Файл: Коллективное управление правами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 225

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена исследованиям, отраженным в сфере интеллектуальной собственности, и касается изучения вопроса коллективного управления правами. Управление правами на коллективной основе представляет собой систему, через которую осуществляется реализация прав правообладателей, путем контактирования различных объединений, включающих в себя деятелей искусства, культуры, литературы и других, с пользователями. Актуальность темы заключается в том, что с момента появления в XVIII веке, так и до сих пор в современном мире авторам не представляется возможным на индивидуальной основе осуществлять контроль за использованием своих произведений, композиций и иных объектов, из-за высокой затратности в плане времени и средств, и защиту своих прав, а за счет стремительного развития технического прогресса эта сфера постоянно подлежит дополнениям или изменениям в правовом регулировании, в соответствии с чем правовая база регулирования данного вопроса никогда не достигает идеала. Цель данной работы заключается в изучении появления данной системы и ее дальнейшего становления, а также анализе текущих положений регулирующих ее функционирование, и выявлении возможный проблем с которыми сталкиваются законодатели при этом. Основными задачами для достижения обозначенной цели являются: изучение литературы и законодательства по теме исследования, выявление основных причин появления данной сферы, а также выявление основных проблем регулирования и применений регулирующих положений на практике на ранних стадиях развития и в текущий период за рубежом, конкретно в странах Европейского сообщества, и в России. Методологической основой для исследования стали ученные труды известных отечественных и зарубежных специалистов в области интеллектуальной собственности.

Глава 1. Возникновение и становление коллективного управления правами

1.1 История развития коллективного управления правами за рубежом

В зарубежном законодательстве коллективное управление начало свое появление одновременно с принятием первых национальных законов регулирующих авторские права и как понятие расширялось с течением времени в результате технических достижений.


Впервые данное правовое явление нашло свое отражение в конце 1700-х годов. В 1777 году во Франции Пьером Бомарше было создано общество по защите прав авторов в области драматических театральных и литературных произведений, которое называлось Бюро правовой защиты драматургов. В дальнейшем с целью обсудить финансовую проблему, двадцать два знаменитых писателя того времени подняли дебаты на уровень коллективной защиты своих прав, они жаловались на то что их пьесы подвергаются сильной переработке со стороны театров. Однако Бормаше подал жалобу, которая была акцентирована том что театр Comédie Française дал слишком маленькое вознаграждение за использование его пьесы. Хотя и не сразу с успешно, но действия группы авторов, во многом благодаря тесным политическим связям Бормаше в конечном счете привели к важным изменениям. Спустя четырнадцать лет борьбы авторов за свои права, королем Людовиком XVI в 1791 году был ратифицирован первый во Франции закон об авторском праве, который признавал концепцию авторских прав в любой точке мира. В 1829 было положено начало Обществу авторов музыкально-драматических произведений (SACD). В том же году было создано Бюро по драматическому законодательству. В 1838 году стараниями Оноре де Бальзака и Виктора Гюго было учреждено Общество французских литераторов, которое собирало авторские гонорары за публикации в прессе[1].

В 1850 году во Франции также была создана, необходимая на тот момент, первая организация коллективного управления в области музыки – Общество авторов, композиторов и музыкальных издателей (SACEM). В первую очередь главная цель его создания это управление правами на публичное исполнение музыкальных произведений. Дата имеет важное значение, поскольку предшествует принятию Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в 1886 году. Это было связано с инцидентом произошедшим в 1847 году в Париже, где в кафе «Les Ambassadeurs», хозяин отказался за свой счет предоставить напитки и закуски композитору Эрнесту Бурже, в качестве платы за исполнение созданных им музыкальных произведений. В связи с этим Бурже вместе с писателем Полем Анрионом и издателем Виктором Паризо обратился в суд с прошением запретить исполнение своих произведений, и обеспечить вознаграждение композиторам, чья музыка была исполнена в кафе. Суд поддержал их позицию и обязал владельца кафе прекратить исполнение композиций истцов, После обжалования решений в 1848 и 1849 годах кассационная инстанция вынесла решение о возмещении, причиненных владельцем, убытков авторам, а также был сформирован принцип по которому любое публичное исполнение композиций должно сопровождаться выплатой вознаграждения ее автору. В связи со сложностью контроля и необходимостью в обеспечении прав правообладателей данные композиторы и учредили организацию Центральное агентство по защите прав авторов и композиторов, которая в дальнейшем была преобразована в Организацию авторов, композиторов и музыкальных издателей[2]. В 1886 году была подписана Бернская конвенция, которая была первым документом закрепляющим на международном уровне право на получение вознаграждений за публичное исполнение произведений авторов, которое наряду с другими основными правами выступало в качестве основной функции защиты, которая должна предоставляться всем авторам. С наступлением XX века многие из видов авторских работ появлялись с использованием новых технологий. Таким образом от правового регулирования в сфере авторского права в то время требовалось не отставать от развития технологий: первая печать и затем звукозапись, кинематография, радиовещание, фотокопирования, спутниковое и кабельное вещание, видеозапись, также возникали и новые проблемы по вопросам лицензирования связанные с репрографией, копирования музыки в личных целях, коммерческий прокат музыки, аудио-визуальной продукции на компакт-дисках. В конце 1960-х и начале 1970-х распространенным явлением стали фотокопировальные машины, что привело к повышению уровня несанкционированного копирования и необходимости предпринять соответствующие действия к приведению данной деятельности соответствующей закону обеспечив отчисления вознаграждений авторам и издателям.


