содержание бухгалтерской финансовой отчетности учреждений бюджетной сферы;

- охарактеризовать бюджетную организацию, являющуюся базой выполнения практической части, выявить узкие места в организации ее бухгалтерского учета с использованием методики проведения ревизионной проверки;

- предложить мероприятия по совершенствованию учета и контроля в ГУЗ «Городская поликлиника № 89» УЗ ЮВАО г. Москвы.

Теоретической основой исследования являются труды таких отечественных специалистов в области бухгалтерского учета, как: В. Дурденевский, В.А. Хмельницкий, В.М Мурашко и др., а так же, нормативно-правовые акты, материалы периодической печати, справочники, материалы интернет, материалы информационно-справочной системы «Консультант Плюс».


Практическая часть настоящей работы выполнена на базе ГУЗ Городской поликлиники № 89 УЗ ЮВАО г. Москвы».

Основными источниками информации для написания данной работы явились годовая бухгалтерская отчетность ГУЗ Городской поликлиники № 89 УЗ ЮВАО г. Москвы» за 2015-2016 гг., сведения, предоставленные бухгалтерией об организационной структуре и автоматизированных учетных системах.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений

1. Институт ревизии в современных экономических условиях и ее место в системе государственного финансового контроля

Ревизия, как основной метод финансового контроля в государственном управлении экономикой

Анализ исторических фактов свидетельствует, что формирование системы финансового контроля как важнейшего направления государственной деятельности началось именно с ревизии [5, с. 44; 7, с. 109]. Нередко понятия «ревизия» и «финансовый контроль» отождествляется, чему можно найти подтверждение в специальной экономической и юридической литературе, хотя по существу это разные понятия. Необходимо определить их существенные различия, поскольку общественные отношения, возникающие в сфере государственных (публичных) финансов, в частности, финансового контроля, подлежат обязательному нормативно-правовому регулированию.

Необходимо обратить внимание на следующий момент. В дореволюционный период ни в законодательстве, ни в научной литературе понятие «финансовый контроль» не встречалось, однако широко употреблялся термин «государственный контроль», которым обозначалась процедура проверки исполнения решения, принятого каким-либо государственным органом, или наблюдения с целью проверки, а также само учреждение (государственный орган), ведающее такой проверкой. Во втором случае с целью различения двух понятий словосочетание «Государственный контроль» писалось с прописной буквы. Так, например, об этом свидетельствует известный специалист в области финансового права XIX в., профессор Казанского университета Д. М. Львов, который интересующее нас понятие определял так: «Термин «государственный контроль» употребляется в двояком значении [18, с. 221]:


- в смысле учреждения, или места, где производится ревизия (совет Государственного Контроля, Контрольные палаты);

- в значении ревизионного процесса, или самой ревизии».

В этой связи уместно остановиться на рассмотрении этимологии самого слова «контроль». А.О. Шамшин считал, что слово «контроль» произошло от французского contre-role, т. е. «ведение второго списка счетов» для проверки одного другим, что и делается контролерами, ведущими свои записи параллельно с записями кассиров, причем, разумеется, приходно-расходные записи этих последних должны сходиться с записями контролеров [15, с. 51].

Профессор В.Н. Дурденевский связывает происхождение слова «контроль» с техникой счетно-ревизионной деятельности. По его версии, «контроль» буквально означает «счет столбцов». Лица, считавшие столбцы, были первыми контролерами (controllers, «конт» — счет, «рол» — список, столбец) [17, с. 18].

Похожие определения содержались в работах и других авторитетных исследователей - как прошлого времени [15, с. 12], так и настоящего [19, с. 62].

Это стало причиной того, что термин «государственный контроль» понимался в буквальном смысле как способ его организации, т.е. как ревизия. По нашему же мнению, «финансовый контроль» - понятие обобщающее, и хотя в отдельных случаях возможна его конкретизация (например, некоторых отдельных положений финансово-контрольной деятельности государства, таких как контрольно-ревизионная техника), но при этом следует учитывать, что отдельные положения или части не охватывают его понятие в целом, иначе говоря, контроль не должен пониматься буквально как «поверка», «ревизия» и т.п.

