Файл: Реорганизация юридических лиц (Формы и виды реорганизации юридических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 379

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поглощения бывают дружественные и недружественные (friendly and hostile takeovers). Враждебные – это когда приобретение акций общества осуществляется против воли совета директоров (исполнительных органов) или акционеров[24]. В дружественных их воля соблюдается, все осуществляется на основе добровольных соглашений[25]. Недружественные поглощения можно сократить совершенствованием законодательства о реорганизации.

2.Нормативно-правовое обеспечение реорганизации юридических лиц: история развития и современное состояние

Исторически первые реорганизации юридических лиц стали осуществляться в странах с развитой экономикой. Соотношение терминов «слияние и поглощение» по иностранному законодательству и «реорганизации» по российскому праву было рассмотрено в предыдущем параграфе.

Техника института слияний и поглощений была создана в Английском праве[26]. Основные судебные решения английского законодательства в этой сфере следующие: Инструкция о слияниях и поглощениях (Notes on Amalgamations), Законопроект комитета Грина (1926 г.), работа парламентского Комитета Дженкинса (Jenkins Committee). В 1968 г. был принят Кодекс Сити по инициативе Банка Англии (The City Code on Takeovers)[27], который изначально имел рекомендательный характер, однако игнорирование его требований могло привести к применению санкций как со стороны государственных учреждений, так и со стороны саморегулируемых организаций, среди которых, например, служба по финансовым рынкам Великобритании (Financial Services Authority, FSA)[28]. Кодекс получил статус нормативно-правового акта после имплементации в Великобритании Директивы ЕС о поглощениях.

Самым разработанным считается законодательство США в сфере реорганизаций, начавшее свое развитие в конце 1960-х годов, его основной принцип – раскрытие информации и невмешательство государства. В 1934 г. была создана Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission). Законодательные акты в США делятся на три группы: законы о ценных бумагах, антимонопольные законы и законы штатов о корпорациях[29]. В США основные законодательные акты следующие: Закон о Федеральной торговой комиссии 1914 года (запрещающий минимизировать конкуренцию посредством слияний и поглощений), Закон о ценных бумагах 1933 г., Антитрестовский закон Шермана, Закон Клейтона, Закон о торговле ценными бумагами 1934 г. (Закон Гласа – Сигала), Закон о биржах 1934 г., Закон Уильямса (устанавливает требования к раскрытию информации), Закон Уильямсона 1968 г. (о перераспределении корпоративного контроля), Закон о наказании за инсайдерскую торговлю и мошенничество в области ценных бумаг 1988 г., Закон Сарбэйнса - Оксли 2002 г. (US Sarbanes - Oxley Act, об усилении требований к аудиту публичных компаний и финансовой отчетности), Кодекс корпоративного поведения (порядок противодействия злоупотреблениям и принципы честного бизнеса)[30].


В США есть акты федерального значения, и есть принятые отдельными штатами. В каждом штате свои законы, свои судебные прецеденты. Например, есть противозахватный закон как в штате Делавэр, так и в штате Пенсильвания. Самой упорядоченной и детальной судебной системой считается судебная практика в Делавэре, возможно в связи с тем, что там зарегистрировано более половины компаний, котирующихся на Нью-Йоркской фондовой бирже, а также огромное количество крупных корпораций, включая, например, "Mobil" и "General motors"[31].

Английскую технику, заимствованную США, в начале 2000-х годов переняли многие европейские государства с континентальной системой права. Также она вошла в акты Европейского союза, которые не относятся к нормативным актам прямого действия, в связи с чем каждое из государств-членов ЕС имплементирует их положения в свое право[32]. Например, каждое государство обязано установить свои процедуры слияния и поглощения компаний и ответственность за нарушения[33]. Римский договор от 27.03.1957 о создании Европейского экономического сообщества является основой правового регулирования реорганизации компаний на уровне ЕС[34]. В 2004 г. была принята Директива о поглощениях 2004/25/EC Европейского Парламента и Совета от 21.04.2004, которая регулирует порядок слияний и поглощений, механизмы контроля в ЕС в соответствии с особенностями национального права. Государства – члены ЕС вправе ужесточать положения директивы. Положения директивы были имплементированы в России в Федеральном законе от 05.01.2006 №7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах».

Все национальные модели реорганизации имеют общие черты, однако судебная практика серьезно отличается. Например, английская и американская основана на саморегулировании, страны континентальной системы предпочитают установление жестких правил порядка реорганизации.

В нашей стране до принятия Гражданского кодекса РФ 1994 г. законодательное регулирование процесса реорганизации почти отсутствовало[35].

В дореволюционном законодательстве нашей страны Г.Ф. Шершеневич выделял две формы слияния: слияние двух компаний с их прекращением и образованием третьей компании (fusion), и поглощение одной компании другой (annexion)[36].

В 1927 г. уже существовали такие формы, как «соединение» и «разделение»[37]. «Соединение» в свою очередь включало «слияние», а также форму современного «присоединения» – «вхождение одной или нескольких организаций в состав существующей организации на основе устава последней и под ее наименованием»[38].


Основные правовые акты того времени только констатировали наличие данного института, но не регулировали отношения: Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. (ст. ст. 37, 38, 39), Закон РСФСР 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.). Реорганизация юридических лиц, вместе с ликвидацией, была способом прекращения юридического лица, правда, с наличием правопреемства в отношении некоторых прав (например, авторских прав)[39]. В ч. 3 ст. 39 ГК РСФСР перечислены 3 формы реорганизации – слияние, разделение и присоединение[40]. Имело место и преобразование, например, в принудительном порядке должны были быть преобразованы все виды жилищных кооперативов в жилищно-строительные кооперативы[41].

