Файл: Государственное и муниципальное управление инвестиционной деятельностью.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Государственное и муниципальное управление
1.1. Государственное устройство современной России
1.2. Функции государства, цели, задачи и методы государственного управления
1.3. Функции государственного и муниципального управления
2.1. Инвестиционная деятельность. Управление инвестиционным процессом.
2.2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
2.3. Инвестиционная политика на государственном (региональном) уровне
2.4. Методы и формы регулирования инвестиционной деятельности на государственном уровне
2.5. Законодательство инвестиционной деятельности
2.6. Влияние государства на инвестиционный климат
Реализация таких подходов позволяет обеспечить выполнение крупных макроэкономических задач, среди которых можно выделить следующие:
- создание новых и модернизация действующих производств,
- увеличение занятости населения и сокращение безработицы,
- улучшение социальных условий,
- снижение инфляции,
- общий рост экономики.
Учитывая вышеизложенное, управление инвестиционным процессом целесообразно рассматривать как действия, обеспечивающие управление всеми параметрами инвестиционной деятельности в заданных условиях [40]. В конкретных сложившихся условиях могут осуществляться:
а) управление инвестиционным процессом на государственном уровне предусматривает регулирование, контроль, создание привлекательных условий для наращивания инвестиционной активности, в том числе и непосредственное инвестирование в целевые программы, методами экономического, административного и законодательного влияния государства;
б) управление конкретным инвестиционным процессом, включая деятельность, обеспечивающую протекание инвестиционного процесса в заданных рамках для выполнения определенных условий и требований к самому процессу и полученным результатам реализации инвестиционного проекта. Эта деятельность осуществляется применением эффективных методов и средств управления инвестиционным проектом, направленных на достижение наиболее выгодных для инвесторов результатов;
в) управление инвестиционным процессом на уровне отдельного юридического лица (хозяйствующего субъекта), основанное на управляющих воздействиях на инвестиционный портфель инвестора путем его оформления, сопровождения и контроля качества, реинвестирования, а также использование оборотного капитала для краткосрочного инвестирования [15, с.18-25.
Управление инвестиционным процессом предусматривает выполнение набора стандартных для управления функций:
- анализ и прогнозирование,
- долгосрочное, текущее и оперативное управление,
- сопровождение и управление деятельностью.
Состав и конкретизация задач, реализуемых перечисленными функциями, определяется уровнем управления инвестиционным процессом.
На государственном уровне (федеральном или региональном) управление направлено на реализацию инвестиционных проектов, включенных в целевые программы развития страны или региона [40]. При этом используются следующие методы и средства:
- использование прямого управления государственными инвестиционными ресурсами,
- применение законодательных мер и поддержки инвестирования, используя введение преференций по налоговым ставкам и платежам за пользование конкретными ресурсами и др.,
- реализация эффективной кредитной и финансовой политики,
- надзор и контроль соблюдения правовых и нормативно-технических норм,
- применение антимонопольного законодательства в процессах приватизации объектов государственной собственности, включая объекты незавершенного строительства,
- использование эффективной экспертизы инвестиционных проектов.
Рассмотрим функции управления инвестиционным процессом на государственном уровне [40]. Эти функции можно сформулировать так:
- анализ состояния и прогнозирование развития рынка инвестиций, в том числе государственные ожидания результатов от реализации инвестиционных программ и проектов, а также конъюнктуры этого рынка;
- определение долгосрочных (стратегических) направлений инвестиционной политики, учитывая целевые направления развития страны в целом и регионов, оценивая инвестиционные ресурсы для реализации целевых программ инвестиционной деятельности государства;
- осуществление разработки и совершенствования федерального и регионального законодательства в области инвестиционной деятельности;
- сопровождение инвестиционной деятельности на всех этапах реализации процессов управления инвестиционными проектами, имея задачу мобильного принятия обоснованных преференций, включая налоговые льготы и финансовую поддержку.
Примерами основных задач, которые должны решаться при управлении инвестиционным процессом на государственном уровне [18], являются:
- создание условий для наращивания темпов роста экономики страны и регионов путем повышения инвестиционной привлекательности;
- получение максимальной доли дохода в бюджетах регионов и страны в целом за счет инвестиционной деятельности;
- обеспечение резкого снижения инвестиционных рисков средствами стабилизации инвестиционного климата в стране.
2.2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
Одним из основных видов деятельности, направленных на умножение национального богатства страны является инвестирование. Инвестиционные операции должны в первую очередь быть целесообразными, иначе они не принесут ожидаемого эффекта. Все бизнес-процессы, происходящие в стране, требуют качественного менеджмента и своевременного контроля. В связи с этим следует уделять особое внимание регулированию инвестиционной деятельности на государственном уровне.
Стратегия в инвестиционной политике предусматривает участие государства не только в роли инвестора, но и, что особенно важно, одновременно, как регулятора инвестиционных операций [34].