Важным инструментом, с помощью которого решались стоящие перед государством задачи в сфере финансового контроля, была ревизия, на базе которой формировалась информация о финансовом и хозяйственном состоянии дел в государстве. Но ни один из существующих экономических методов не был неким универсальным инструментом, с помощью, которого решался бы весь комплекс задач, стоящих перед государством в сфере финансового контроля. С изменением социально-экономических условий менялись задачи, стоящие перед государством, соответственно совершенствовался и весь государственный инструментарий в сфере финансового контроля.

При проведении сравнительного анализа методов финансового контроля (аудит, ревизия, бухгалтерская экспертиза, налоговая проверка) нельзя не отметить и имеющегося в них сходства [15, с. 21; 17, с. 19]:

- единообразие при использовании источников информации;


- использование методических приемов контрольно-ревизионных процедур;

- обоснование выводов на документально достоверных доказательствах;

- конкретность и общая база в определении убытков и недостач;

- контролирующие сотрудники должны быть квалифицированными специалистами в области бухгалтерского учета и налогового, отчетности и анализа хозяйственной деятельности.

На основании изученных источников, в частности, нормативной базы различных периодов существования государства, а также специальной литературы можно сделать вывод, что развитие государственного контроля базировалось именно на ревизии. На каждом историческом этапе задачи государственного финансового контроля менялись, соответственно совершенствовался и механизм их решения, который все больше расширял область воздействия, что, в свою очередь, влияло и развитие ревизии.

В настоящее время существует ряд отличающихся мнений на понятие ревизии. Так, одни ученные рассматривают ревизию как форму последующего контроля, что, на наш взгляд, противоречит природе ее возникновения и развития, другие относят ее к методу финансового контроля, но не в полной мере раскрывают ее особенности, связанные с современными реалиями.

Например, И. А. Белобжетский считает ревизию «обязательной и регулярной формой последующего контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятий и объединений [5, с. 23]. Ревизия денежных средств и ценностей основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности» [5, с. 24]. Мы не можем согласиться с этим утверждением, т.к. ревизия относится к способам финансового контроля и проводится на всех стадиях финансового контроля. Предметом ревизии являются не только финансы, но и финансово-хозяйственная деятельность всех экономических субъектов, т.к. только при проверке финансово-хозяйственной деятельности возможно установление причин и условий, способствующих возникновению нарушений.

Также, на наш взгляд, нельзя согласиться с мнением Г.А. Соловьева, который утверждает, что «ревизия одна из важных форм финансового контроля. Характерными особенностями ревизии являются: периодичность проведения; использование всех методов финансового контроля, что является одной из причин ее действенности» [11, с. 19].

Н.Л. Маренков пишет: «Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц». Отсюда он делает вывод, что «ревизия - это наиболее действенная форма последующего контроля» [9, с. 54].


С данным утверждением также нельзя согласиться, т.к. ревизия представляет собой не систему обязательных контрольных действий, а систему действий, осуществляемых в соответствии с законодательством. Ревизия представляет собой часть финансового контроля, посредством которой решаются задачи на всех стадиях финансового контроля.

Другая группа ученых, утверждая, что ревизия - метод финансового контроля, не отражают ее особенностей с учетом современных требований государственного устройства страны и экономической деятельности хозяйственных субъектов, что сужает и принижает ее значение.

Не в полной мере мы согласны и с позицией В.В. Воронова, который определяет ревизию как «метод финансового контроля (документальный и фактический) законности, целесообразности и эффективности совершенных в проверяемом периоде финансовых операций, правильность их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности и обоснованности действий должностных лиц при их осуществлении. При этом ревизуемой единицей является подлежащая ревизии организация, программа, деятельность, функция или проект, которые подвергаются контрольному мероприятию» [7, с. 103].

Таким образом, обобщая изложенные положения понятие ревизии, на наш взгляд, можно определить как совокупность всех видов и методов ревизии, каждый из которых выполняет свои функции в определенной области действий.

Предметом ревизии, является не только совершенные операции, но и те, которые должны быть совершены. Единицей ревизии могут быть также хозяйственные операции, производимые в текущем режиме времени, предполагаемые расходы, экономика экономических систем.

1.2.Особенности функционирования организационной модели внутренней ревизии финансовой системы

Как известно, одним из наиболее важных участков управленческого учета и контроля на предприятии является ревизия финансовой системы. Для ревизии финансовой системы или системы управления финансами предприятия главной целью является помощь исполнительному органу управления или совету директоров в осуществлении контроля эффективности различных звеньев финансовой системы [14, с. 54].