Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Понятие бухгалтерского учета).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1 Понятие бухгалтерского учета
1.2 Значение организации бухгалтерского учета
2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА РАСЧЕТОВ С КОНТРАГЕНТАМИ В ООО "ОПТИМА"
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Существующая система бухгалтерского учета расчетов с контрагентами на предприятии
2.3 Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности
2.4 Порядок проведения анализа расчетов с контрагентами
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА В ООО "ОПТИМА"
Синтетический учет расчетов с работниками по оплате труда ведется на счете 70 «Расчеты по оплате труда». Т.к. данный счет является пассивным, то по кредиту счета 70 отражают суммы начисленной заработной платы, а по дебету – суммы, выплаченные работникам, а также удержания из заработной платы. Для учета выплаты заработной платы наличными используются платежные ведомости и расходные кассовые ордера.
Счет 70, как правило, имеет кредитовое сальдо, сумма которого отражает задолженность предприятия перед персоналом по оплате труда.
Начисление заработной платы производится на основании следующих документов:
- утвержденное штатное расписание и ставки заработной платы;
- табель учета рабочего времени.
Выплата заработной платы производится через кассу ООО «ОПТИМА» на основании расчетно-платежной ведомости, в которой каждый работник ставит свою подпись, тем самым подтверждая получение денежных средств.
В случае, если работниками в течение определенного срока заработная плата не была получена, напротив их фамилий кассиром делается запись «ДЕПОНИРОВАНО» и производится составление реестра депонированных сумм заработной платы. На основании расходного кассового ордера суммы депонированной заработной платы сдаются из кассы ООО «ОПТИМА» в банк.
Представим основные бухгалтерские записи, которые производит ООО «ОПТИМА» при начислении и выплате заработной платы работникам в виде таблицы 2.2.
Таблица 2.2
Бухгалтерские записи по начислению и выплате заработной платы
Дебет |
Кредит |
Содержание хозяйственной операции |
20 |
70 |
Начислена сумма основной и дополнительной заработной платы соответственно: - рабочих основного производства; |
26 |
70 |
- работников аппарата управления организацией, а также обслуживающего персонала, занятого в центральном офисе организации и иных работах, имеющих общехозяйственное значение; |
44 |
70 |
- работников, занятых на работах, связанных с продажей продукции и продвижением ее на рынок (например, рекламных агентов). |
70 |
50 (51) |
Выдана из кассы (перечислена на счет сотрудника) заработная плата |
70 |
68 |
Удержана сумма налога с доходов физических лиц |
70 |
73 |
Удержана сумма возмещения материального ущерба или задолженности по выданному займу |
70 |
76-4 |
Начисленная, но не выплаченная в установленный срок (из-за неявки получателей) депонированная заработная плата |
Для начисления налогов и сборов используется счет 68 "Расчеты по налогам и сборам". Это пассивный счет, предназначенный для обобщения информации о расчетах компании с государственными бюджетами всех уровней. По закону все организации обязаны начислять, декларировать и перечислять налоги самостоятельно.
Синтетический учет налогов ведется по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам». Аналитический учет ведется по видам налогов.
Уплата налога отражается по дебету счета 68 и корреспондируется с денежными счетами компании.
В учете ООО «ОПТИМА» к счету 68 открыты следующие субстчета:
68.1 "Подоходный налог (налог на доходы физических лиц)"
68.2 "Налог на добавленную стоимость"
68.4 "Налог на доходы (прибыль) организаций"
68.7 "Налог на владельцев автотранспортных средств"
68.8 "Налог на имущество"
68.10 "Прочие налоги и сборы"
Представим основные бухгалтерские записи, которые ООО «ОПТИМА» при начислении и уплате налогов и сборов в виде Таблицы 2.3.
