Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Изучение особенностей организационно-целевого управления).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 2
Если цели были достигнуты, или с учетом результатов этапа верификации, процесс УПЦ может начаться заново - с постановки целей на предстоящий период [19].
2.Практика выбора обоснования целевой ориентации
2.1.Общая характеристика предприятия
Рассматриваемое в данной работе предприятие ООО "Инфра-Трейд" занимается производством и продажей строительных материалов. Компания была создана на базе бывшей базы снабжения шесть лет назад. Этим объясняется тот факт, что на предприятии работает штат специалистов-изготовителей, а продажа продукции идет плохо.
Можно представить себе рассматриваемое предприятие как систему. Ниже приводится таблица функций и элементов организации.
Таблица функциональных портретов ООО «Инфра-Трейд»
Функции |
Элементы |
||
Занятый персонал |
Использование автопарка |
Использование вычислительной техники |
|
Производство продукции |
56 |
2 |
2 |
Реализация продукции |
5 |
4 |
1 |
Доставка продукции |
1 |
1 |
- |
Исследования рынка |
2 |
- |
1 |
Разработка новых видов продукции |
3 |
- |
2 |
Финансовое обслуживание |
2 |
- |
1 |
Для диагностики проблем и дальнейшего прогнозирования необходим детальный анализ объекта прогнозирования.
Целью анализа является получение информации, необходимой для диагностики проблемы и прогнозирования развития объекта управления в интересах принятия управленческих решений.
Анализ предполагает изучение:
- макросреда;
- конкурентная среда;
- внутренняя среда.
Как и любая система, рассматриваемая организация действует совместно и во взаимодействии с внешней средой. Это взаимодействие проявляется в следующем:
- при закупке сырья у сторонних поставщиков;
- в подборе и смене персонала;
- во влиянии вкусов и предпочтений потребителей на ассортимент продукции;
- в регулировании деятельности организации со стороны государственных и иных органов и т. д.
Анализ макросреды показал, что на предприятие оказывают влияние юридические лица в сфере обязательного лицензирования деятельности и сертификации продукции. Это влияние ощущается в повседневной деятельности, но не несет негативного воздействия и снижает эффективность деятельности. Затраты, понесенные предприятием в ходе реализации указанных мероприятий, включаются в состав уменьшения прибыли.
Политические процессы, происходящие в стране, также оказывают косвенное влияние в той мере, в какой покупательная способность населения снижается по отношению ко всем товарам и услугам, и в частности к строительным материалам.
По сравнению с предыдущими параметрами большее влияние оказывает развитие научно-технического прогресса и достижение современных технологий. Это выражается в разработке современных материалов и технологий их производства, а также в совершенствовании традиционных методов строительства. Этот процесс снижает конкурентоспособность традиционных строительных материалов и технологий и вытесняет их с рынка.
Анализ объектов и субъектов управления осуществляется в системном единстве с анализом внешней среды. существенное влияние на конъюнктуру развивающихся рынков.
Структурная схема контроля и диагностики проблемы приведена на рисунке 2
Разработка
прогноза
ООО
«
Инфра - Трейдл
Внешняя
с
реда
Критерии
оценки
эффективности
системы
Контроль
проблемы
Проблема
отсутствует
или
неосознанна
Проблема
существует
Установление
причинно
-
следственных связей
изменения
параметров
эффекта с изменением
параметров системы и среды
Генерация
принципа
ус
транения
проблемы
Изменение
функций
Изменение
структуры
Изменение
параметров
нет
да
Рис. 2 .Структурная схема контроля и диагностики проблемы
На предприятии обнаружена проблема. Под проблемой понимается критическое рассогласование между желаемым и реальным состоянием. В данном случае это хорошо налаженное производство и плохо поставленный сбыт, тогда как при хорошем производстве не должен отставать и сбыт, чтобы иметь возможность инвестировать свободные финансовые ресурсы в еще большие расширения производства или егоусовершенствования.
Осознание проблемы состоит в установлении факта вашего существования по результатам контроля деятельности или исследования рыночных возможностей. Проблема, достигшая определенной остроты, трансформируется в мотивацию для деятельности организации и ваших менеджеров.
Структурировать проблему позволяет процесс построения дерева проблема. Дерево проблем приведено на рисунке 3.
Рис.3. Дерево проблем фирмы ООО «Инфра-Трейд»
Предприятие обнаружило проблему. Под проблемой понимается критическое несоответствие между желаемым и действительным состоянием. В данном случае это хорошо налаженное производство и плохо поставленные продажи, тогда как при хорошем производстве продажи не должны отставать, чтобы иметь возможность инвестировать свободные финансовые ресурсы в еще большее расширение производства или его улучшение.
Осознание проблемы заключается в установлении факта ее существования на основе результатов мониторинговой деятельности или исследования рыночных возможностей. Проблема, достигшая определенной точки, превращается в мотив деятельности организации и ее руководителей.
По результатам работы по выявлению проблемы, перед персоналом предприятия была поставлена цель – увеличить объемы сбыта готовой продукции в течение 6 месяцев и повышение потребительского предпочтения именно в сторону нашей продукции.
Поставленная цель отвечает всем необходимым требованиям, предъявляемым к целям: она ясна и понятна исполнителям, она измеряема количественными методами, она имеет сроки реализации, она согласовывается с глобальной целью деятельности всей организации.
