Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета (Теоретические аспекты бухгалтерского учета и анализа предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Процессы реформирования бухгалтерского учета и отчетности, которые были обусловлены процессами становления и непрерывного совершенствования рыночных отношений в Казахстане, сопряжены с необходимостью формирования систем адекватной многоуровневой финансовой информации. Данная информация должна соответствовать требованиям всех субъектов бизнеса.

Финансовую отчетность, в том числе и бухгалтерский баланс, считают основным источником информации о деятельности организации, пользователями которой являются как руководство и собственники, так и внешние пользователи. Интерпретацию показателей бухгалтерского баланса субъектами бизнеса необходимо проводить для принятия эффективных и целесообразных управленческих решений. Для обеспечения выживаемости современной организации, необходимо управленческому персоналу, прежде всего, показать и реально оценивать финансовое состояние, как своей организации, так и существующих потенциальных конкурентов.

Актуальность темы исследования обуславливается значимостью бухгалтерского учета и анализа в современных условиях. Финансовую отчетность считают основным источником информации о деятельности организации, пользователями которой являются как руководство и собственники, так и внешние пользователи. Интерпретацию показателей финансовой отчетности субъектами бизнеса необходимо проводить для принятия эффективных и целесообразных управленческих решений. Для обеспечения выживаемости современной организации, необходимо управленческому персоналу, прежде всего, показать и реально оценивать финансовое состояние, как своей организации, так и существующих потенциальных конкурентов.

Целью курсовой работы является изучение роли бухгалтерского учета и анализа предприятия.

В соответствии с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи:

- раскрыть принципы и организацию бухгалтерского учета на предприятии;

- охарактеризовать основные направления анализа финансовой документации современной компании;

- изучить организацию бухгалтерского учета и анализа в ТОО «Оливия»;

- дать общую характеристику компании ТОО «Оливия»;

- провести анализ динамики и структуры активов и пассивов бухгалтерского баланса ТОО «Оливия»;

- провести анализ финансовой устойчивости ТОО «Оливия»;

- сформировать рекомендации по совершенствованию финансового состояния ТОО «Оливия».


Объект курсовой работы - ТОО «Оливия».

Методы курсовой работы представлены дедукцией и индукцией, анализом и синтезом, общенаучными методами и способами познания: системностью и комплексностью, наблюдением, сравнением и экспериментом; формализацией и моделированием.

В процессе написания работы были использованы нормативно-правовые документы Республики Казахстан, монографии, научные статьи, учебники, периодические издания, международное и казахстанское законодательство в области финансовой отчетности, годовая финансовая отчетность ТОО «Оливия».

Структура курсовой работы определена его содержанием и представлена: введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями.

1 Теоретические аспекты бухгалтерского учета и анализа предприятия

    1. Принципы и организация бухгалтерского учета на предприятии

Согласно Закону Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» [1], основными принципами бухгалтерского учета является:

1.Принцип начисления. Финансовые отчеты составляются на основе принципа начисления, в соответствии с которым доходы признаются (отражаются), когда они заработаны, а расходы и убытки, когда они были понесены, а не тогда, когда денежные средства получены или выплачены. Согласно принципу начисления, следует использовать процедуры начислений, отсрочки и распределения для приведения в соответствий, доходов и расходов отчетного периода, которые могут быть получены в результате одной и той же или косвенно связанных операций или событий. В бюджетных учреждениях и субъектах, определенных в Законе Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», опускается определение дохода по поступлению денежных средств.

2.Принцип непрерывности. Предполагается, что субъект будет продолжать свою деятельность в течение неопределенного периода времени и что нет подтверждения того, что субъект имеет намерение или необходимость ликвидации в обозримом будущем или существенного сокращения деятельности.


3.Принцип понятности. Информация, представляемая в финансовых отчетах, должна быть понятна пользователям.

4.Принцип значимости. Финансовая информация должна быть значимой, для того чтобы удовлетворять потребности пользователей в процессе принятия ими решений и помогать им в оценке событий операционной, финансовой и хозяйственной деятельности.

5.Принцип существенности. Информация является существенной, если ее пропуск или неправильное представление могут повлиять на экономические решения пользователей информации, приняты на основе финансовой отчетности. На значимость информации могут оказывать влияние как ее сущность, так и ее ценность (существенность).

6.Принцип достоверности. Информация является достоверной, когда в ней отсутствуют существенная ошибка или предвзятость и на нее могут полагаться пользователи.

7.Принцип правдивого и беспристрастного представления. Финансовые отчеты должны создавать у пользователя правдивое и беспристрастное представление о финансовом положении, результатах операций, движении денежных средств субъекта.

8.Принцип нейтральности. Информация, представляемая в финансовой отчетности, должна быть свободной от предвзятости, для того чтобы быть надежной.

9.Принцип осмотрительности. Это соблюдение степени предосторожности при принятии решений, необходимых для вынесения оценок, в условиях неопределенности, для того чтобы активы и доход не были переоценены, а обязательства или расходы не были недооценены.

