Файл: Ревизия денежных средств и ценностей (Институт ревизии в современных экономических условиях и ее место в системе государственного финансового контроля).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
Организационная модель ревизии имеет следующую структуру [6, с. 82]:
- объект ревизии;
- критерии эффективности состояния или функционирования объекта ревизии;
- методика ревизии.
Объектами ревизии являются:
- система безналичных расчетов;
- системы бюджетирования и бизнес-планирования;
- управление финансовыми рисками;
- управление оборотными средствами;
- управление капиталом, вложенным в основные средства (основным капиталом);
- политика привлечения новых финансовых ресурсов;
- управление структурой капитала предприятия;
- уровень и динамика финансовых результатов деятельности предприятия;
- имущественное и финансовое состояние предприятия;
- деловая активность и эффективность деятельности предприятия [6, с. 83].
Методику ревизии составляют:
1. Анализ организационно-нормативных документов, регламентирующих предоставление коммерческих кредитов заказчикам (покупателям).
2. Установление уровня фактического исполнения предписанных регламентов, а именно:
- наличие соответствующих санкций (виз) на документах;
- наличие материалов, свидетельствующих об анализе финансового состояния (платежеспособности) и деловой порядочности заказчиков;
- соответствие сумм и сроков предоставленных кредитов установленным группам риска заказчиков или нормативам кредитоспособности и т.д [14, с. 76].
Методика ревизии включает в себя следующие этапы [8, с. 151]:
1. Выяснение (методами анкетирования и интервьюирования персонала, беседы с руководством, сбора и анализа документации и т. д.):
- целей и финансовых стратегий предприятия (общих и по структурным составляющим), финансовых программ развития;
- внешних и внутренних факторов функционирования.
2. Анализ:
- организационно-распорядительной документации предприятия, регламентирующей бухгалтерскую и финансовую деятельность (положения, инструкции, приказы);
- форм финансового и управленческого учета и отчетности (бухгалтерскую отчетность, бюджеты, платежные календари, бизнес-планы, отчеты о структуре затрат, отчеты об объемах продаж, отчеты о состоянии запасов, балансы оборотных средств, ведомости-расшифровки задолженности дебиторов и кредиторов);
- кредитных соглашений, договоров, кредитных заявок, гарантийных писем, залоговых свидетельств, реестров акционеров, эмиссионных документов, счетов-фактуры, платежной документации и иных документов, регулирующих финансовые отношения между предприятием и иными юридическими (физическими) лицами.
3. Процедура контроля финансовой политики предприятия в зависимости от объекта ревизии включает ряд направлений, таких, например, как система безналичных расчетов [8, с. 153].
Подводя итог первой главы исследования следует отметить, что сегодня основной задачей органов управления является развитие экономики страны, поэтому ревизия как важнейший метод финансового контроля должна не только устранять нарушения в финансовой сфере, но и: разрабатывать меры по актуализации ресурсного потенциала; вносить предложения по выстраиванию механизмов, способствующих сохранению ресурсного потенциала; способствовать экономическому росту; разрабатывать механизмы по конкурентному и эффективному развитию экономических субъектов.
Каждая организация имеет свои технологические, экономические и региональные особенности, что должно найти отражение в специфике ее ревизии. Поэтому следует отметить, что любая организационная модель или методика ревизии представляет шаблон, который необходимо конкретизировать исходя из специфики ревизуемой организации.
2. Организационные основы ревизии в бюджетных учреждениях
2.1. Цели и задачи ревизии бюджетной организации
Как уже отмечалось, ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемым объектом, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами возложена ответственность [8, с. 39].
Методические рекомендации по проведению ревизий утверждаются начальником контрольно-ревизионного управления (КРУ).
Ревизии финансово-хозяйственной деятельности проводятся на основе планов проведения ревизий и проверок, утверждаемых Министром, в частности, здравоохранения и социального развития. Планы хранятся как документы, не подлежащие оглашению.
Начальник КРУ дает указания на проведение ревизий в соответствии с утвержденным Министром планом.
КРУ осуществляет проверки писем, заявлений и жалоб юридических лиц и граждан на основании поручений Министра и заместителя Министра, координирующего оперативную деятельность КРУ.
Ревизуемые объекты могут включаться в план на основании предложений департаментов и управлений, Главного контрольного управления Президента Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Минфина России, правоохранительных органов. В составе ревизионных групп указанных государственных органов специалисты КРУ принимают участие только на основании приказа Министра.
На ревизуемых объектах, допускающих нецелевое или неэффективное использование средств, имеющих неудовлетворительные финансовые показатели работы, ревизии проводятся по мере получения информации о данных нарушениях.
Ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций проводятся не чаще одного раза в год, проверки - по мере необходимости.
