Файл: Государственное и муниципальное управление инвестиционной деятельностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализация таких подходов позволяет обеспечить выполнение крупных макроэкономических задач, среди которых можно выделить следующие:

- создание новых и модернизация действующих производств,

- увеличение занятости населения и сокращение безработицы,

- улучшение социальных условий,

- снижение инфляции,

- общий рост экономики.

Учитывая вышеизложенное, управление инвестиционным процессом целесообразно рассматривать как действия, обеспечивающие управление всеми параметрами инвестиционной деятельности в заданных условиях [40]. В конкретных сложившихся условиях могут осуществляться:

а) управление инвестиционным процессом на государственном уровне предусматривает регулирование, контроль, создание привлекательных условий для наращивания инвестиционной активности, в том числе и непосредственное инвестирование в целевые программы, методами экономического, административного и законодательного влияния государства;

б) управление конкретным инвестиционным процессом, включая деятельность, обеспечивающую протекание инвестиционного процесса в заданных рамках для выполнения определенных условий и требований к самому процессу и полученным результатам реализации инвестиционного проекта. Эта деятельность осуществляется применением эффективных методов и средств управления инвестиционным проектом, направленных на достижение наиболее выгодных для инвесторов результатов;

в) управление инвестиционным процессом на уровне отдельного юридического лица (хозяйствующего субъекта), основанное на управляющих воздействиях на инвестиционный портфель инвестора путем его оформления, сопровождения и контроля качества, реинвестирования, а также использование оборотного капитала для краткосрочного инвестирования [15, с.18-25.

Управление инвестиционным процессом предусматривает выполнение набора стандартных для управления функций:

- анализ и прогнозирование,

- долгосрочное, текущее и оперативное управление,

- сопровождение и управление деятельностью.

Состав и конкретизация задач, реализуемых перечисленными функциями, определяется уровнем управления инвестиционным процессом.

На государственном уровне (федеральном или региональном) управление направлено на реализацию инвестиционных проектов, включенных в целевые программы развития страны или региона [40]. При этом используются следующие методы и средства:

- использование прямого управления государственными инвестиционными ресурсами,


- применение законодательных мер и поддержки инвестирования, используя введение преференций по налоговым ставкам и платежам за пользование конкретными ресурсами и др.,

- реализация эффективной кредитной и финансовой политики,

- надзор и контроль соблюдения правовых и нормативно-технических норм,

- применение антимонопольного законодательства в процессах приватизации объектов государственной собственности, включая объекты незавершенного строительства,

- использование эффективной экспертизы инвестиционных проектов.

Рассмотрим функции управления инвестиционным процессом на государственном уровне [40]. Эти функции можно сформулировать так:

- анализ состояния и прогнозирование развития рынка инвестиций, в том числе государственные ожидания результатов от реализации инвестиционных программ и проектов, а также конъюнктуры этого рынка;

- определение долгосрочных (стратегических) направлений инвестиционной политики, учитывая целевые направления развития страны в целом и регионов, оценивая инвестиционные ресурсы для реализации целевых программ инвестиционной деятельности государства;

- осуществление разработки и совершенствования федерального и регионального законодательства в области инвестиционной деятельности;

- сопровождение инвестиционной деятельности на всех этапах реализации процессов управления инвестиционными проектами, имея задачу мобильного принятия обоснованных преференций, включая налоговые льготы и финансовую поддержку.

Примерами основных задач, которые должны решаться при управлении инвестиционным процессом на государственном уровне [18], являются:

- создание условий для наращивания темпов роста экономики страны и регионов путем повышения инвестиционной привлекательности;

- получение максимальной доли дохода в бюджетах регионов и страны в целом за счет инвестиционной деятельности;

- обеспечение резкого снижения инвестиционных рисков средствами стабилизации инвестиционного климата в стране.

2.2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Одним из основных видов деятельности, направленных на умножение национального богатства страны является инвестирование. Инвестиционные операции должны в первую очередь быть целесообразными, иначе они не принесут ожидаемого эффекта. Все бизнес-процессы, происходящие в стране, требуют качественного менеджмента и своевременного контроля. В связи с этим следует уделять особое внимание регулированию инвестиционной деятельности на государственном уровне.


Стратегия в инвестиционной политике предусматривает участие государства не только в роли инвестора, но и, что особенно важно, одновременно, как регулятора инвестиционных операций [34].

Основой государственного регулирования инвестиционной деятельности является комплекс мер, способствующих приумножению эффекта от вложения денег в развитие приоритетные сфер народного хозяйства.

