Файл: Пример проекта и команды для его реализации (развитие персонала ВТБ 24 Банк).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРОЕКТА
1.1. Основные понятия и сущность управления персоналом проекта
1.2. Особенности процесса стратегического управления персонала проекта
1.3. Этапы стратегического управления персонала проекта
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРОЕКТА В «БАНК ВТБ (ПАО)»
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности компании «Банк ВТБ (ПАО)»
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРОЕКТА В «БАНК ВТБ (ПАО)»
3.2. Оценка предложенной программы управления персоналом проекта в «Банк ВТБ (ПАО)»
3.3. Рекомендации для start-up стратегического управления персоналом проекта
ВВЕДЕНИЕ
Современные реалии рынка повлияли на то, что многие российские предприятия стали использовать проектную форму организации своей деятельности. Бизнес-процессы, контракты, отдельные направления деятельности, рассматриваются предприятиями в виде проектов, и для их эффективности применяются широко используемые в мировой практике инструменты проектного управления.
В настоящее время определённая часть деятельности банков также является проектной. В крупных банках параллельно могут вестись более двадцати проектов, охватывая практически все структурные подразделения и филиалы. Проектная форма организации деятельности вызвана в первую очередь необходимостью получения быстрых результатов, чёткой координации ресурсов, спецификой задач. Не все задачи банка решаемы в рамках регулярных бизнес-процессов и действующей организационной структуры. В связи с этим анализ и использование современных подходов и технологий проектного управления ставится всё более актуальным.
Важной частью успешности и результативности проекта являются люди. Как правило, проекты ограничены в ресурсах, и управление человеческими ресурсами оказывает значительное влияние на успех или неудачу проекта.
В связи с этим, систему управления персоналом необходимо просчитать и продумать заранее, на этапе инициации проекта, то есть перед тем, как команда приступит к работе над проектом. Необходимо принять во внимание систему мотивации и стимулирования, обучения и развития, а также долгосрочные и среднесрочные социальные программы. При этом нужно понимать, что набор самостоятельных и не зависящих друг от друга действий обычно бывает малоэффективен. Риски минимизируются, а проекты будут исполняться только в том случае, если компания готова и способна воспринимать управление персоналом как комплексную систему, органично вписывающуюся в ее другие системы.
Цель работы – провести анализ управления персоналом проекта на примере предприятия «Банк ВТБ (ПАО)».
Задачи исследования:
- раскрыть основные понятия и сущность управления персоналом проекта;
- провести анализ особенностей процесса стратегического управления персонала проекта;
- изучить этапы стратегического управления персонала проекта;
- дать организационно-экономическую характеристику деятельности компании «Банк ВТБ (ПАО)»;
- провести SMART-анализ проектной деятельности компании «Банк ВТБ (ПАО)» и дать оценку эффективности реализующихся проектов ;
- дать общую оценку управления персоналом проекта в компании «Банк ВТБ (ПАО)» по результатам проведенного анализа;
- разработать концепции эффективного стратегического управления персоналом проекта в «Банк ВТБ (ПАО)»;
- оценить предложенную программу управления персоналом проекта в «Банк ВТБ (ПАО)»;
- разработать рекомендации для start-up стратегического управления персоналом проекта.
Объект исследования – «Банк ВТБ (ПАО)».
Предмет исследования – управление персоналом проекта в компании «Банк ВТБ (ПАО)».
Методы исследования – сравнение и обобщение, индукция, дедукция, анализ, синтез.
Структурно работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРОЕКТА
1.1. Основные понятия и сущность управления персоналом проекта
Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг[1].
Под командой проекта понимается совокупность отдельных лиц и групп, привлеченных к выполнению проекта и ответственных перед руководителем или менеджером проекта за их выполнение[2]. Главная задача команды проекта — добиться завершения проекта в срок с заданным качеством и не допустить перерасхода ресурсов.
Традиционная (непроектная) организация базируется на функции управления персоналом – обеспечение предприятия необходимым по количеству и качеству персоналом, который смог бы решить стратегические, оперативные и тактические задачи, а также осуществление управляющих воздействий, направленных на эффективное использование и развитие трудового потенциала каждого работника и всего коллектива в целом.
Управление персоналом в проектной организации основано на идее достаточно быстро создать команду сотрудников, способных творчески динамично работать над достижением поставленных целей и гибко адаптироваться к изменению внешних условий.
Управление персоналом проекта – это часть процесса по обеспечению эффективного использования человеческих ресурсов проекта. К указанным ресурсам относятся все участники проекта (спонсоры, заказчики, команда проекта, субподрядчики, подразделения компании и другие участники проекта).
В таблице 1 отражены виды персонала, привлекаемые к участию в разработке, организации и реализации проекта, а также выполняемые ими роли.
Таблица 1 - Роли членов команды в рамках управления персоналом проекта[3]
Члены команды проекта |
Выполняемые роли |
Персонал, отвечающий за управление проектом |
Операции управления проектом: составление расписания, разработка бюджета, ведение отчетности и контроль, коммуникации, управление рисками и административная поддержка |
Персонал проекта |
Работа по созданию поставляемых результатов проекта |
Поддерживающие эксперты |
Действия, необходимые для разработки или исполнения плана управления проектом (заключение договоров, управление финансами, логистика, юридическая поддержка, безопасность, разработка, тестирование или контроль качества) |
Представители пользователей или заказчиков |
Принимают поставляемые результаты или продукты проекта, могут действовать в качестве посредников или представителей для обеспечения координации, консультирования относительно требований или подтверждения приемлемости результатов проекта |
Продавцы |
Агенты, поставщики или подрядчики – сторонние компании, заключившие договор на предоставление компонентов или услуг, необходимых для проекта |
Члены организаций деловых партнеров |
Могут назначаться в команду проекта с целью обеспечения надлежащей координации |
Деловые партнеры |
Имеют особые отношения, иногда приобретенные посредством процедуры сертификации. Предоставляют специализированную экспертную помощь |
Чтобы четко понимать особенности управления персоналом в проекте следует раскрыть понятия объекта, субъекта и процессов управления персоналом в проектной организации.