Также в 1955 Федеральный суд в Германии постановил, что репродуцирование статей из научных журналов промышленной фирмой, с целью дальнейшего их свободного использования ее сотрудниками, не предоставляется возможным без согласия правообладателей. В 1957 году в Германии было создано общество VG WORT (Verwertungsgesellschaft Wort), которое позиционируется как организация коллективного управления правами авторов литературных произведений и издателей[3].

В 60-е годы одной из очевидных проблем стала невозможность репетиторов и учителей копировать отдельные книги, газеты и периодические издания, а также другие литературные и художественные произведения из-за ограничений предусмотренных в шведском законе об авторском праве связанных с распространённым в то время незаконным копированием. Тогда издатели, авторы и представители образовательной системы обнаружили, что у них есть общая заинтересованность в разрешении данного вопроса. Однако получение согласия правообладателей для каждого такого случая не представлялось возможным.

В 1973 году после статистических исследований стороны достигли соглашения согласно которому в школах регулировалось копирование. В создании соглашения участвовали все стороны, связанные с авторским правом - авторы, композиторы, фотографы, художники, издатели книг и музыки, пресса и журналисты. Благодаря этому соглашению о репрографии вознаграждение за воспроизведение было предоставлено авторам и редакторам. Кроме того, соглашение регламентировало то, в какой степени такое воспроизведение будет допустимо. Таким образом в Швеции была учреждена первая организация коллективного управления, коротая специализировалась на репрографии, под названием BONUS (Bild Ord Not Upphovsrätt Sverige). В 1982 году организациями в газетной отрасли и периодике была образована Presskopia. В то время данные отрасли нуждались в соглашении регулировании о копирования для делового и государственного секторов. В 1996 году к Presskopia присоединились организации специализирующиеся на живописи. Основной задачей данного объединения было лицензирование прав на воспроизведение статей в газетах и периодических изданиях для внутреннего использования в компаниях, организациях и органах власти. С 1 января 1999 года BONUS и Presskopia объединились в одну организацию Bonus Presskopia, которая занимается лицензированием как образовательного так и делового секторов.

За достаточно малое количество времени ОКУ были сформированы во многих странах Европы и остальных государствах по всему миру для управления правами авторов и композиторов. В 1903 году была образована немецкая организация управления правами исполнителей музыкальных произведений (GEMA), а в 1914 ее последовать Великобританское общество защиты прав исполнителей (PRS). В конце XIX – в начале XX столетия, организации коллективного управления нашли свое начало во многих странах мира и продолжали активно развиваться. Тогда сотрудничество между такими организациями развивалось через договоры взаимного представительства своих репертуаров и организации решили создать международный орган который бы координировал такую деятельность и способствовал эффективной защите прав авторов во всем мире. В следствии чего в июне 1926 года 18 представителей разных ОКУ создали Международную конфедерацию обществ авторов и композиторов (CISAC). Данное членство действует и расширяется по ей день и если раньше в основном оно состояло из ОКУ занимающихся управлением в сфере музыки, которые до сих пор составляют ядро членства, то сейчас там включены и другие общества управляющими иными категориями работ.


Следовательно проанализировав историю появления ОКУ можно отметить, что за счет эффективности в управлении правами они являются важным элементом в защите прав авторов, в связи с тем, что индивидуальное участие правообладателей в сделках по лицензированию, является достаточно затратными как в финансовом плане так и по времени. Это и является одной из причин их широкой распространённости во всех странах, а также относительной схожести в их устройстве, несмотря на различия национальных законодательств.

