Файл: Реорганизация юридических лиц (Формы и виды реорганизации юридических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 376

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги курсовой работы, нетрудно сделать выводы, что в законодательстве установлены лишь общие принципы порядка реорганизации юридических лиц. Реорганизация – сложный правовой институт, поэтому необходимо не только детализировать его, но и привести в соответствие отдельные противоречивые действующие правовые нормы, а также ввести дополнительные нормы, которые позволят упорядочить процедуру реорганизации юридических лиц в Российской Федерации, защитить права акционеров и кредиторов, участников, а также поможет обеспечить стабильность гражданского оборота.

Несмотря на глобальные изменения в развитии реорганизации юридических лиц в последние годы, процесс формирования этого правового нельзя считать завершенным. Недоработки законодательства ведут к тому, что часто имеют место риски признания любой реорганизации юридического лица незаконной.

В курсовой работе выявлены следующие недостатки законодательного регулирования в порядке реорганизации юридических лиц: отсутствие положения об обязательном уведомлении работников реорганизуемых юридических лиц о предстоящей реорганизации, недостаточная детализация информации, подлежащей раскрытию перед кредиторами, неурегулированность последствий признания реорганизации недействительной, неурегулированность последствий признания недействительными промежуточных этапов и решений в процедуре реорганизации (решения о реорганизации, договора о реорганизации, разделительного баланса, передаточного акта, регистрации обществ, возникших в результате реорганизации и прекративших свою деятельность в результате реорганизации), необходимость оформления в процессе реорганизации двух документов: разделительного баланса (передаточного акта) и отдельно – решения о реорганизации (договора о реорганизации), сложность переоформления всех лицензий.

Также выявлено разрозненное и противоречивое содержание эмпирического материала - т.е. небольшое количество судебных решений по делам о правонарушениях в процессе реорганизации юридических лиц, по которым крайне трудно выделить четкую позицию судебных органов в отношении спорных вопросов института реорганизации юридических лиц.

Основные положения о порядке реорганизации, такие как признание (непризнание) решения о реорганизации сделкой, юридический статус решения о реорганизации и юридический статус договора о реорганизации, вопрос определения момента, с которого кредиторы и владельцы голосующих акций получают право требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций (с момента опубликования в «Вестнике» сообщения о реорганизации или с момента принятия решения) должны быть закреплены на законодательном уровне, а не подчиняться исключительно разъяснениям судебных органов.


По итогам курсовой работы можно сформулировать следующие рекомендации и предложения, направленные на дальнейшее совершенствование законодательства и его применения.

Прежде всего стоит необходимо кодифицировать законодательство о реорганизации юридических лиц. На текущий момент все нормы, содержащие гарантии прав заинтересованных лиц при реорганизации юридических лиц, в том числе и акционерных обществ, распределены среди множества нормативных правовых актов различного уровня, что препятствует реализации заинтересованными лицами своих прав, а также затрудняет безоговорочно законное осуществление реорганизаций даже при добросовестности руководства организацией. Также необходимо консолидировать нормы финансового и налогового законодательства, с которыми общества сталкиваются во время процедуры реорганизации. Стоит сгруппировать положения, устанавливающие ограничения на проведение реорганизации. Желательно также на законодательном уровне закрепить понятие реорганизации и понятия, смежные с реорганизацией.

В отношении взаимодействия с регистрирующими и антимонопольными органами необходимо наделить органы реальными рычагами воздействия на осуществляющие реорганизацию юридические лица, в целях недопущения и пресечения незаконной реорганизации, а также восстановления нарушенных прав участников реорганизации юридических лиц. В частности, считаю необходимым разработать систему проверки документов, поступающих на регистрацию в регистрирующие органы.

Что касается лицензирующих органов, необходимо упростить систему лицензирования и внести в законодательство положения, регулирующие особенности правопреемства при передачи лицензий во время реорганизации, чтобы упростить процедуру реорганизации и чтобы она занимала меньшие сроки по времени для юридических лиц.

