Файл: Государственное и муниципальное управление инвестиционной деятельностью.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Государственное и муниципальное управление
1.1. Государственное устройство современной России
1.2. Функции государства, цели, задачи и методы государственного управления
1.3. Функции государственного и муниципального управления
2.1. Инвестиционная деятельность. Управление инвестиционным процессом.
2.2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
2.3. Инвестиционная политика на государственном (региональном) уровне
2.4. Методы и формы регулирования инвестиционной деятельности на государственном уровне
2.5. Законодательство инвестиционной деятельности
2.6. Влияние государства на инвестиционный климат
2.4. Методы и формы регулирования инвестиционной деятельности на государственном уровне
Государственному регулированию подвергается инвестиционная деятельность в составе всей российской экономики, для чего необходима система мер государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества [34].
Методы государственного регулирования подразделяют на косвенные (экономические) и прямые (административные).
-
-
- Косвенные (экономические) методы
-
Развитая рыночная экономика управляется с помощью экономических и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Снижая ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает действенное влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.
Рассматривая экономические методы, необходимо анализировать: денежно-кредитную и финансовую политику.
Анализируя денежно-кредитную политику целесообразно рассматривать ее как совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение роста реального объема валового внутреннего продукта (ВВП), стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса [34]. К основным направлениям денежно-кредитной политики следует относить:
регулирование операций па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг;
управление учетной ставкой (дисконтная политика) или ставкой рефинансирования, т. е. регулированием процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;
установление (изменение) норм обязательных резервов банков, т. е. суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).
Анализируя финансовую политику, следует оценивать мероприятия, проводимые государством по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовую политику государства необходимо рассматривать как состоящую из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов) [25].
Рассматривая экономические методы государственного регулирования, надо также оценивать систему государственного планирования, которая рассчитана на решение крупномасштабных, стратегических задач. Эта система может охватывать как всю экономику в целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. Применяя различные критерии государственных программ можно подразделить их на несколько видов. В зависимости от сроков планирования различают:
- краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет;
- среднесрочные программы, рассчитанные на 3—5 лет;
- долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.
Государственные программы в зависимости от объектов планирования подразделяют на:
- общегосударственные программы, которые содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития;
- региональные программы, которые охватывают деятельность отдельных субъектов государства (регионов);
- целевые программы, предусматривающие развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения;
- отраслевые программы, которые направленны на развитие отдельных отраслей;
- чрезвычайные программы, необходимые в случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.
Государственные программы обеспечивают решение задач структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.
Для реализации перечисленных программ государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.
-
-
- Прямые (административные) методы
-
Государство одновременно с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы [21, с.31-37].
Административные методы регулирования экономики (и, следовательно, инвестиций) включают такие меры, как разрешение, принуждение, запрещение.
Разрешение имеет форму согласия, данного в письменном виде субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение различных видов экономической деятельности.
Запрещение – это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий.
Принуждением являются меры, побуждающие к выполнению действий, предписанных нормативно-правовыми документами, путем наказания за нарушение установленных норм.
Методы административного регулирования используются часто при решении вопросов защиты окружающей среды, выполнения требований безопасности труда, выпускаемой продукции, обеспечения национальной безопасности страны и т. д.
Методы экономического и административного государственного регулирования взаимосвязаны друг с другом. В виду того, что любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. Одновременно нужно иметь в виду, что административные методы должны быть экономически обоснованы.
Эффективность государственной экономической политики зависит от использования определенных инструментов, совокупность которых образует механизм государственного регулирования. Основными элементами данного механизма выступают финансовая и денежно-кредитная политика [34].
Общими принципами использования экономических инструментов являются:
- последствия регулирования должно приводить к минимальным нарушениям рыночных основ экономики;
- принимаемые меры регулирования должны осуществляться в условиях оптимального сочетания применяемых мер, так как возникающие противоречия могут проявляться как между различными целями экономической политики, так и между используемыми средствами;
- необходимо стремиться к достижению максимального эффекта в процессе использования регулирующего механизма на основе четкого знания его структуры;
- инструментами экономического регулирования являются действия государства, которые имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий характер. Здесь надо рассматривать методы влияния на различные аспекты рыночного процесса;
- проявления административного управления должны охватывать те регулирующие действия, которые связаны, в первую очередь, с обеспечением правового поля. Задача принимаемых мер при этом - создание наиболее разумных для частного сектора правовых рамочных условий. Степень активности применения административных мер может быть различной в зависимости от области экономики.