2.2.Обоснование целевой ориентации управленческого решения
Далее, согласно приведенным материалам о проделанной работе по выявлению проблем, руководством предприятия была выявлена наиболее важная проблема для стратегического развития предприятия. Это связано с перестройкой принципов работы маркетингового отдела компании. В рамках решения этой проблемы можно выделить несколько направлений ее решения. С одной стороны, это изменение методологического подхода к организации маркетинговых услуг на предприятии. А с другой стороны, это изменение влияния человеческого фактора на решение проблемы.Можно предложить несколько вариантов решения данной проблемы. Приведу их в виде дерева решений (рисунок 4):
Рис. 4 Дерево решений
Алгоритм выбора метода решения определенной проблемы представлен на рисунке 5.
Рис. 5 Алгоритм выбора метода решения
Согласно приведенному выше алгоритму выбора и принятия управленческого решения, были выбраны и оценены проблемы повышения эффективности деятельности компании ООО "Инфра-Трейд" как наиболее отвечающие поставленным целям и задачам, следующие решения:
1. Сформируйте новую структуру отдела маркетинга компании.
2. Принять в качестве основной программы в системе стимулирования кадровой деятельности программу материального стимулирования персонала для увеличения продаж и премирования по результатам деятельности компании за каждый квартал.
3. Построить систему продаж за счет привлечения дилеров и дистрибьюторов на договорной основе.
4. Установите ценовую политику в соответствии с системой стоимость плюс.
5. Провести исследование рынка строительных материалов и потребительских предпочтений, а затем разработать ассортимент продукции и производственную программу в соответствии с результатами исследований.
Критерий эффективности управленческого решения выражается, как правило, в виде совокупности показателей и выступает в качестве меры познания изучаемого явления.
При выборе критерия эффективности того или иного решения следует руководствоваться следующими основными требованиями:
- во-первых, она должна быть выражена количественно, т. е. иметь физический смысл;
- во-вторых, должны наиболее полно отражать результаты принятого решения;
- в-третьих, быть достаточно простым, понятным и конкретным.
Как правило, процесс выбора критерия эффективности основывается на логических рассуждениях и интуиции лица, принимающего решение.
Критерием оценки эффективности решения поставленной задачи будет являться создание на предприятии такой маркетинговой службы, при которой вся выпускаемая продукция будет реализовываться в период производства очередной партии продукции с максимальной прибылью.
Для принятия окончательного решения по каждому исследуемому варианту необходимо сопоставить как эффект, полученный в результате принятия решения, так и возможные затраты (денежные, трудовые, материальные и другие ресурсы) на его реализацию. Количественная оценка эффекта, полученного в результате принятия того или иного решения, выражается не только в денежной форме, но и зависит от изменения состава капитальных вложений, социальных условий труда, психологического климата и др. Сравнение вариантов предполагает исключение непригодных и выбор наиболее приемлемых. Анализ проводится с использованием методов экономического и системного анализа.
В самом общем виде выбор окончательного решения определяется характером поставленной задачи, имеющимися ресурсами, информационной безопасностью процесса управления.
Из предложенных способов решения проблемы два Н немедленно удовлетворено компании :
во-первых, изменение ценовой политики невозможно, так как этот рынок самостоятельно регулирует уровень цен исходя из спроса и предложения;
во-вторых, изменение структуры маркетинговой службы не считается целесообразным, поскольку в компании работают квалифицированные специалисты, а поиск новых кадров займет время и приведет к дополнительным затратам денежных средств.
Реально возможными оставались только варианты изменения стратегии продаж на основе изучения потребительского спроса.
Для принятия решения, требующего выявления и учета значительного количества факторов, целесообразно привлекать тех сотрудников, которые более или менее знакомы с проблемой и смогут дать определенные рекомендации при ее рассмотрении. Отмечается, что групповые решения являются эффективными при условии, что группа является небольшой по составу и количеству ее членов имеется возможность прямого общения для обсуждения решений. В то же время ценность решения, принятого группой, выше, а ее компетенция выше, чем решение, принятое в одиночку.
Так, было принято решение изменить стратегию продаж, при изучении потребителей и их спроса на продукцию.
Для этого мы составили следующее дерево целей (см. рис. 6).
Рис. 6 Дерево целей.
В соответствии с приведенным деревом решений необходимо установить все моменты риска с целью их заблаговременного исключения из практической деятельности фирмы. Для рассматриваемого предприятия ООО «Инфра-Трейд» можно выделить следующие рисковые ситуации:
- Разработанный ассортимент продукции, не востребован на рынке и возникла необходимость срочной распродажи товарных остатков с целью не допущения остановки производственного процесса;
- Произошел технологический сбой, что повлекло не выполнение договорных обязательств и дополнительные расходы по восстановлению процесса производства и на штрафные санкции;
- Произошел разрыв договорных отношений с одним из дилеров, который нес на себе основную нагрузку по реализации продукции, что может вызвать застой готовой продукции на складе;
Для локализации приведенных рисковых ситуаций могу привести вариант возможной деятельности сразу с несколькими дилерами и одновременное поддержание собственной сбытовой сети. Я имею в виду, что необходимо заключать агентские соглашения одновременно с несколькими фирмами, чтобы не допустить провала в деятельности из-за сбоев в работе одного крупного агента. При этом остро встает вопрос о согласовании графиков поставок и отгрузок, чтобы избежать не цикличности в процессе реализации. То есть график должен быть составлен таким образом, чтобы в каждый отрезок времени продукцию обязательно получал какой-либо дилер, а если есть необходимость накопить большой объем продукции одному потребителю, то в это время не отгружается продукция другим потребителям.