Таблица 2.3
Бухгалтерские записи по начислению и уплате налогов и сборов в ООО «ОПТИМА»
Дебет |
Кредит |
Содержание хозяйственных операций |
90-3 |
68.2 |
Начислен НДС от продаж продукции, товаров (выполнения работ, оказания услуг) . (накладная, счет-фактура №1721 ОТ 10.10.14) |
91-2 |
68.2 |
Начислен НДС при продаже: |
- основных средств, (счет-фактура №1584 от 08.09.13, акт ос-1 от 08.09.14) |
||
- материально-производственным запасам, (накладная на отпуск материалов на сторону №1728 от 10.10.14) |
||
- товаров (счет-фактура №1585 от 08.09.14) |
||
68.2 |
19-1, 19-2, 19-3 |
Предъявлены к вычету суммы НДС по оприходованным, принятым к учету и оплаченным: |
- основным средствам, |
||
- товарам |
||
- материально-производственным запасам, |
||
70 |
68.1 |
Удержан налог на доходы физических лиц с сумм оплаты труда. (Расчетная ведомость №32 от 31.03.14) |
91-2 |
68.8 |
Начислен налог на имущество. (Бухгалтерская справка) |
26 |
68.7 |
Начислен транспортный налог. (Бухгалтерская справка) |
99 |
68.4 |
Начислен налог на прибыль (исходя из бухгалтерской прибыли). |
09 |
68.4 |
Отражен отложенный налоговый актив. |
68.4 |
09 |
Уменьшен (полностью погашен) отложенный налоговый актив. |
99 |
09 |
Списан отложенный налоговый актив в сумме, на которую не будет уменьшена в отчетном и последующих периодах налогооблагаемая прибыль. |
68.4 |
77 |
Отражено отложенное налоговое обязательство. |
77 |
68.4 |
Уменьшено (полностью погашено) отложенное налоговое обязательство. |
77 |
99 |
Списано отложенное налоговое обязательство в сумме, на которую не будет увеличена налогооблагаемая прибыль отчетного и последующего периодов. |
68 |
51 |
Уплачен налог. (платежное поручение №368 от 22.04.14) |
Страховые взносы - это взносы, которые организации обязаны начислить с дохода работников и перечислить в Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд обязательного социального страхования, Пенсионный фонд РФ за счет средств предприятия.
Особенности учета отчислений в фонды социального страхования и обеспечения заключаются в том, что за основу берутся все виды денежных и натуральных выплат работникам, исходя их которых по законодательству начисляют в дальнейшем государственные пенсии.
Регулярно постановлением Правительства устанавливают перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд.
Счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации.
Расходы по социальному обеспечению организация включает в себестоимость реализованных товаров, работ, услуг.
В учете ООО «ОПТИМА» к счету открыты следующие субсчета:
69.1 "Расчеты по социальному страхованию",
69.2 "Расчеты по пенсионному обеспечению",
69.3 "Расчеты по обязательному медицинскому страхованию",
69.11 "Расчеты по обязательному страхованию от НС и ПТ",
69.12 "Расчеты по добровольному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности".
Представим основные бухгалтерские записи, которые производит ООО «ОПТИМА» при начислении и уплате страховых взносов во внебюджетные фонды в виде Таблицы 2.4.
Таблица 2.4
Бухгалтерские записи по начислению и уплате страховых взносов во внебюджетные фонды в ООО «ОПТИМА»
Дебет |
Кредит |
Содержание хозяйственных операций |
Сумма |
26 |
69.1 |
Начислены страховые взносы с ФОТ (Ведомость начисления страховых взносов №32 от 31.03.14) |
1728,40 9536 3576 3039,60 |
69.1 |
51 |
Уплачены страховые взносы (платежное поручение №320 от 14.04.14) |
547 122 |
2.3 Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности
Проверка сумм дебиторской и кредиторской задолженности входит в основные задачи инвентаризации на предприятии. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности предприятия заключается в проверке правильности сумм, которые числятся на счетах бухгалтерского учета. Инвентаризация должна проводится минимум один раз в год.
При проведении инвентаризации дебиторской задолженности ООО «ОПТИМА» передает всем своим дебиторам соответствующие документы о задолженности. Дебиторы, в свою очередь, обязаны подтвердить свой долг перед предприятием-кредитором или заявить собственные возражения. При проведении инвентаризации кредиторской задолженности ООО «ОПТИМА» как правило получает на согласование документы о соответствующей сумме задолженности от своих контрагентов.