Законодательное и нормативно-техническое регулирование инвестиционных процессов в государстве осуществляется, как правило, на централизованном уровне [16, с.124-134]. На этом уровне проводят:

- разработку и постоянное отслеживание эффективности действующей системы налогообложения;

- поддержку интересов субъектов, занимающимся инвестированием в развитие государственных предприятий;

- разработку системы льгот;

- информационную политику, касающуюся сферы бизнеса;

- борьбу с монополиями;

- составление и публикация отчётностей.

Весь комплекс этих мер направлен на обеспечение существования и развития бизнес-деятельности на базе действующих законов.

Государство с помощью своих правовых норм регулирует отношения, сформированные в сфере привлечения, реализации и контроля над средствами, за счёт которых осуществляются инвестиционные операции.

Можно выделить несколько основных причин, по которым инвестирование, как экономическое явление, должно иметь не только поддержку, но и подлежать контролю со стороны государства:

- инвестиционная деятельность считается самостоятельной, так как инвестор, являющийся её главным участником, сам принимает решения, касающиеся вложения средств в развитие экономических объектов;

- инвестиционная деятельность во всех без исключения случаев характеризуется той или иной степенью риска, так как она растянута во времени и всегда является не полностью прогнозированной;

- инвестиционная деятельность всегда инициируется инвестором из-за её прибыльности;

- инвестиционные операции совершаются экономическими субъектами разных правовых форм организации.

Инвестиционное право можно охарактеризовать следующими основными принципами:

- свобода в выборе объекта инвестирования, суммы и срока инвестиций;

- защита инвесторов от неоправданного изъятия имущества со стороны органов власти;

- свободное использование результатов инвестиционной деятельности;

- предоставление государственных гарантий возмещения вложенного инвестором капитала;

- регулирование инвестиционной деятельности со стороны государства.


На государственном, региональном и муниципальном уровнях действуют нормативно-правовые акты. Эти основы инвестиционной деятельности определяются действующими законами [26].

В законодательных актах Российской Федерации, регулирующих инвестиционную деятельность, чётко определены понятия инвестора, заказчика и подрядчика. Регламентированы их функции и обязательства, которые проявляются в процессах инвестиционной деятельности.

Нормы, правила и условия инвестирования, определенные законодательно, регламентируют:

- порядок использования производственных факторов, определяющих инвестиционных потенциал отдельно взятой территории;

- суммы денежных активов, направляемых на реализацию инвестиционных операций;

- льготы налогообложения и гарантий государства;

- нормы права, регулирующие инвестиционную деятельность.

2.3. Инвестиционная политика на государственном (региональном) уровне

Рассмотрим более подробно комплекс проблем и задач, которые должны быть решены на государственном уровне в области инвестиционной политики [34].

Государственную инвестиционную политику можно определить, как составную часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности. Она содержит:

- определение целей;

- формирование направлений;

- задание форм государственного управления инвестиционной деятельностью.

Определяя основные цели государственной инвестиционной политики, можно выделить:

- мобилизацию финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности; преодоление спада инвестиционной активности;

- реализацию государственных целевых комплексных программ строительства;

- обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений.

При этом необходимо учитывать, что государственная инвестиционная политика охватывает как федеральные и региональные инвестиции, так и инвестиции частных инвесторов (юридических и физических лиц), инвестиции иностранных инвесторов [20, с. 8-25].

В числе основных принципов государственной инвестиционной политики на современном этапе можно рассматривать следующие:

- совершенствование финансово-кредитной политики в части снижения реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;


- совершенствование налоговой системы в направлении повышения инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;

- проведение мероприятий по осуществлению процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;

- создание условий в части организационно-правовых норм для снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;

- создание условий для повышения эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств.

Для совершенствования государственного управления инвестиционного процесса можно выделить следующие главные направления инвестиционной политики:

- задание основных направлений в инвестиционной деятельности. Главными из них являются финансирование государственных целевых программ, социальным объектам, а также инвестиции, направленные на расширение и модернизацию основных фондов действующих производств и в меньшей степени во вновь начинаемое строительство объектов. При этом большее внимание следует уделять не новому строительству, а техническому перевооружению и реконструкции предприятий [19, с. 74-75];

- определение размеров затрат на программы за счет государственных инвестиций с учетом реального положения дел в экономике;

- предоставление предприятиям расширенных прав для инвестирования средств, отчисляемых от прибыли и амортизационных отчислений [15];

- уменьшение инвестиций за счет бюджетных ресурсов и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования. Использование государственного заказа на капитальное строительство для привлечения частных со-инвесторов как одной из норм реализации инвестиционных государственных программ;

- использование капитальных вложений на условиях сокращение сроков окупаемости затрат. Предпочтение должно отдаваться инвестиционным проектам, которые позволят получить более быструю окупаемость.