Файл: Государственное и муниципальное управление инвестиционной деятельностью.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Государственное и муниципальное управление
1.1. Государственное устройство современной России
1.2. Функции государства, цели, задачи и методы государственного управления
1.3. Функции государственного и муниципального управления
2.1. Инвестиционная деятельность. Управление инвестиционным процессом.
2.2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
2.3. Инвестиционная политика на государственном (региональном) уровне
2.4. Методы и формы регулирования инвестиционной деятельности на государственном уровне
2.5. Законодательство инвестиционной деятельности
2.6. Влияние государства на инвестиционный климат
При определенных условиях и для достижения конкретных целей государство обеспечивает условия для создания на выделенной территории свободной экономической зоны, узаконивая на ней набор льгот и преференций.
Оценивая вышеизложенное, можно сделать следующие обобщения.
Эффективная реализация крупномасштабных инвестиционных программ в производственной и социальной сферах является непреложным условием развития экономики Российской Федерации.
Инвестиционная деятельность не может протекать стихийно. Государство, обладающее властными полномочиями, исполняет функции регулирования инвестиционных процессов, в числе которых выделяют: установочную, мобилизующую, стимулирующую и контролирующую функции.
Эти функции реализуются комплексом действий законодательного, надзорного, контролирующего и исполнительного направлений, которые осуществляются всеми ветвями власти через свои правомочные органы и организации.
Государство создает законодательные, организационно-правовые и нормативно-технические нормы и требования, в рамках которых должна протекать инвестиционная деятельность.
Для исполнения функций регулирования инвестиционных процессов государство использует косвенные (экономические) и прямые (административные) методы влияния на инвестиционный климат и инвестиционную деятельность, для чего принимает новые и изменяет действующие нормы и требования.
Можно определить основные задачи и направления инвестиционной политики государства:
- создание привлекательной среды для инвестиционной деятельности;
- формирование инвестиционной программы развития предприятий для участия частных и иностранных инвесторов;
- обоснованное участие государства в поддержке важнейших производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.
2.5. Законодательство инвестиционной деятельности
Комплекс законодательных актов в инвестиционной сфере в России определяется разнообразием целей, достижение которых должен обеспечить законодатель. Поскольку единый законодательный акт кодификационного типа отсутствует, основу правового регулирования составляют несколько нормативных актов в ранге законов. Прежде всего, это Гражданский кодекс [4]. Именно он определяет основы для осуществления инвестирования, определяя правовое положение участников инвестирования, основания возникновения инвестиционных отношений ответственности и т. д. Правы исследователи, которые считают, что норм Гражданского кодекса [4] недостаточно для описания механизма взаимодействия между инвестором и реципиентом инвестиций. В связи с этим значительная нагрузка на федеральном уровне ложится на федеральные законы «Об акционерных обществах» [5], «О рынке ценных бумаг»[6], «О долевом участии в строительстве…» [7], «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»[8] и на Указ Президента Российской Федерации «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера» [9]. Таким образом, можно констатировать, что вопросы появления и развития акционерных правоотношений находятся под управлением норм не только Гражданского кодекса [4], но и Закона об акционерных обществах [5], и Закона о рынке ценных бумаг [6].
При этом необходимо иметь в виду, что правовое регулирование в инвестиционном законодательстве осуществляется посредством нормативных актов, имеющих разную отраслевую принадлежность, когда возникающие в рамках инвестирования правоотношения подвергаются воздействию нескольких федеральных законов.
Для повышения привлекательности инвестирования следует совершенствовать нормы бюджетного права. В частности, при эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг необходимо использовать нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации [10] и иные нормы бюджетного (финансового) права. Таким образом, правовой режим инвестирования складывается под воздействием в большей мере норм гражданского права, частично административного, а также иных отраслей права: бюджетного и налогового. В связи с этим, принимая комплексный характер инвестиционного законодательства, следует признавать первостепенное влияние Федеральных законов в общей гражданской сфере.
Поэтому, соглашаясь в целом с распространенным утверждением о том, что инвестиционное законодательство – это комплексная отрасль законодательства, объединяющая нормы различной отраслевой принадлежности, в то же время нельзя не отметить приоритетное значение гражданского законодательства.