Если задолженности совпадают, значит, данные правильны. Если же они не совпадают, дебитор имеет право попросить кредитора предоставить документы, на основании которых учитывается долг. Соответственно, кредитору следует их предоставить или сообщить о причинах непредставления или же отсутствия документации.
По итогам инвентаризации сверяются остатки по счетам бухгалтерского учета с данными контрагентов и закрепляются документально двусторонними или односторонними актами сверки расчетов. Сроки и порядок проведения инвентаризации устанавливается руководителем организации и закрепляется приказом по учетной политике предприятия, за исключением обязательной инвентаризации по итогам года.
Рассмотрим состав дебиторской и кредиторской задолженности ООО «ОПТИМА».
Дебиторская задолженность:
- Задолженность покупателей и заказчиков за отгруженную продукцию;
- Задолженность поставщиков по перечисленным авансам за сырье, материалы, услуги;
- Задолженность подотчетных лиц по полученным в подотчет сумма.
- Кредиторская задолженность:
- Задолженность покупателям и заказчикам по полученным авансам в счет предстоящих отгрузок продукции;
- Задолженность поставщикам за поставленные сырье, материалы, выполненные услуги;
- Задолженность подотчетным лицам по перерасходу по авансовым отчётам;
- Задолженность работникам по отплате труда;
- Задолженность бюджету по налогам и сборам (текущая задолженность, просроченной задолженности нет);
- Задолженность внебюджетным фондам по страховым взносам (текущая задолженность, просроченной задолженности нет).
Для оформления результатов инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «ОПТИМА» применяются акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма № ИНВ-17) и справка к акту инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (приложение к форме № ИНВ-17). В акте инвентаризации расчетов (форма № ИНВ-17) приводятся сведения о задолженности, подтвержденной дебиторами, не подтвержденной дебиторами, а также о задолженности с истекшим сроком исковой давности. Также инвентаризация помогает выявить сомнительные и безнадежные долги покупателей, заказчиков перед организацией, задолженность организации перед поставщиками.
2.4 Порядок проведения анализа расчетов с контрагентами
Основными дебиторами организации являются покупатели и заказчики, а основными кредиторами – поставщики и подрядчики, а также персонал компании.
Условием обеспечения финансовой устойчивости организации ООО «ОПТИМА» является превышение суммы дебиторской задолженности над суммой кредиторской задолженности.
В ООО «ОПТИМА» в бухгалтерском учете расчеты с покупателями отражаются по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», который имеет следующие субсчета:
62.1 – Расчеты с покупателями и заказчиками,
62.2 – Расчеты по авансам полученным
Для обозначения любого рода объекта аналитического учета в системе 1С: Предприятие используется специальный термин – субконто.
Субконто группируются по видам. В связи с тем, что на счета 62.1 и 62.2 предполагается ведение аналитического учета, к нему прикрепляется субконто.
Таблица 2.5
Субконто счета 62 ООО «ОПТИМА»
Код |
Наименование |
Акт |
Субконто 1 |
Субконто 2 |
Субконто 3 |
62 |
Расчеты с покупателями |
АП |
Контрагенты |
Договоры |
Документы расчетов с контрагентом |
62.1 |
Расчеты с покупателями |
П |
Контрагенты |
Договоры |
Документы расчетов с контрагентом |
62.2 |
Расчеты по авансам полученным |
А |
Контрагенты |
Договоры |
Документы расчетов с контрагентом |
Для просмотра значений субконто, прикрепленных к счету необходимо выделить счет в Плане счетов и нажать кнопку Субконто. Если на счете ведется учет по нескольким видам субконто, надо выбрать требуемый вид. Откроется окно со списком значений субконто – перечисление или справочник (как правило имеющий то же название, что и вид субконто или сходное с ним).
Контрагент – это общее понятие, куда включены поставщики и покупатели, организации и частные лица. В качестве контрагента может выступать организация, имеющая несколько подразделений.
Для хранения информации о контрагентах предприятия используется справочник «Контрагенты». Он предназначен для хранения перечня контрагентов организации (поставщики и покупатели, организации и частные лица). В справочнике главным бухгалтером организован двухуровневый аналитический учет контрагентов.