Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Изучение особенностей организационно-целевого управления).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность исследования. Создание большого количества предприятий различных форм собственности в период становления рыночной экономики в нашей стране привело к тому, что менеджерам пришлось учиться управлять самостоятельно, а не по заказу “сверху”. Одним из элементов самостоятельного управления предприятием является принятие управленческих решений.
В упрощенном смысле управление - это способность достигать целей, используя труд, интеллект и мотивы других людей. Менеджмент-в русском языке "менеджмент" - это функция, вид деятельности по управлению людьми в самых разных организациях. Управление также является областью человеческих знаний, которая помогает реализовать эту функцию. Наконец, менеджмент как коллектив из менеджеров-это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет управленческую работу.
Поскольку задача менеджера заключается в достижении цели, важно правильно ее определить. если мы ставим перед собой задачу совершенствования организации без конкретизации ее целей, мы рискуем предложить лучшие способы выполнения ненужных функций или лучшие способы достижения неудовлетворительных конечных результатов, которые могут нанести материальный ущерб. Искусство выбора и формирования правильной цели, управление процессом ее реализации, в том числе оценка степени достигнутой реализации, отличает по-настоящему квалифицированного руководителя.
В работе рассматривается один из видов менеджмента - управление по целям.
Актуальность работы объясняется тем, что существование любой организации невозможно без постоянного ежедневного принятия и реализации тех или иных решений на различных уровнях государственного управления. В то же время управленческие решения направлены на достижение наиболее оптимального результата организационно-производственной системы
В работе использованы труды отечественных и зарубежных специалистов таких в области ПРУР тациалистов совершенствованию применения технологий в процессе разработки УР в оргнизации , как:Балдин К.В., Воробьев С.Н., Глущенко В.В., Литвак Б.Г., Рейльян Р.А., Смирнов Э.А., Фатхутдинов Р.А., Эддоус М. и другие отечественные и западные специалисты в области менеджмента.
Вот почему вполне понятен научный интерес к этой проблеме.
Объект исследования: управление по целям.
Предмет исследования: особенности организационно - целевого управления.
Цель исследования: изучение особенностей организационно - целевого управления.
Задачи исследования:
– раскрыть сущность организационно – целевого управления;
– рассмотреть виды целей управления;
– изучить особенности управления по целям;
– изучить практику выбора обоснования целевой ориентации.
Методы исследования. теоретический анализ научной литературы; сравнение, обобщение, синтез.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, библиографию.
1 Теоретическое обоснование организационно – целевого управления
1.1 Сущность организационно – целевого управления
Составление целевых моделей-это начальный этап процесса управления по целям, концепция, широко используемая современным менеджментом. Суть его заключается в следующем. Управление как интегрированная система управления ориентирована на достижение всего комплекса целей и задач, стоящих перед организацией. Поэтому каждый руководитель, от высшего до низшего, должен иметь четкие цели в рамках своих обязанностей. Он должен обеспечить соответствующую целевую направленность работы своего подразделения в течение запланированного периода времени. Цели и задачи управления не только сообщаются, но и координируются (посредством предварительного обсуждения) с руководителями всех уровней, которые направляют свои усилия, ресурсы и энергию на их достижение. Процесс управления по целям состоит из четырех этапов [6]:
1. Определены круг ведения и обязанности руководителей всех уровней.
2. Разработка и координация целей и задач управления в рамках установленных обязанностей.
3. Составляются реальные планы по достижению поставленных целей.
4. Осуществляется контроль, измерение, оценка работы и показателей, полученных каждым руководителем и каналами обратной связи, корректируются задачи, что может потребовать новой координации целей.
Таким образом, если целеполагание является началом любой управленческой деятельности, то обязательным ее продолжением является определение видов работ, необходимых для достижения поставленных целей [5].
Руководители не только составляют планы, но и организуют их реализацию путем формирования структур, процессов и методов, с помощью которых организуется совместная и эффективная работа. Важное место в деятельности менеджеров занимает разработка индикаторных систем, С помощью которых измеряются и оцениваются результаты труда каждого отдельного сотрудника подразделения, службы и предприятия в целом.
Выполняя все вышеперечисленные виды работ, руководители создают необходимые предпосылки для продуктивной и эффективной работы всех сотрудников предприятия и всех его подсистем. Поэтому их часто называют людьми, которые могут достичь своих целей, используя труд, интеллект и мотивы других людей. И это одна из причин того, что к их профессионализму и личным качествам предъявляются высокие требования.
В качестве примера рассмотрим концепцию программно-целевого управления, разработанную финскими учеными и специалистами и получившую название «Управление по результатам».
Суть концепции заключается в целостной системе управления, ориентированной на конечный результат и основанной на использовании творческого потенциала трудового коллектива, новых методов и приемов управления [10].
Принципы концепции-результаты являются основой деятельности; для их достижения необходимо обладать сильной волей.
Основные понятия-цели - это те ключевые результаты, к которым организация стремится в своей деятельности в течение длительного периода времени. Стандартное количество голов - от 4 до 6.
