Файл: Налог на прибыль организаций (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АНАЛИЗА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Кроме того, функцией налогов относят воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики государства широко применяют налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

В настоящее время, в связи с определенными обстоятельствами, налоги редко становится объектом количественного анализа. Использующиеся для анализа показатели (чаще всего простые индексы, приросты и темпы роста) очень трудно сопоставить между собой, так как при расчете применяются различные алгоритмы и различная выборка.

Актуальность развития методологии статистического анализа налогообложения в Российской Федерации обусловлена не только возрастанием роли налогов в формировании бюджета каждого региона в современном обществе, но и слабой разработанностью статистической методологии в изучении проблем налогообложения. Налогообложение как объект статистики имеет свои особенности, которые связаны с нарастающими итогами в отчетности, с наличием инфляционной составляющей в ней и действием разнонаправленных тенденций изменения налоговых поступлений на макро- и микроуровне.

Между тем в отечественной литературе исследование вопросов налогообложения организаций, учет инфляции в анализе динамики налоговых доходов, характеристики структурных сдвигов в источниках формирования налоговых доходов практически не освещено. Таким образом, актуальность темы статистического исследования является обоснованной.

Целью данной работы является статистический анализ налога на прибыль предприятия на примере ООО «ПИК-ФАРМА ХИМ». Для достижения выше поставленной цели были решены следующие задачи.

  1. Изучить теоретические аспекты налогообложения на предприятии в области расчета налога на прибыль.
  2. Рассмотреть источники статистической информации о налогах и основные методы ее анализа.
  3. Изучить организационно-экономическую характеристику предприятия.
  4. Проанализировать динамику и структуру налога на прибыль ООО «Пик-Фарма Хим»

Объектом исследования является фармацевтическая организация ООО «Пик-Фарма Хим». Предметом исследования – анализ налога на прибыль данного предприятия, и пути ее совершенствования.

По результатам проведенного анализа выявлены основные проблемы налогообложения организации и пути его совершенствования, через оптимизацию налогообложения.

В первой главе рассмотрены теоретические основы налогообложения прибыли предприятий и его анализ. Во второй главе рассмотрена организационно-экономическая характеристика «ООО Пик-Фарма Хим». В третьей главе проведен анализ налога на прибыль предприятия. В четвертом разделе рассматриваются проблемы налогообложения прибыли организаций и пути их решения в современных условиях.

Для выполнения дипломной работы использовались нормативно-правовые акты, учебники для ВУЗов, статистическая информация, журналы, статьи газет, интернет. Исходными данными являются технико-экономические показатели ООО «Пик-Фарма Хим» за 2016-2018 гг.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АНАЛИЗА НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1Особенности исчисления налога на прибыль

Налог на прибыль организаций является тем налогом, с помощью которого государство может наиболее активно воздействовать на развитие экономики. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком дохода через механизм предоставления или от­мены льгот и регулирования ставки государство стимулирует или ограничивает инвестиционную актив­ность в различных отраслях экономики и регионах. Этим же целям служит и механизм инвестиционного налогового кредита, предоставляемого налогоплательщикам и погашаемого ими за счет прибыли. Зна­чительную роль в регулировании экономики играет также амортизационная политика государства, напрямую связанная с налогообложением прибыли организаций.


Налог на прибыль платят компании, применяющие общую систему налогообложения. Компании, которые перешли на применение одного из специальных налоговых режимов, например, УСН или ЕНВД, не уплачивают этот налог. Порядок уплаты налога установлен главой 25 НК РФ. В ней преду­смотрены разные ставки налога в зависимости от вида дохода, особенностей компании или ее место­нахождения.

Налог на прибыль предприятий и организаций - главный вид налога юридических лиц. Основная ставка налога на прибыль - 20 %. Из них 3 % уплачивается в федеральный бюджет, 17 % - в бюджет субъекта РФ. Такое разграничение и ставки будут действовать до конца 2020 года. Помимо общих ста­вок, НК РФ устанавливает еще ряд дифференцированных налоговых ставок. Их могут использовать определенные категории налогоплательщиков или компании, получающие определенные виды дохо­дов. Например, доходы с дивидендов облагаются по ставке 0% или 13%, в зависимости от доли компа­нии в уставном капитале источника дивидендов. А иностранные компании платят налог с дивидендов по ставке 15%. Доходы в виде процентов по муниципальным ценным бумагам старше трех лет облага­ются по ставке 9%. Причем налог полностью перечисляется в федеральный бюджет. По ставке 15% облагаются доходы по целому ряду ценных бумаг. А по российским ценным бумагам, учитываемым на счетах депо у иностранных держателей, доход облагается по ставке 30%.

В настоящее время налог на прибыль организаций действует на всей территории России и взи­мается в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ. Плательщиками налога на прибыль органи­заций являются предприятия, независимо от сфер деятельности и форм собственности, которые полу­чают прибыль.

Налог на прибыль организаций служит главным доходным источником федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов, и является одним из инструментов перераспределения национального дохода.

Ст. 246 Налогового кодекса РФ гласит, что налогоплательщиками по налогу на прибыль являют­ся российские и иностранные организации, которые осуществляют деятельность в РФ или получают доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогопла­тельщиком. Для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, прибыль - это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

С этого года вступил целый ряд изменений по налогу на прибыль. Например, в составе расходов можно учитывать расходы на туристические путевки работникам. Налоговую базу можно уменьшить на стоимость проезда, проживания, питания, санаторно-курортного обслуживания и экскурсий не только работников, но и членов их семей. Правда, есть три ограничения:


  • учесть можно расходы на турпутевки по территории России;
  • максимальная сумма на каждого работника и его родственника - 50 000 рублей;
  • расходы на турпутевки вместе с затратами на добровольное личное страхование и медицин­ское обслуживание работников не должны превышать 6% расходов на оплату труда.