В отношении общего собрания участников (акционеров) стоит внести положения в ФЗ «Об АО» и в ФЗ «Об ООО», четко определяющие правовую природу общего собрания на законодательном уровне, а также положения, определяющие права и обязанности, возникающие в связи с его принятием и правовые последствия принятого решения.

Необходимо установить на законодательном уровне последствия незаконности реорганизации юридических лиц и порядка восстановления прав лиц, чьи права были нарушены такой реорганизацией. Также если реорганизация впоследствии будет признана недействительной, необходимо предусмотреть последствия совершения сделок после реорганизации.


В отношении прав акционеров, кредиторов реорганизуемых юридических лиц необходимо детально установить «глубину» раскрытия информации, а в отношении работников – установить сроки и порядок раскрытия информации.

Развитие института реорганизации юридических лиц должно осуществляться исходя из баланса приоритетов следующих групп участников: миноритарных и мажоритарных собственников, инвесторов (участников, акционеров) и единоличного исполнительного органа и членов советов директоров (наблюдательных советов), кредиторов и корпоративных собственников юридического лица, заинтересованных субъектов (включая публичную власть), субъектов корпоративных отношений. Все эти шаги необходимы для дальнейшего развития предпринимательского права в целом.

Необходимо обеспечить формирование благоприятной внешней среды предпринимательской деятельности через развитие конкурентного экономического рынка, финансовых рыночных институтов, необходимо формирование морально-нравственных ценностей общества, нацеленных на честное предпринимательство, нетерпимость к нарушителям закона, на созидательный труд,. Только система целенаправленных мер, обеспеченная политической инициативой федеральных и местных властей, усилиями бизнес-сообщества, может существенно сократить случаи последующего признания реорганизации незаконной и обеспечить функционирование цивилизованного рынка в России, аналогичного тому, который уже десятилетия функционирует на Западе.

Помимо совершенствования законодательной базы для оптимизации порядка реорганизации юридических лиц необходимо активно использовать правоприменительные и иные механизмы. Например, необходимо активнее развивать в исполнительных, законодательных органах субъектов Федерации комитеты, рабочие группы, комиссии по противодействию коррупции, которые должны проводить мониторинг осуществляемых реорганизаций с участием российских юридических лиц, вырабатывать механизмы и структуры коллективной защиты субъектов корпоративных отношений, направлять запросы в проверяющие и контролирующие инстанции.

Стоит отметить, что результаты проделанной работы можно использовать для дальнейших исследований на предмет сравнения опыта западных стран в целях имплементации этого опыта в российскую правоприменительную и законодательную практику. Следует тщательно исследовать опыт США и европейских государств в области института реорганизации юридических лиц. Очевидно, что для любого государства допустить, чтобы иностранная компания свободно действовала на его территории, означает подвергнуть опасности собственный правовой оборот. Эту проблему можно было бы решить через сближение российского предпринимательского права с международным. Однако вмешательство государства в сферу корпоративных отношений должно обеспечить в процессе этой свободной экономической деятельности баланс и соблюдение интересов всех участников отношений и не должно нарушать гарантированных Конституцией РФ правомочий граждан в рамках свободной экономической деятельности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 16.12.2019, с изм. от 12.05.2020) // СЗ РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 13.11.1994 №51-ФЗ (принят ГД ФС РФ) (ред. от 16.12.2019, с изм. от 12.05.2020) // СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301;
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 20.07.2020) // СЗ РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824;
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340;
  5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3;
  6. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «Об акционерных обществах» (принят ГД ФС РФ 24.11.1995) (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ, 01.01.1996, N 1, ст. 1;
  7. Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. с 01.01.2011) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (принят ГД ФС РФ 14.01.1998) (в ред. от 04.11.2019, с изм. от 07.04.2020) // СЗ РФ, 16.02.1998, N 7, ст. 785;
  8. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О рынке ценных бумаг» (принят ГД ФС РФ 20.03.1996) (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1918;
  9. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» (ред. от 26.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // СЗ РФ, 12.12.2011, N 50, ст. 7344;
  10. Федеральный закон от 19.07.1998 г. N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (ред. от 02.08.2019) // СЗ РФ, 27.07.1998, N 30, ст. 3611;
  11. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ, 28.10.2002, N 43, ст. 4190;
  12. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 18.02.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.03.2020) // СЗ РФ, 09.05.2011, N 19, ст. 2716;
  13. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001) // СЗ РФ, 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431;
  14. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 27.12.2019) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020) // СЗ РФ, 05.02.1996, N 6, ст. 492;
  15. Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об инвестиционных фондах» (принят ГД ФС РФ 11.10.2001) // СЗ РФ, 03.12.2001, N 49, ст. 4562;
  16. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002) // СЗ РФ, 15.07.2002, N 28, ст. 2790;
  17. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О защите конкуренции» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) // «СЗ РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434;
  18. Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ, 02.08.2010, N 31, ст. 4193;
  19. Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О производственных кооперативах» // СЗ РФ, 13.05.1996, N 20, ст. 2321;
  20. Закон Московской области от 11.01.2007 N 4/2007-О (ред. от 26.02.2020) (принят постановлением Мособлдумы от 27.12.2006 N 10/204-П) «О собственности Московской области» // Ежедневные Новости. Подмосковье, N 12, 24.01.2007.