10.Принцип завершенности. В целях обеспечения достоверности информация в финансовых отчетах должна быть полной.

11.Принцип сопоставимости. Для того чтобы финансовая информация была полезной и содержательной, информация должна быть сопоставимой от одного отчетного периода в другой. Пользователи должны быть информированы об учетной политике, используемой субъектом при подготовке финансовой отчетности, всех изменений в этой политике и результатах таких изменений.

12.Принцип последовательности. Предполагается, что учетная политика последовательно переходит из одного периода в другой. Пользователи должны иметь возможность сравнивать финансовые отчеты субъекта за разные отчетные периоды, чтобы видеть тенденции изменений в его финансовом положении.

Бухгалтерский учет – это экономическая наука. Его терминология возникла исторически. Впервые о бухгалтерском учете как науке упоминается в трудах Бенедетто Контрульи (1458) и Луки Пачоли (1494). Они положили начало рассмотрению бухгалтерского учета как универсальной методологической науки.


Построение бухгалтерского учета в компании производится в соответствии с Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», Законом РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», Планом счетов бухгалтерского учета.

Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета определяется следующими признаками: количеством, структурой и внешним видом учетных регистров, последовательностью связей между документами и регистрами, а также между самими регистрами и способом записи в них, то есть использованием тех или иных технических средств.

Применение вычислительной техники в учетном процессе позволяет обеспечить высокую точность и оперативность данных учета, повысить производительность работников, освободить их от выполнения простых монотонных функций и предоставить большую возможность заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности, увязать все виды учета и планирования, т.к. они используют одни и те же носители информации.

На предприятии функции учетно-аналитической службы выполняет главный бухгалтер и экономический отдел.

Документооборот - это создание первичных учетных документов или получение их от других организаций, их принятие к учету, обработка, передача в архив. Движение первичных документов в бухгалтерском учете регламентируется графиком документооборота.

График документооборота - это график или схема, которые описывают движение первичных документов на предприятии от момента их создания до момента передачи на хранение (Рисунок 1):

Учетно-аналитическая система в широком смысле — это система, базирующаяся на бухгалтерской информации, включающей оперативные данные и использующей для экономического анализа статистическую, техническую, социальную и другие виды информации. Поэтому в широком плане учетно-аналитическая система представляет собой сбор, обработку и оценку всех видов информации, потребляемой для принятия управленческих решений на микро- и макроуровнях [2, с. 98].

Рисунок 1 - Схема документооборота предприятия

Методически связующим процессом в процессе функционирования учетно-аналитической системы является комплексный анализ, так как учет является информационной базой анализа и аудита. При этом осуществляется прямая и обратная связь (рисунок 2).

В организациях контроль и экономический анализ представляют функции управления экономикой. В качестве важнейшего условия реализации этих функций некоторыми учеными предлагается создавать самостоятельные подсистемы, совмещающие функции бухгалтера и экономиста.


Рисунок 2 - Бухгалтерский учет как функция управления

Источниками информации при этом в основном являются учетные и отчетные данные бухгалтерского и других видов учета. Эта информация составляет первую ступень подготовки данных для управленческих решений, вторая ступень — их анализ и оценка [3, с. 56].

Учетно-аналитическая система в компании строится по принципу хронологии сбора, обработки данных и формирования отчетных документов, от оперативной информации до бухгалтерских балансов и приложений к ним, что представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Состав учетно-аналитической системы бухгалтерии

№ п/п

Виды учетных документов

Методы анализа

1

Оперативные документы

Сравнение с нормативом по внешнему оформлению. Проверка достоверности данных. Логическая оценка показателей

2

Журнал регистрации хозяйственных операций

Проверка хронологии записей. Сравнение данных журнала с данными первичных документов. Группировка хозяйственных операций по видам и адресатам

3

Проводки по счетам

Выбор счетов для соответствующих записей. Группировка операций по счетам. Оценка операций, влияющих на сальдо

4

Учетные регистры (журналы-ордера, ведомости)

Сравнение соответствия данных, приведенных в регистрах, оценка конечных данных по каждой записи

5

Главная книга

Свод данных из журналов и ведомостей. Оценка сводных данных по сгруппированным счетам

6

Баланс

Сравнительный анализ динамики и структуры частей баланса. Расчет и оценка коэффициентов финансового положения и состояния, деловой активности, рентабельности и т.д.

7

Приложения к балансу

Сравнение с нормативными, плановыми документами и в динамике, факторный анализ использования ресурсов [4, с. 104]

Интерес представляют предложения по разработке принципиальной схемы организации аналитической деятельности на базе бухгалтерского учета. При организации непрерывного анализа достигается повышение его оперативности и действенности, так как анализ непосредственно следует за учетом, а также выполняется в ходе хозяйственного финансового учета. При этом подсистема аналитического обеспечения управления хозяйственной деятельностью превращается в постоянно действующий фактор повышения эффективности производства за счет активизации всего информационного фонда организации.