Основные результаты могут быть трех видов: по коммерческой деятельности (оборот, окупаемость, переменные и постоянные затраты, доля рынка, рентабельность, платежеспособность, использование капитала и др.).для функциональной деятельности подразделений (количество и качество выпускаемой продукции, использование производственных мощностей, сырья, материалов, энергии и др.);); некоммерческая деятельность, способствующая достижению непосредственных функциональных целей (эффективность работы персонала, мотивация сотрудников, атмосфера в организации, использование рабочего времени, сотрудничество с другими организациями, имидж предприятия, креативность, опыт) [7].
Цели и приоритеты не являются постоянными величинами, они пересматриваются время от времени в связи с изменением внутренних и внешних условий, когда цели достигаются или вследствие признания их ошибочности.
Для задач, поставленных после постановки целей, применяются следующие критерии отбора: последовательность, одобрение, реалистичность, гибкость, измеримость, привлекательность (обеспечение мотивации деятельности).
Этапы процесса управления:
1. Составление автопортрета трудового коллектива;
2. Планирование результатов, включая долгосрочное планирование и стратегическое планирование, годовое планирование и индивидуальное планирование (планы деятельности лиц, занимающих ключевые должности в организации);
3. Достижение результатов основано на ситуационном лидерстве, отражающем неопределенность и динамизм организации и ее окружения. В то же время обращается внимание на стиль управления, методы и приемы руководителя, настойчивость, креативность, изучение окружающей среды, людей и их дел;
4. Мониторинг с целью оценки достигнутых результатов, путей выполнения мероприятий, предусмотренных в планах действий, и успешного ситуационного управления. Оценка результатов завершается выводами, учитываемыми в повседневной работе, в планах отчетного периода, при стратегическом планировании и при планировании следующего периода [8].
Развитие-при управлении по результатам предлагается совершенствовать структуру всей организации, обучение профессионально подготовленных менеджеров. Само развитие выступает как процесс изменений, которым можно управлять в соответствии с общими принципами развития организации.
1.2 Виды целей управления
Разработка экономической политики общества предполагает определение целей общества и стратегий его развития на ближайшую и долгосрочную перспективу, исходя из потенциала общества и наличия у него соответствующих ресурсов. При разработке стратегических позиций фирмы обычно используют определенные показатели, как качественные - ориентиры - более отдаленные цели, так и количественные – задачи [11].
Существует взаимосвязь между этими показателями: стратегия, разработанная на самом высоком уровне, становится целью и ориентиром на более низких уровнях управления. В связи с этим необходимо различать:
Цели общие. Они отражают концепцию развития компании и разрабатываются на долгосрочную перспективу и определяют основные направления
Программы развития компании. Здесь ранжирование осуществляется по принципу приоритета по следующей схеме:
а) обеспечение максимальной рентабельности при существующем наборе видов деятельности определяется следующими показателями: объем продаж, уровень и норма прибыли, годовой темп роста продаж и прибыли, прибыль на акцию, доля рынка, структура капитала, уровень дивидендов, выплачиваемая заработная плата, уровень качества продукции;
б) обеспечение устойчивости позиций фирмы как цели глобальной политики по следующим направлениям: расходы на исследования и разработки новой продукции; потенциал конкурентоспособности; инвестиционная политика; кадровая политика; решение социальных вопросов;
в) развитие новых направлений развития, новой деятельности компании, что предполагает разработку структурной политики, включающей диверсификацию продукции, вертикальную интеграцию, поглощения и слияния; развитие информационных систем; выявление конкретных фирм, акции которых подлежат покупке; разработка новых видов продукции [10].
Конкретная цель. Разрабатываются в рамках общих целей для основных направлений деятельности в каждом производственном подразделении компании и могут быть выражены в количественных и качественных показателях:
а) определение рентабельности для каждой отдельной единицы, выступающей в качестве центра прибыли. Уровни прибыли могут устанавливаться как в абсолютном выражении (обычно в валюте страны происхождения), так и в виде плановых заданий на каждый год или на конец планового периода. Первостепенное значение имеет норма прибыли.
При расчете данного показателя для инвестированного капитала последний определяется по-разному:
1) чистая стоимость за вычетом обязательств;
2) собственный капитал плюс долгосрочный долг;
3) основные средства за вычетом амортизации. По сравнению с данными предыдущих лет этот показатель является наиболее важным не только в планировании, но и в контроле, и играет решающую роль как в определении целей, так и в оценке результатов и эффективности деятельности компании. Рентабельность может быть установлена как на самом высоком уровне, так и на более низком уровне управления;
b) другие конкретные цели. Они носят характер подцелей и обычно устанавливаются не только в абсолютных плановых показателях, но и путем определения направлений развития в функциональных областях (маркетинг, исследования и разработки, производство, финансы);
в) цели филиалов и дочерних предприятий, обычно формируемых материнской компанией, заключаются в следующем: увеличение объемов продаж и темпов роста компании; увеличение доли рынка компании; рост прибыли; “выживание” отрасли и ее вклад в развитие экономики принимающей страны (рост экспорта, рост доли местного рынка в снабжении отрасли сырьем и полуфабрикатами) [12].
На современном этапе развития все большее значение приобретает совершенствование методов управления экономикой. В связи с этим все большее значение приобретает разработка глобальной стратегии компании, основанной на долгосрочной и стабильной ориентации производства конкретных видов продукции на определенные рынки, т. е. стратегическое планирование.