Подзаконные правовые акты

  1. Положение Банка России от 19.12.2019 N 706-П «О стандартах эмиссии ценных бумаг» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.04.2020 N 58158) // Вестник Банка России, N 37-38, 26.05.2020;
  2. Инструкция Банка России от 10 марта 2006 года № 128-И (ред. от 19.02.2013) «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» // Вестник Банка России, N 25, 27.04.2006;
  3. Инструкция Банка России от 02.04.2010 № 135-И (ред. от 24.03.2020) «О по­рядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» // Вестник Банка России, N 23, 30.04.2010;
  4. Положение Банка России от 4 июня 2003 года № 230-П «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения» (ред. от 15.07.2019) // Вестник Банка России, N 39, 16.07.2003;
  5. Указ Президента РФ от 16.11.1992 N 1392 (ред. от 26.03.2003, с изм. от 30.06.2012) «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (вместе с «Временным положением о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества») // Российская газета, N 251, 20.11.1992;
  6. Приказ Минфина РФ от 20.05.2003 N 44н (ред. от 25.10.2010) «Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 N 4774) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 40, 06.10.2003;
  7. Приказ ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2012 N 25183) // Российская газета, N 192, 22.08.2012;
  8. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» // Финансовая газета, N 28, 1995.

Судебная практика

  1. Постановление Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 «О некоторых вопросах применения ФЗ «Об АО» // Вестник ВАС РФ, N 1, 2004;
  2. Определение ВАС РФ от 10 сентября 2009 г. N ВАС-9970/09 «Об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ»;
  3. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 ноября 1997 г. N А56-12585/97;
  4. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 февраля 2003 г. N А52/1813/02/1;
  5. Постановление ФАС Московского округа от 16 апреля 2003 г. N КА-А41/1816-03;
  6. Постановление ФАС Центрального округа от 17 апреля 2003 г. N А09-7448/02-13;
  7. Постановление ФАС Поволжского округа от 05.02.2007 по делу N А72-144/01-Х11;
  8. Постановление ФАС Московского округа от 01.09.2008 N КГ-А40/7914-08 по делу N А40-30870/07-146-162;
  9. Постановление ФАС Московского округа от 15.12.2008 N КГ-А40/10658-08-П по делу N А40-28173/07-12-155;
  10. Постановление ФАС Поволжского округа от 10.02.2009 по делу N А06-2628/2008;
  11. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.03.2009 по делу N А56-3872/2008;
  12. Определение ФАС Поволжского округа от 13.08.2009 по делу N А65-11140/2007;
  13. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.08.2009 по делу N А74-499/08;
  14. Постановление ФАС Уральского округа от 23.12.2009 N Ф09-10265/09-С4 по делу N А60-18029/2009-С5;
  15. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.08.2010 N Ф03-5789/2010 по делу N А37-1624/2009;
  16. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2010 по делу N А41-16725/09.