Налоговым кодексом предусмотрены следующие льготные ставки по налогу на прибыль в 2019 году для юридических лиц. Их вводят на территориях субъектов РФ региональные власти. Для этого принимают соответствующий закон. Региональные чиновники ограничены следующими условиями: они могут снижать налоговую ставку, по которой рассчитывается региональная часть налога, при этом в федеральный бюджет ставка остается равной 3%, снижать ставку могут до 12,5%, ниже ставка налога опускаться не может.

С 2019 года льготы по налогу на прибыль сократятся. Власти субъектов теперь не смогут сни­жать ставки налога на прибыль по своему усмотрению. Такое право у них будет только в отношении категорий налогоплательщиков, которые указаны в НК. Для резидентов особых экономических зон и участников региональных инвестиционных проектов. Еще одна группа льготников - организации, осу­ществляющие свою деятельность на территориях особых экономических зон и на территории Крыма и Севастополя. Для этих компаний максимальная ставка по налогу на прибыль равна 13,5%.

Значение налога на прибыль организаций как источника бюджетного дохода постепенно меняет­ся по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%. В последующие годы этот показатель постепенно снижался, и в настоящее время он обеспечива­ет около 7% всех доходов федерального бюджета вследствие снижения совокупной ставки налога с 35% до 20%.

Важные поправки «по прибыли» по налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов РФ, нулевые ставки, установленные региональными законами, принятыми до дня вступления в силу Феде­рального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ, подлежат применению до окончания срока их действия, но не позднее 01.01.2023. Однако регионам дано право повысить их уже на периоды 2019-2022 годов (Феде-ральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ). Как регионы могут продлять и изменять региональные ставки по налогу на прибыль ПБУ 18/02 обновили Поправки в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» внесены приказом Минфина России № 236н от 20.11.2018.

В частности, понятия «постоянное налоговое обязательство (актив)» заменены терминами «по­стоянный налоговый расход (доход)». Также для целей данного ПБУ под расходом (доходом) по налогу на прибыль будет пониматься сумма налога, признаваемая в отчете о финансовых результатах в каче­стве величины, корректирующей прибыль (убыток) до налогообложения.


Расход (доход) по налогу на прибыль будет определяться как сумма текущего и отложенного налога на прибыль. Текущим налогом на прибыль будет признаваться налог, определяемый по Нало­говому кодексу, а не исходя из величины условного расхода (условного дохода), скорректированной на ряд сумм. В отчет о финансовых результатах будет включаться расход (доход) по налогу на прибыль с разделением на отложенный и текущий налог. По новым правилам это будет отражаться в качестве статьи, уменьшающей прибыль (убыток) до налогообложения. По-новому также будут отражаться све­дения в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах. Изменения будут применяться ком­паниями начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год. Их использование до указанно­го срока разрешено при условии отражения этой информации в отчетности. Что изменится в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль.

1.2 Льготы по налогу на прибыли

Эффективная система налогообложения прибыли, предусматриваю­щая предприятиям дополнительные льготы по налогу на прибыль, оказы­вает решающее влияние на стимулирование товаропроизводителя, а также имеет всестороннюю ценность ради обеспечения положительных финан­совых результатов деятельности, повышения экономической активности и решения социально-экономических задач.

Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается тем случа­ем, что налог на прибыль предприятий и организаций является фундамен­тальным из главных прибыльных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской Федерации занимает второе место после налога на добавленную стоимость [5].

Налог на прибыль предприятий и организаций — главный вид налога юридических лиц. Основная ставка налога на прибыль - 20 %. Из них 2 % уплачивается в федеральный бюджет (3 % в 2017 - 2020 годах), 18 % — в бюджет субъекта РФ бюджет (17 % в 2017 - 2020 годах)[7].

Также, Налоговым Кодексом РФ помимо основной, предусмотрены специальные ставки налога на прибыль:

  1. 30 % (прибыль по ценным бумагам (за исключением доходов в ви­де дивидендов), выпущенным российскими организациями, права на ко­торые учитываются на счетах депо, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту (и.4.2 ст.284 НК РФ);
  2. 20 % (прибыль от осуществления деятельности, связанной с добы­чей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводо­родного сырья, полученная организациями, владеющими лицензиями на пользование участком недр, на котором расположено данное месторожде­ние или предполагается осуществлять поиск, оценку и (или) разведку та­кого месторождения; а также операторами такого месторождения (и. 1.4, п.6 ст.284 НК РФ) и т.д.);
  3. 15 % (доходы в виде процентов, полученных владельцами госу­дарственных, муниципальных и иных ценных бумаг (пи. 1 и.4 ст.284 НК РФ) и т.д.);
  4. 13 % (доходы в виде дивидендов, полученные от российских и иностранных организаций российскими организациями, а также доходы в виде дивидендов, полученные по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками (пи. 2 п.З ст.284 НК РФ);
  5. 10 % (доходы иностранных организаций, не связанные с деятель­ностью в РФ через постоянное представительство, от использования, со­держания или сдачи в аренду подвижных транспортных средств или кон­тейнеров в связи с осуществлением международных перевозок (пп.2 п.2 ст.284 НК РФ);
  6. 9 % (доходы в виде процентов по некоторым муниципальным ценным бумагам (пп.2 п.4 ст.284 НК РФ)[1].