В России реорганизация появилась в 1989 г. одновременно с началом приватизации собственности[42]. Впервые законодательно закреплены термины «выделение» и «преобразование» (ст. 37 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности»). В п. 145 Положения об акционерных обществах упоминалось о слиянии путем объединения контрольных пакетов акций либо путем изъятия акций одного общества с заменой акциями другого общества[43].

Далее 31 мая 1991 г. были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик[44], которые предусматривали пять форм реорганизации в ст. 16: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

В 2004-2006 гг. произошел резкий всплеск сделок по реорганизации[45].

В настоящее время правовое регулирование реорганизации юридических лиц в Российской Федерации осуществляется Гражданским кодексом РФ, устанавливающим основы порядка реорганизации юридических лиц, а также специальными законами: Федеральным законом «Об акционерных обществах»[46] (далее – ФЗ «Об АО»), Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью»[47] (далее – ФЗ «Об ООО»), Федеральным законом «О защите конкуренции»[48], Федеральным законом «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (далее – ФЗ «О народных предприятиях»)[49], и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[50].


Гражданский кодекс РФ устанавливает общие правила: формы реорганизации и круг лиц, имеющих право принимать решение о ее проведении, определяет момент завершения реорганизации, порядок оформления правопреемства и гарантии прав кредиторов.

В связи с возросшим количеством недружественных поглощений и наносимыми ими вредом экономике, на региональном и муниципальном уровнях разрабатываются нормативные правовые акты и трехсторонние (региональные) соглашения с профсоюзными органами; создаются рабочие группы в отдельных муниципальных образованиях Московской области и специальные комиссии в некоторых регионах. Наличие подзаконных нормативно-правовых актов свидетельствует о разных проблемах: недостаточность законодательного регулирования института реорганизации, стремление государства обезопасить себя от рисков потери контроля над обществами, в которых оно имеет «золотую акцию»[51]; желание препятствовать реорганизациям успешного бизнеса, приносящего хорошие налоги в бюджет; необходимость защиты интересов работников[52]. Все эти акты в основном предлагают «точечные меры», нацеленные на регулирование отдельных вопросов, и не влияют на общую ситуацию.

На общества с дополнительной ответственностью распространяются нормы ч. 3 ст. 95 ГК РФ об ООО, в том числе нормы ФЗ «Об ООО».

На юридические лица в банковской, инвестиционной, страховой сферах ипотечных агентов, специализированных обществ и в области производства сельскохозяйственного производства распространяется специальное законодательство, которое содержит более широкий список ограничений и требований, обеспечивающих стабильность этих финансовых институтов, гарантии безопасности лицам, доверяющим им свои средства и пользующимся их услугами. Специальное законодательство содержит особенности их создания, реорганизации, ликвидации и правового положения согласно п. 2 ст. 1 ФЗ «Об ООО».

Реорганизация кредитных организаций в форме акционер­ных обществ регулируются нормами различных отраслей права: гражданского, антимонопольного, налогового, бан­ковского, трудового. Основные законодательные акты для них следующие: Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, ФЗ «Об АО», ФЗ «Об ООО», Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности»[53], ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[54], ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[55], ФЗ «О защите конкуренции»[56].


Нормы гражданского законодательст­ва о реорганизации юридических лиц и нормы банковского законодательства о ре­организации кредитных организаций соотносятся как общие и специальные, в случае противоречий применению подлежат нормы банковского законодатель­ства согласно п. 6 ст. 60 ГК РФ, п. 3 ст. 1 ФЗ «Об АО» и ч. 1 ст. 23 Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности». Более того, если в общем законе дан исчерпывающий перечень вопросов, по которым допускается специальное регулирование, следует ограничиваются этим перечнем[57].

Из нормативных актов Банка России наибольшее значение имеют Положение «О реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения»[58], Инструкция «О по­рядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций»[59].

Положения о реорганизации должны детально ее регулировать и обеспечивать защиту прав участников корпоративных отношений. В нашей стране нет единого нормативного акта, регулирующего проведение реорганизации с начала до конца, в отличие от других стран, где правовое регулирование реорганизации обычно является предметом отдельного нормативного акта.

3. Формы и виды реорганизации юридических лиц

В действующем законодательстве предусмотрено пять форм реорганизации (п. 1 ст. 57 ГК РФ, п. 2 ст. 15 ФЗ «Об АО», п. 2 ст. 51 ФЗ «Об ООО»): слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Слияние – возникновение нового юридического лица путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних (п. 1 ст. 16 ФЗ «Об АО», п. 1 ст. 52 ФЗ «Об ООО»). При слиянии обществ все права и обязанности каждого из них переходят к юридическому лицу, созданному в результате слияния, в соответствии с передаточным актом.

Присоединение - прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому юридическому лицу (п. 1 ст. 17 ФЗ «Об АО», п. 1 ст. 53 ФЗ «Об ООО»). При присоединении одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности присоединенного в соответствии с передаточным актом.

Разделение - прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь создаваемым юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом (п. 1 ст. 18 ФЗ «Об АО», п. 1 ст. 54 ФЗ «Об ООО»).