Субъектами управления персоналом, которые непосредственно участвуют в проектной деятельности, могут являться руководители проектных групп (непосредственные менеджеры проектов), руководители структурных подразделений, сотрудники которых включены в проектную работу на временной основе, службы управления персоналом.
Объектом управления персоналом проектной организации становится не столько персонал организации в самом обобщенном смысле, сколько персонал, наделенный специфическими навыками, знаниями, умениями, способный участвовать в реализации проекта[4].
Для успешного достижения целей проекта весьма важным является проведение идентификации состава участников проекта, определение роли каждого участника проекта и порядка их взаимодействия, а также формирование команды проекта и команды управления проектом.
Особо популярным на сегодняшний день стало профессиональное управление проектами во всех частях его составляющих. Пристальное внимание специалисты уделяют при этом как внутренней, так и внешней среде проекта. А внутренняя среда – это в первую очередь персонал, осуществляющий определенные действия, направленные на реализацию проекта. Персонал играет важнейшую роль в проекте, именно от персонала зависят временные и качественные характеристики проекта. Практический опыт реализации проектов свидетельствует о том, что, обеспечение запланированных результатов, успешность итога возможны только после формирования хорошо подготовленной целеустремленной команды проекта.
Управление персоналом проекта связано со многими сложностями. Случается, что после того как проект уже создан, конкурентами создаются аналогичные проекты и происходит переманивание ваших сотрудников. Чтобы обезопасить собственное предприятие от потери ценного специалиста, нужно задуматься о возможности стопроцентной замены, если подобная потеря в составе проектной группы произойдет. Значит, необходимо заблаговременно найти специалистов-профессионалов, которыми можно будет оперативно пополнить команду, тем самым избежать неблагоприятных последствий.
Зачастую на стадии планирования проекта не учитываются риски, которые связаны с необходимым повышением квалификации или обучения персонала. В этом случае вы должны понимать то, что нужно рассчитывать возможные временные и финансовые затраты на обучение кадров и согласовывать этот вопрос со спонсором. Зачастую такие риски встречаются в инновационных проектах, которые прежде не имели аналогов.
Риски будут сведены к минимуму, и выполнение проекта станет возможным тогда, когда компания сумеет осуществлять управление персоналом как комплексной программой. Программой, для которой присуще распределение ролей, очерчивание обязанностей, определение взаимодействия работников друг с другом, а также координация и субординация участников, совместно с подбором и комплектованием команды.
1.2. Особенности процесса стратегического управления персонала проекта
В исследованиях, связанных с интеграцией проектного менеджмента и стратегического управления в компании, проекты рассматриваются как основной инструмент достижения стратегических целей компании, а ответственность и полномочия менеджера проекта связывают с достижением ее бизнес-целей. Данные исследования затрагивают вопросы согласования целей и критериев успеха, сформулированных на уровне стратегии, портфеля проектов и отдельных проектов. Исходя из этого определяются и требования к организационной структуре, роли участников (включая высшее руководство компаний) и процессам управления на всех уровнях целеполагания[5].
Особенности управления человеческими ресурсами при проектной форме организации труда можно охарактеризовать следующими специфическими чертами[6]:
1. Проект предполагает ограниченную по времени деятельность.
2. Команда проекта может быть очень разнородна по своей структуре.
3. Проект и управление им имеют жестко заданный бюджет.
4. Проектная деятельность полностью подчиняется цели проекта.
5. Проект имеет собственную систему управления, команду управления и механизмы управления.
6. Проект направлен на комплексную проблему, которая может быть решена только совместными усилиями.
Управление персоналом проекта включает организационное планирование, кадровое обеспечение проекта, создание команды проекта, а также реализует функции контроля и мотивации трудовых ресурсов проекта для эффективного выполнения работ и успешного завершения проекта. Целью при этом являются руководство и координация деятельности команды проекта[7].
Руководитель проекта должен быть чувствителен к изменениям окружающей среды проекта и применять свои знания иначе, чем в операционной среде нынешнего предприятия. Как характер, так и количество людей, участвующих в проекте, могут претерпевать изменения, так как проект движется через определенные стадии его жизненного цикла. Например, вначале будет ограниченное число сотрудников в проекте, а по мере его продвижения, будут вовлекаться как можно больше сотрудников в проекте. Процессы управления персоналом должны признать и решать эти изменяющиеся потребности.
Деятельность по управлению человеческими ресурсами часто приводит к расколу между руководством проекта и другими менеджерами в организации. Сфера ответственности менеджера проекта может лежать где-то между расширенной ответственностью, включая выбор финансирующих организаций, отбор персонала и оценку эффективности работы и между ограниченной ответственностью, сосредоточенной на сотрудничестве с постоянными ролями вне проекта, такими как функциональный менеджер, менеджер по развертыванию ресурсов и/или персонала, менеджер по развитию.
Основные проблемы, свойственные управлению персоналом проекта:
1. Управление командой проекта;
2. Разрешение конфликтов, возникающих в связи с использованием проектно-матричных организационных структур управления проектами;
3. Проблемы общего управления, связанные со взаимодействием участников проекта с другими членами организаций.