Методы административного регулирования предусматривают такое управление от государства, при котором поведение субъектов экономики основано не столько на самостоятельном экономическом выборе, сколько на предписаниях государства.
Методы экономического регулирования проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами решения. Оно создает лишь условия тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики.
Экономический и административный методы взаимодействуют и дополняют друг друга. В связи с этим используемые инструменты имеют элементы обоих методов, однако во многом дело зависит от их соотношения. Так, при реализации финансовой политики в значительной мере можно видеть проявление прямых методов регулирования, а при использовании денежно-кредитной политики приоритетными становятся косвенные элементы [35].
Для выявления более конкретного прагматического применения следует выделить два основных инструмента прямого и косвенного методов, используемых государством для регулирования экономики:
применение критериев для процессов по использованию государственных финансов (финансовая политика)
применение критериев для процессов по использованию кредитно-денежных аспектов (монетарная, денежно-кредитная политика).
Исследования развития рыночного общества выявляют постепенное перемещение центра тяжести процессов регулирования с прямых методов - на косвенные. В связи с этим в настоящее время следует более активно использовать тот инструментарий, который больше соответствует природе рыночного механизма.
Необходимо отметить еще одно важное направление государственного регулирования инвестиционными процессами.
Государство в своей инвестиционной политике развивает также существенное направление, связанное с привлечением иностранных инвестиций. При этом необходимо принимать во внимание, что такие инвестиции обеспечивают не только привлечение иностранного капитала, но и получение передовых технологий, обучение новым методам управления, повышение квалификации исполнителей [25].
С целью создания привлекательных условий для иностранных инвесторов обычно для них предоставляют определенные гарантии и льготы.
В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [3] для иностранных инвесторов установлен ряд основных гарантий, включая: гарантии правовой защиты, применения различных форм осуществления инвестиций, перехода прав и обязанностей другому лицу, компенсации при национализации и реквизиции, неблагоприятного изменения законодательства, надлежащего разрешения спора, использования доходов и прибыли, беспрепятственный возврат имущества и информации, права на приобретение ценных бумаг, участия в приватизации, предоставления права на земельные участки и другое недвижимое имущество.
Для защиты национальных интересов государство законодательно регулирует сферы и отрасли экономики, в которые привлекаются иностранные инвесторы для долговременного развития [22, Гл.10].
Для улучшения инвестиционного климата с целью привлечения прямых иностранных инвестиций разрабатывается комплексная государственная программа, которая постоянно совершенствуется и дополняется для обеспечения эффективного решения поставленных задач. Эта программа направлена на:
- выработку системы льгот и преференций для иностранных инвесторов. Это относится и к образованию в отдельных регионах свободных экономических зон, в которых действуют законодательно оформленные дополнительные льготы;
- выделение рамок владения собственностью между федеральными и региональными субъектами и между хозяйствующими субъектами;
- обеспечение стабильности действующего законодательства;
- обоснованное сокращение налоговых отчислений;
- обеспечение страхования иностранных инвестиций.
Указанная государственная программа обеспечивает системный подход к повышению привлекательности страны и отдельных регионов для иностранных инвестиций средствами координирования законодательной, налоговой, таможенной и др. направлений инвестиционной политики государства.
Россия является федеративным государством, в составе которого 85 субъектов РФ (территориальных единиц – регионов) [1]. Они все равноправны, но имеют существенные различия в территориальном, климатическом, ресурсном, демографическом и экономическом состояниях.
Субъекты РФ имеют свои органы власти, обладают собственной Конституцией или Уставом, имеют свои региональные законы и нормативно-правовые акты, которые в свою очередь не могут противоречить Федеральным законам. Региональные документы направлены на конкретизацию и дополнение государственных законов с учетом территориальных и национальных особенностей, требований экономического развития региона [39].
Естественно, что между регионами развивается конкуренция за привлечение различных инвестиций, основанная на создание благоприятного инвестиционного климата.
Субъектам Российской Федерации делегировано право принимать региональные законы и иные нормативные правовые акты для регулирования инвестиционной деятельности на своей территории, предоставляя выгодные условия, в том числе и для иностранных инвесторов.
Согласно ст. 17 Закона "Об иностранных инвестициях …" [2], субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.