Файл: Особенности политики мотивации персонала корпорации (Теоретические основы управления мотивацией персонала).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
И с т о ч н и к: Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных затратах, или Как платить меньше, но чтобы работали лучше? / Н.В. Самоукина. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. 238 с. – (Психология бизнеса), с.30
Принцип справедливости очень важен для российского персонала. И многие конфликты наступают именно по причине нарушения данного принципа. Руководителю при применении данной теории необходимо приводить объективнее аргументы в защиту своего решения: почему одному заработная плата повышена, а другому – нет. При наличии несправедливости в зарплате у работника необходимо сформировать мнение, что его коллега имеет больший статус, опыт, стаж, нежели он.
Комплексная теория мотивации Портера – Лоулера
Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости. В их модели участвует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно модели Портера-Лоулера, достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Уровень приложенных усилий будет определяться ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что данный уровень усилий действительно повлечет за собой вполне определенный уровень вознаграждения. Более того, в теории Портера-Лоулера устанавливается соотношение между вознаграждением и результатами, т.е. человек удовлетворяет свои потребности посредством вознаграждений за достигнутые результаты.
Применение комплексной теории мотивации в практике показывает, что удовлетворенность работника зависит не только от того, чтобы получить высокие результаты труда. Работник получает удовлетворение от получения результата как завершения собственных трудовых усилий. [7].
И наоборот, если завершение задач отсрочено по времени, то это создает определенный стресс незавершенности. В данном случае необходим такой воздействующий фактор, снижающий стресс, как высокая заработная плата и дополнительные факторы нематериальной мотивации.
Трудности такой теории заключаются в том, что перед руководством стоит задача поиска способов представления завершенных крупных задач. В последнее время популярными становятся Корпоративные книги, в которых в форме текстовых материалов и фотографий описана история компании от ее учреждения до настоящего времени.
Все эти мероприятия направлены на то, чтобы восполнить стресс незавершенности для управленческого персонала при помощи демонстрации, как были завершены раньше другие крупные задачи в компании. [7].
Теория постановки целей Э.Лока
Она исходит из того, что люди в той или иной степени воспринимают цели организации как свои собственные и стремятся к их достижению.
Если цели реальны, конкретны, ясны, приемлемы для работника, то чем они выше, тем, как правило, упорнее он будет к ним стремиться. Достижение целей повышает мотивацию, а неуспех ее снижает.
К теории постановки целей близка по духу концепция партисипативного управления, исходящая из того, что люди получаю удовлетворение от участия в делах организации. В результате они работают не только с повышенной эффективностью, но и максимально раскрывают свои способности и возможности. [2].
Применение данной концепции в практике мотивации персонала связано с хорошей организацией работы и эффективным тайм-менеджментом в корпорации. Кроме того, мотивация персонала при помощи четко поставленных задач и хорошей организации труда будет работать еще и тогда, когда в компанию принимаются компетентные и ответственные работники, принимающие трудовую дисциплину и любящие порядок.
Трудности же возникают в тех компаниях, которые не могут позволить себе нанимать высококлассных специалистов по причине отсутствия финансовых средств для их достойной оплаты и стабилизации.
Мотивация сотрудников при помощи чёткой постановки задачи и хорошей организации может быть так же затруднена в тех сферах бизнеса, в которых доля непредсказуемых результатов очень велика. Например,
это может быть сфера туристического бизнеса или образовательно консалтинга. [7].
Проанализировав данный пункт я делаю вывод, что кроме потребностей, которые описал А. Маслоу, для многих людей является важной потребность во власти, успехе и причастности к делу.
Важно понять, что рассмотренные мной теории хоть и расходятся по ряду вопросов, не являются взаимоисключающими. Теории мотиваций эффективно используются в решении ежедневно возникающих задач побуждения людей к эффективному труду.
Потребность самовыражения и роста человека как личности никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.
Потребности человека в мотивационном процессе
2.1. Индивидуальность сотрудника
Что влияет на формирование потребностей человека? Только воспитание и образ жизни? Нет, я убеждена, что в формирование потребностей человека немаловажную роль играет его индивидуальность. Поэтому при поиске мотиваторов для конкретного сотрудника работодатель должен учитывать его индивидуальность (или психотип).
Рассмотрим в этом пункте темперамент человека как генетический фактор и обратим внимание на стилевые характеристики мышления сотрудника, проявляющиеся в его профессиональной деятельности.
Темперамент определяется наследственностью и устойчиво проявляется в течение всей жизни человека. Так гиперактивный и сверхподвижный ученик, с которым учителя мучаются в школе, останется таким же активным и в тридцать, и в сорок, и в восемьдесят лет. Конечно с возрастом его характер будет видоизменяться, но избыток жизненной энергии останется с ним всегда. Важно помнить: нет «хороших» или «плохих» темпераментов. [7].
Холерик имеет самые скоростные темпоритмы.
Сотрудник-холерик – активный, инициативный и энергичный. Его не нужно подгонять, проверять и специально мотивировать на работу: он самомотивирован на успех и достижения. Это амбициозный специалист.
Его ведущая потребность – в новой информации и новом опыте. Любит учиться и всегда стремится к повышению компетентности.
Однако для руководителя такой сотрудник со временем становится серьезным конкурентом. Один руководитель так сказал про своего подчиненного-холерика: «Я чувствую за спиной его горячее дыхание»
Мотиваторы для подчиненного-холерика:
- Самостоятельность в работе мотивирует сотрудника с холерическим темпераментом;
- мотивирует участие в инновационных проектах;
- работа на прорывах – хороший мотиватор;
- нравятся частые командировки, завязывание новых контактов, интенсивное общение с разными людьми;
- мотиватором может выступить работа на выставках.