Законы Российской Федерации в сфере инвестиционного законодательства образуют базу из двух основополагающих отдельных законов, среди которых можно определить следующие два закона:
- регулирующий инвестиционные операции, осуществляемые нерезидентами [2];
- регулирующий капитальные инвестиции [1].
Регионы имеют полное право принимать законы, призванные регулировать деловую активность в пределах территории конкретного региона.
Первый из указанных законов регламентирует права, на которые могут претендовать инвесторы-нерезиденты, занимающиеся реализацией инвестиционных операций внутри страны. Закон содержит условия и требования, регламентирующие деятельность в сфере бизнеса.
Основной целью принятия данного закона считается способствование прозрачной бизнес-деятельности и, осуществляемой зарубежными инвесторами. Закон освещает гарантии, предоставляемые со стороны РФ иностранным инвесторам. При этом необходимо отметить, что данный закон не полностью охватывает операции инвестора, банков и страховых компаний, которые управляются требованиями соответствующих Федеральных законов.
В то же время этот закон не может влиять на отношения, возникшие в результате финансирования благотворительной, религиозной и образовательной деятельности, которая может осуществляться в процессе конкретной инвестиции.
Второй из обсуждаемых законов направлен на регулирование предпринимательской деятельности, связанной с капитальным вложением средств, причём как со стороны резидентов, так и нерезидентов.
В целом можно констатировать, что основной закон страны – Конституция Российской Федерации [3], и другие основополагающие законы, включая Гражданский кодекс [4], оказывают непосредственное воздействие на правовой комплекс в области инвестиционной деятельности.
2.6. Влияние государства на инвестиционный климат
Для регулирования инвестиций на государственном уровне используется инструментарий влияния на деловую среду. Эти инструменты государственного управления в сфере инвестиций представляют:
- информационно-аналитическую базу;
- популяризацию актуальных реформ и проектов;
- повышение привлекательности делового климата внутри страны.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности имеет определенные формы, основными из которых являются:
- формирование оптимальной среды для осуществления инвестирования;
- непосредственное привлечение государства к воплощению проектов в реальность;
- прочие формы регулирования.
Государство формирует условия, положительно влияющие на инвестиционный климат, к которым относят:
- усовершенствование системы налогообложения и начисления амортизации;
- формирование особых налоговых режимов;
- формирование льготных условий, позволяющих использование природных ресурсов государства, если оно предусматривает позитивное влияние на экономику;
- способствование развитию лизинговых операций;
- способствование регулярной переоценке основных фондов предприятий [19].
В зависимости от целей, которые ставит себе государство в сфере развития приоритетных отраслей и предприятий, используется соответствующая государственная поддержка инвестиционной деятельности. Зачастую эта поддержка касается улучшения качественных показателей деятельности экономических субъектов. Под этими показателями могут рассматриваться: техническое переоснащение, расширение, модернизация, реставрация и приобретение дополнительной производственной недвижимости или технологического оснащения [17, с.15-18].
Набор мероприятий, определяющих государственную поддержку инвестиций, отображаются в специальных программах, рассчитанных на определённый период. В разработке, анализе и реализации государственных инвестиционных программ участвует Правительство России, Правительство региона, в котором осуществляется инвестирование, Министерства финансов и экономики [23, с. 329-332].
Роль государства в инвестировании можно отобразить так:
- государство учитывает предложения иностранных инвесторов при разработке комплекса мер, для эффективной реализации инвестируемых проектов;
- государство выступает спонсором приоритетных проектов, направляя на их реализацию средства из центрального бюджета;
- правительственные органы занимаются формированием списка приоритетных объектов, требующих возведения или полной реконструкции;
- проводятся конкурсы среди инвесторов на предоставление государственных гарантий;
- проводятся конкурсы на размещение финансов, поступивших из центрального бюджета, которые предположительно будут направлены на реализацию инвестиционных проектов;
- проводятся экспертизы проектов;
- осуществляется эмиссия облигаций с целью финансирования проектов;
- проводится защита предприятий государства от поставок сырья и оборудования низкого качества.