1.2 История развития коллективного управления правами в России

В России сложилось так, что до середины XIX века театры, кроме императорских, не платили авторских вознаграждений за постановку пьес.

28 ноября 1870 года в Москве было основано Собрание русских драматических писателей. Это произошло в результате заседания драматургов, созванного В.И. Родиславским, где было решено не давать возможности театрам ставить пьесы без согласия на это авторов.

Первое авторско-правовое общество было учреждено 21 октября 1874 под начало СРДП , которое было названо Общество русских драматических писателей. Председателем которого стал драматург Александр Николаевич Островский. Членами общества были 81 российский литератор, среди которых такие как Алексей Толстой, Николай Лесков, Иван Тургенев и другие. Основной уставной целью деятельности СРДП была охрана прав писателей и переводчиков в отношении публичного исполнения их произведений, в связи с этим каждый член общества передавал свое право выдачи согласия на исполнение своих пьес обществу. Общество осуществляло защиту только оригинальных и переводных драматических произведений. Авторитетность данного общества подчеркнуло то, что спустя полгода после учреждения было получено предложение от Общества авторов музыкально-драматических произведений (SACD) о заключении Конвенции о переводах, это безусловно стало первым шагом России к международному сотрудничеству в сфере авторского права[4].

С 21 октября 1875 года в члены Общества стали приниматься композиторы, авторы опер и балетов. В название Общества вносится изменение — теперь оно именуется Обществом русских драматических писателей и оперных композиторов (ОРДП и ОК). С 21 октября 1875 года общество было переименовано в Общество русских драматических писателей и композиторов, что было связано в присоединением композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. В данной связи объединение стало первым в России универсальным авторско-правовым общество, которое осуществляло коллективное управление правами.


В городах, где находились театры, собрания, клубы, избирались представители Общества из числа интеллигенции вне зависимости от рода их деятельности. С каждым лицом обязанным платить авторские вознаграждения представитель Общества заключал соглашение, в соответствии с которым постановщик спектаклей давал подписку об исправной выплате авторского вознаграждения. Если авторский гонорар переставал оплачиваться, представитель обращался к нотариусу с целью запретить постановку пьес, принадлежащих членам Общества. Также представитель мог обратиться в суд, где права членов общества защищал Федор Никифорович Плевако, который являлся присяжным поверенным и возглавлял юридическую службу Общества начиная с 1887 года, чем привнёс немалый вклад в развитие коллективного управления.

В итоге Общество добивалось закрепления своих правовых позиций, путем выступлений в судебных делах, осуществляло сбор авторских вознаграждений и занимало популяризаций пьес и опер своих членов.

В 1904 году ОРДПиОК прекратило свое существование и в результате чего оно было расформировано на Московское общество драматических писателей и композиторов (МОДПИК) и Союз драматических и музыкальных писателей (ДРАМСОЮЗ).

Спустя более чем двадцать лет МОДПИК и ДРАМСОЮЗ в 1930 году объединись снова в одно общество, под названием Всероссийское общество драматургов и композиторов (Всероскомдрам), которое через три года стало называться Управлением по охране авторских прав и изначально представляло собой автономное учреждение, но затем оно стало осуществлять свою деятельность под эгидой Союза советских писателей. Также с 1834 года начало свою деятельность Управление по охране авторских прав при Союзе художников (УОАП). Это было связано с тем что в 30-е годы творческие союзы для охраны своих авторских прав создавали собственные управления. Но в 1938 году переименовано во Всесоюзное управление по охране авторских прав (ВУОАП). Так стало в результате того, что управление стало объединять организации по охране авторских прав Средней Азии, Закавказья, Белоруссии и Украины. Согласно Положению об Управлении ВУОАП представляло собой учреждение, которое охраняло права авторов как при публичном исполнении, так и при издании, а также механической записи, кроме того и в различных иных формах использования музыкальных, литературных и драматических произведений. Сфера деятельности Управления включала в себя: сбор через представителей авторских вознаграждений за публичные исполнения драматических, музыкальны и литературных произведений, выплата собранных вознаграждений авторам и композиторам, а также юридическая поддержка авторов по вопросам связанным с их авторскими правами, также распространение произведений авторов. ВУОАП имело свои представительства во всех столицах республик союза, а также в крупных краях и областях.