Основой государственного регулирования инвестиционной деятельности является комплекс мер, способствующих приумножению эффекта от вложения денег в развитие приоритетные сфер народного хозяйства.
Законодательное и нормативно-техническое регулирование инвестиционных процессов в государстве осуществляется, как правило, на централизованном уровне [16, с.124-134]. На этом уровне проводят:
- разработку и постоянное отслеживание эффективности действующей системы налогообложения;
- поддержку интересов субъектов, занимающимся инвестированием в развитие государственных предприятий;
- разработку системы льгот;
- информационную политику, касающуюся сферы бизнеса;
- борьбу с монополиями;
- составление и публикация отчётностей.
Весь комплекс этих мер направлен на обеспечение существования и развития бизнес-деятельности на базе действующих законов.
Государство с помощью своих правовых норм регулирует отношения, сформированные в сфере привлечения, реализации и контроля над средствами, за счёт которых осуществляются инвестиционные операции.
Можно выделить несколько основных причин, по которым инвестирование, как экономическое явление, должно иметь не только поддержку, но и подлежать контролю со стороны государства:
- инвестиционная деятельность считается самостоятельной, так как инвестор, являющийся её главным участником, сам принимает решения, касающиеся вложения средств в развитие экономических объектов;
- инвестиционная деятельность во всех без исключения случаев характеризуется той или иной степенью риска, так как она растянута во времени и всегда является не полностью прогнозированной;
- инвестиционная деятельность всегда инициируется инвестором из-за её прибыльности;
- инвестиционные операции совершаются экономическими субъектами разных правовых форм организации.
Инвестиционное право можно охарактеризовать следующими основными принципами:
- свобода в выборе объекта инвестирования, суммы и срока инвестиций;
- защита инвесторов от неоправданного изъятия имущества со стороны органов власти;
- свободное использование результатов инвестиционной деятельности;
- предоставление государственных гарантий возмещения вложенного инвестором капитала;
- регулирование инвестиционной деятельности со стороны государства.
На государственном, региональном и муниципальном уровнях действуют нормативно-правовые акты. Эти основы инвестиционной деятельности определяются действующими законами [26].
В законодательных актах Российской Федерации, регулирующих инвестиционную деятельность, чётко определены понятия инвестора, заказчика и подрядчика. Регламентированы их функции и обязательства, которые проявляются в процессах инвестиционной деятельности.
Нормы, правила и условия инвестирования, определенные законодательно, регламентируют:
- порядок использования производственных факторов, определяющих инвестиционных потенциал отдельно взятой территории;
- суммы денежных активов, направляемых на реализацию инвестиционных операций;
- льготы налогообложения и гарантий государства;
- нормы права, регулирующие инвестиционную деятельность.
2.3. Инвестиционная политика на государственном (региональном) уровне
Рассмотрим более подробно комплекс проблем и задач, которые должны быть решены на государственном уровне в области инвестиционной политики [34].
Государственную инвестиционную политику можно определить, как составную часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности. Она содержит:
- определение целей;
- формирование направлений;
- задание форм государственного управления инвестиционной деятельностью.
Определяя основные цели государственной инвестиционной политики, можно выделить:
- мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности; преодоление спада инвестиционной активности;
- реализацию государственных целевых комплексных программ строительства;
- обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений.
При этом необходимо учитывать, что государственная инвестиционная политика охватывает как федеральные и региональные инвестиции, так и инвестиции частных инвесторов (юридических и физических лиц), инвестиции иностранных инвесторов [20, с. 8-25].
В числе основных принципов государственной инвестиционной политики на современном этапе можно рассматривать следующие:
- совершенствование финансово-кредитной политики в части снижения реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;
- совершенствование налоговой системы в направлении повышения инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;
- проведение мероприятий по осуществлению процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;
- создание условий в части организационно-правовых норм для снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;
- создание условий для повышения эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств.
Для совершенствования государственного управления инвестиционного процесса можно выделить следующие главные направления инвестиционной политики:
- задание основных направлений в инвестиционной деятельности. Главными из них являются финансирование государственных целевых программ, социальным объектам, а также инвестиции, направленные на расширение и модернизацию основных фондов действующих производств и в меньшей степени во вновь начинаемое строительство объектов. При этом большее внимание следует уделять не новому строительству, а техническому перевооружению и реконструкции предприятий [19, с. 74-75];
- определение размеров затрат на программы за счет государственных инвестиций с учетом реального положения дел в экономике;
- предоставление предприятиям расширенных прав для инвестирования средств, отчисляемых от прибыли и амортизационных отчислений [15];
- уменьшение инвестиций за счет бюджетных ресурсов и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования. Использование государственного заказа на капитальное строительство для привлечения частных со-инвесторов как одной из норм реализации инвестиционных государственных программ;
- использование капитальных вложений на условиях сокращение сроков окупаемости затрат. Предпочтение должно отдаваться инвестиционным проектам, которые позволят получить более быструю окупаемость.