Набор составляющих для косвенного (непрямого) влияния государства на инвестиционную деятельность [23, с. 322-328] должен включать:
- меры, направленные на рациональное распределение доходов и ресурсов;
- формирование зон с особыми экономическими условиями и потенциалом;
- способствование формированию экономически обоснованных цен;
- разработку упрощённой и прозрачной системы налогообложения;
- формирование привлекательного для инвесторов делового климата.
Создание соответствующей налоговой политики является особо актуальной для тех государств, которые намерены стимулировать развитие предпринимательства на своей территории. Обеспечение условий для развития кредитных и финансовых посредников также является приоритетной задачей государства, учитывая, что без этих составляющих создать привлекательный для инвестиционной деятельности климат практически невозможно [27].
Успешное функционирование бизнеса невозможно без отлаженной работы финансовых посредников. В связи с этим государство ставит перед собой задачу по улучшению функционирования кредитного рынка и фондовой биржи [24, с. 222-224].
Инвестиционная деятельность в Москве
Вышеизложенное можно проиллюстрировать на примере Москвы – субъекта РФ. Для этого проанализируем доступные фактографические материалы.
Для повышения инвестиционной привлекательности каждый субъект Российской Федерации может принимать собственные законодательные акты по отдельным вопросам инвестиционной деятельности [28]. Например, в г. Москве действуют: Постановления Правительства Москвы "О мерах по совершенствованию подготовки и реализации инвестиционных градостроительных проектов в городе Москве" [11], "О совершенствовании порядка организации проведения инвестиционных торгов" [12], приложение к Постановлению Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. N 1089-ПП "Порядок оформления и учетной регистрации инвестиционных контрактов, заключенных между Правительством Москвы и инвесторами...", распоряжения Правительства Москвы "О порядке финансового обеспечения реализации инвестиционных проектов на территории города Москвы" [13], "О мерах по повышению эффективности системы координации и контроля за реализацией инвестиционных проектов на территории города Москвы" [14] и др.
3.1. Инвестиционная стратегия и планы Москвы
В Москве в 2011 году с целью привлечения инвестиций создано Городское агентство управления инвестициями. Агентство занимается сопровождением инвестиционных проектов по принципу «одного окна», продвижением инвестиционных возможностей Москвы в России и за рубежом, проработкой юридических и экономических условий реализации инвестиционных проектов, в том числе реализуемых на условиях государственно-частного партнерства, внедрением механизмов улучшения инвестиционной среды. Информация с информационного портала этого агентства была использована в анализе инвестиционной деятельности в Москве [30]. Это позволило оценить динамику инвестиций в основной капитал в Москве в 2010 - 2014 гг. (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Объемы инвестиций в 2010 - 2014 гг.
Инвестиционная политика Правительства Москвы реализуется посредством принятия инвестиционной стратегии на определенный период.
В феврале 2014 года была принята Инвестиционная стратегия города Москвы на период до 2025 года – документ, на основании которого Правительство Москвы осуществляет деятельность по улучшению инвестиционного климата и привлечению инвестиций. В этом документе на основании оценки факторов инвестиционной привлекательности и текущих конкурентных позиций Москвы на глобальном рынке были определены стратегические цели и приоритеты, намечены первоочередные мероприятия, количественно оценены ожидаемые результаты.
Постановление Правительства Москвы N 671-ПП 30 декабря 2011 «Об утверждении «Положения о порядке формирования и реализации адресной инвестиционной программы города Москвы» предусматривает осуществлять планирование инвестиционных проектов на трехлетние периоды в виде Адресных инвестиционных программ (АИП) города Москвы. При этом предусматривается ежегодная отчетность о выполнении за прошедший год и внесении необходимых обоснованных корректив на последующие годы.
Так, было принято Постановление Правительства Москвы от 30.09.2015 N 630-ПП (ред. от 11.10.2016) "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2015-2018 годы". Затем - Постановление Правительства Москвы от 11.10.2016 N 665-ПП (ред. от 20.12.2016) "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2016-2019 годы".
Постановлением Правительства Москвы № 748-ПП от 10.10.2017 г. утверждена Адресная инвестиционная программа на 2018 – 2020 гг., которая предусматривает бюджетные расходы в объеме 2 триллиона 31 млрд рублей.