КРУ проверяет [11, с. 65-66]:
- соответствие осуществляемой деятельности ревизуемого объекта законодательству Российской Федерации, учредительным документам, имеющимся лицензиям и разрешениям;
- законность создания обособленных подразделений, правомерность совершения с ними хозяйственных операций, в том числе операций, связанных с передачей имущества;
- обоснованность расчетов сметных назначений;
- исполнение смет расходов;
- использование бюджетных средств по целевому назначению;
- полноту и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
- соблюдение финансовой дисциплины, правильность и достоверность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;
- обоснованность расчетных, кредитных операций, операций с денежными средствами и ценными бумагами;
- обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
- операции с основными средствами и нематериальными активами;
- лизинговые операции;
- операции по страхованию имущества;
- обеспечение сохранности и эффективного использования государственного имущества;
- операции, связанные с финансовыми вложениями;
- сохранность, правильность оприходования и использования материальных ресурсов;
- обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
- достоверность учета готовой продукции (работ, услуг) и реализации;
- расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
- расчеты с поставщиками и покупателями, прочими дебиторами и кредиторами;
- формирование финансовых результатов и их распределение;
- состояние бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля;
- выполнение указаний по устранению недостатков, выявленных предыдущей ревизией или проверкой [11, с. 68].
При проведении ревизии проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта.
Таким образом, можно сказать, что ревизии должны обеспечить: выявление и мобилизацию имеющихся резервов производства, повышение его эффективности и качества работы; усиление роли внутреннего контроля в использовании средств федерального бюджета, государственного имущества, денежных средств и материальных ценностей, выявление причин и условий, способствующих образованию потерь, недостач и совершению хищений, подлогов, подделок и других злоупотреблений; разработку в необходимых случаях предложений о пересмотре действующих норм, нормативов и смет, расценок, тарифных ставок, цен, а также об изменении отдельных нормативных актов (положений, инструкций).
2.2 Методы и процедуры ревизионной проверки
Ревизия проводится за период деятельности ревизуемого объекта, определенный программой ревизии. Сроки проведения ревизии определяются начальником КРУ с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемого объекта, и, как правило, не могут превышать 30 календарных дней.
Составлению программы ревизии и ее проведению предшествует подготовительный период. Начальником КРУ для подготовки ревизии назначается рабочая группа из квалифицированных сотрудников КРУ и ее руководитель, который организует подготовку и анализ материалов, необходимых для проведения ревизии.
Рабочая группа:
- знакомится с организационно-правовой структурой ревизуемого объекта, его обособленных подразделений;
- изучает структуру капитала ревизуемого объекта;
- знакомится с видами хозяйственной деятельности ревизуемого объекта;
- подбирает законодательные и нормативные акты Российской Федерации, а также указания, приказы, распоряжения и письма, касающиеся деятельности ревизуемого объекта:
- изучает материалы предыдущих ревизий, а также их реализацию;
- направляет запросы по отдельным вопросам ревизии в соответствующие органы, на ревизуемый объект;
- проводит анализ обоснованности выделения бюджетных средств по статьям бюджетной классификаций за ревизуемый период (для учреждений, еще не сменивших свой статус, и казенных учреждений);
- производит оценку планируемых трудозатрат в человеко-днях;
- определяет уровень существенности по основным показателям деятельности ревизуемого объекта.
Источниками получения информации о ревизуемых объектах для ревизоров являются следующие документы:
- учредительные документы;
- финансовая отчетность;
- отчеты руководителей учреждений [12, с. 276].
На основании подготовительной работы руководителем рабочей группы готовится:
- пакет подобранных на подготовительном этапе документов с их перечнем, а при необходимости - аналитическая записка;
- проект программы ревизии или перечень основных вопросов ревизии;
- обоснование объема работ и количество необходимых специалистов ревизионной группы, в том числе консультантов и экспертов.
Ревизионная группа изучает правоустанавливающие документы ревизуемого объекта, внешнюю отчетность, отчеты ревизионных комиссий и аудиторских компаний, материалы проверок контролирующих организаций.
Ознакомление с системой бухгалтерского учета включает в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности ревизуемого объекта:
- учетная политика (начиная с 2011 года) и основные принципы ведения бухгалтерского учета (наличие приказов по учетной политике и утверждению рабочего плана счетов) [13, с. 54];
- организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности (наличие штатного расписания, утвержденного руководителем ревизуемого объекта);
- распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовке отчетности (наличие должностных обязанностей, плана организации труда работников бухгалтерии, утвержденных руководителем ревизуемого объекта);
- организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции (наличие правил документооборота, утвержденных руководителем ревизуемого объекта, приказов о назначении материально ответственных лиц и договоров о полной индивидуальной материальной ответственности, перечня лиц, имеющих право подписи на первичных бухгалтерских документах);
- порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров (соответствие данного порядка действующему плану счетов и их корреспонденции);
- порядок подготовки периодической отчетности на основе данных бухгалтерского учета;