- хороший продавец.
- директивный стиль управления со стороны непосредственного руководителя – демотиватор для специалиста линейного уровня, имеющего холерический темперамент;
- публичная похвала за успехи в присутствии персонала компании – сильнейший мотиватор;
- мотивируют корпоративные знаки отличия за успехи;
- вертикальная карьера и возможность власти мотивируют его больше, чем заработная плата;
- направление на обучение может выступить серьезным мотиватором. [7].
Такой сотрудник хорошо будет справляться с задачами по анализу большого массива информации, выполнять одинаковые и рутинные действия. При формулировании задания ему необходимо давать время для вопросов, обсуждения, записи. Его не нужно торопить. Не стоит ставит на участки работы, где необходимы высокая скорость и общительность.
Если активный и энергичный холерик не всегда нравится окружающим из-за своей резкости и несдержанности, то флегматика любят все.
Сдержанные и спокойные флегматики – ценный ресурс для компании. Да, они не «революционеры» и не новаторы, как холерики. Однако именно они составляют контингент стабильных сотрудников, преданных компании. Когда компания будет переживать «не лучшие времена», именно флегматики будут терпеливо ждать выхода из кризиса и радоваться вместе с руководством новым успехам.
Мотиваторы для подчиненного-флегматика:
- стабильность и устойчивость компании на рынке;
- высокий заработок для флегматика – не главное: ему важнее зарабатывать средние деньги, но регулярно и без задержек;
- спокойная работа, «без дерготни», в рамках компетенции флегматика – сильный мотиватор;
- хорошая экология помещения, кондиционер, удобное рабочее место и наличие фиксированного обеденного перерыва;
- удобное расположение офиса и наличие корпоративного транспорта;
- уважение со стороны руководителя – мотиваторы для такого подчиненного, особенно если он старше своего начальника. [7].
Такого работника стоит использовать на монотонных участках работы, ведь там необходимы основательность и тщательность. Флегматик будет выполнять рутинные действия и легко справляться с задачами по анализу большого массива информации.
На первый взгляд может показаться, что меланхолик – самый сложный психотип человека. Он любит жаловаться на судьбу, очень чувствительный и ранимый, легко расстраивается даже при мелких неудачах.
Меланхолик-подчиненный всегда занимает ведомую позицию. Он никогда не станет неформальным лидером, критикующим своего руководителя. Ему комфортно быть ведомым, ведь при такой позиции меньше ответственности.
Также меланхолик нуждается в поддержке. О может прийти к руководителю для душевного разговора, особенно когда принимает важные решения. Руководитель советует ему, как делать ремонт, или куда поехать на отдых. А меланхолик прислушивается к его советам.
Получая сочувствие со стороны руководителя, меланхолик тоже способен на эмоциональную поддержку. Он первым чувствует переживания другого человека и старается его успокоить. Меланхолик – хороший эмоциональный «барометр» в команде. Стремится к позитивной атмосфере. Тяжело переживает конфликты. Как правило, избегает напряжения в отношениях с коллегами всеми способами.
Однако, если подчиненного, имеющего меланхолический темперамент, уважают коллеги, он становится миротворцем между конкурирующими лидерами и группировками. Он будет всех понимать и всем сочувствовать. В работе ориентирован на тщательное выполнение заданий, потому что боится ошибок.
Мотиваторы для подчиненного-меланхолика:
- если непосредственный начальник ценит и уважает своего подчиненного-меланхолика, он никогда не уйдет в другую компанию;
- при позитивных отношениях с руководством меланхолик – преданный и стабильный сотрудник, он ждет похвалы за хорошие результаты, оценит, если руководитель подойдет к нему и спросит о домашних делах. А если начальство не забудет поздравить его с днем рождения – это величайший праздник;
- несправедливая критика – серьезный демотиватор для меланхолика.;
- Позитивная атмосфера в компании и подразделении – тоже важные мотиваторы для меланхолика;
- повышенный конфликтный фон в корпорации, меланхолик одним из первых перейдет в другую организацию, даже на меньшую зарплату;
- регулярный отдых;
- медицинская страховка для него – серьезный мотиватор. [7].
Рискованный и амбициозный проект – не для него. Но за то, у него часто бывают развиты креативные способности, поэтому он может быть хорошим сотрудником отделов рекламы, маркетинга и дизайна.
Ну вот мы и подошли к описанию сангвиника. Это энергичный и сильный человек с отличным самоконтролем. Он деловой, выносливый и имеет хорошую работоспособность. Часто – трудоголик и карьерист, любит хорошо зарабатывать.
Сдержан и деловит, стремится к высокой компетентности в своем деле. Отношения с коллегами – дружеские, но без лишней фамильярности. Бывает «толстокожим»: любит подшучивать над сослуживцами, не задумываясь, приятно им это или нет.
Участвует в корпоративных вечеринках, веселится, но вовремя уходит домой. Предпочитает здоровый образ жизни, занимается спортом, дисциплинирован, приходит на работу вовремя и уходит тоже. Стремится к хорошей организации рабочего времени, работает с самоотдачей.
К коллективу нет эмоциональной привязанности. Если на работе не чувствует перспективы в повышении заработной платы, легко переходит на новое место работы.
Критику со стороны руководителя воспринимает конструктивно, стремится исправить ошибку и улучшить свои показатели.
Мотиваторы для подчиненного-сангвиника:
- ведущий мотиватор – достойная заработная плата;
- перспектива карьерного роста;
- возможность повышения профессиональной компетентности;
- престижный офис и имиджевые атрибуты в работе;
- корпоративные «тусовки» и абонементы в престижные фитнес- центры – эффективные мотиваторы;
- интенсивная и интересная работа с возможностями инноваций. [7].