Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Понятие бухгалтерского учета).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1 Понятие бухгалтерского учета
1.2 Значение организации бухгалтерского учета
2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА РАСЧЕТОВ С КОНТРАГЕНТАМИ В ООО "ОПТИМА"
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Существующая система бухгалтерского учета расчетов с контрагентами на предприятии
2.3 Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности
2.4 Порядок проведения анализа расчетов с контрагентами
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА В ООО "ОПТИМА"
Основными целями, которые преследует предприятие ООО "ОПТИМА" при разработке и утверждении учетной политики, являются следующие:
1) закрепление выбора способа ведения бухгалтерского учета;
2) регулирование максимального количества элементов организации бухгалтерского учета, а также организация документооборота, организация работы бухгалтерской службы, организация горизонтального (с другими структурными подразделениями) и вертикального (с руководящими органами и персоналом) взаимодействия бухгалтерской службы.
Учетная политика создается для целей бухгалтерского и налогового учета. Она создана в ООО "ОПТИМА" в рамках одного документа с разделением его на 2 части.
Основным пользователями учетной политики являются заинтересованные пользователи бухгалтерской информации, которые принимают или оказывают руководителей организаций, совет директоров, общие собрания акционеров, деловые партнеры и т.п.
Бухгалтерский учет ООО «ОПТИМА» осуществляется по следующим направлениям:
- операции по банку и кассе;
- основные средства и нематериальные активы;
- учет материалов, товаров и готовой продукции, работ, услуг;
- расчеты с организациями-контрагентами;
- расчеты с подотчетными лицами;
- расчеты с персоналом по оплате труда;
- расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами.
Функции работников бухгалтерии представлены в таблице 2.1.
Функции бухгалтерской службы ООО «ОПТИМА»
№ п/п |
Ф.И.О. работника |
Должность |
Должностные обязанности |
Стаж работы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Романюк И.В. |
Гл. бухгалтер |
-формирование учетной политики; |
15 лет |
-составление и предоставление в соответствующие органы бухгалтерской отчетности; |
||||
- обеспечение соответствия осуществляемых на предприятии хозяйственных операций действующему законодательству РФ; |
||||
-заверение подписью документов по приему и выдаче денежных средств. |
||||
2 |
Фомина И.Л. |
Зам. Гл. бухгалтера по налоговому учету |
- ведение налогового учета; |
6 лет |
- составление налоговых деклараций; |
||||
- выполнение поручений главного бухгалтера. |
||||
3 |
Радимушкина З.М. |
Зам. Гл. бухгалтера по бухгалтерскому учету |
- ведение бухгалтерского учета; - учет расчетов с кредиторами и дебиторами; |
10 лет |
- составление внутренних отчетов; |
||||
- выполнение поручений главного бухгалтера. |
||||
4 |
Бобрышева Т.А. |
Бухгалтер по учету ТМЦ |
-ведение учета движения товарно-материальных ценностей; |
15 лет |
- составление калькуляции себестоимости продукции, работ, услуг; |
||||
- оформление первичных документов по движению ТМЦ; |
||||
- выполнение поручений главного бухгалтера. |
||||
5 |
Панчюкова Е.А. |
Бухгалтер по заработной плате |
-ведение учета по начислению заработной платы; |
4 года |
- формирование отчетности во внебюджетные фонды; |
||||
- выполнение поручений главного бухгалтера. |
||||
6 |
Панчюкова Е.А. |
Бухгалтер - кассир |
- прием, учет и выдача денежных средств; |
4 года |
- оформление первичных документов по учету денежных средств; |
||||
- составление кассовой отчетности. |
Должностные инструкции работников бухгалтерской службы (бухгалтерии), составляются для каждого ее работника. В них определяются конкретные учетные операции. Благодаря разграничению прав и обязанностей учетного персонала каждое должностное лицо может планировать свою деятельность в пределах возложенных на него обязанностей, избегая дублирования в выполнении трудовых функций. Закрепление за работником участков бухгалтерского учета позволяет избежать дублирования или сокрытия отдельных фактов хозяйственной деятельности.
Рассмотрим организацию бухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами на примере ООО «ОПТИМА».
2.2 Существующая система бухгалтерского учета расчетов с контрагентами на предприятии
Предприятие осуществляет самостоятельный учет хозяйственной деятельности.
Бухгалтерия ООО «ОПТИМА» является самостоятельным структурным подразделением предприятия, функционирует на основании Положения о бухгалтерской службе (Приложение 4) и подчиняется главному бухгалтеру.
Структура бухгалтерии ООО «ОПТИМА» представлена на рис. 2.1.
Главный бухгалтер
Бухгалтер-кассир
Бухгалтер расчетных операций
Бухгалтер материального стола
Рис. 2.1. Организационная структура бухгалтерии ООО «ОПТИМА»
Главный бухгалтер в соответствии с должностной инструкцией принимает решения в области организации и ведения бухгалтерского, управленческого и налогового учета.
К полномочиям сотрудников бухгалтерии предприятия в соответствии с должностной инструкцией относится принятие решений по: организации учета фактов финансово-хозяйственной деятельности предприятия; учету материальных ценностей; составлению отчетности перед участниками общества, государством, по налогам; ведению учета движения денежных средств; осуществлению контроля за сохранностью собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей, соблюдением строжайшего режима экономии и хозяйственного расчета.
Приказом руководителя организации утверждается и объявляется сотрудникам бухгалтерии учетная политика, определяемая на предприятии на год и в которой отражаются вопросы, раскрывающие методику и технику учета.
В соответствии с учетной политикой в ООО «ОПТИМА» применяют журнально-ордерную форму учета.
Данная форма применяется наряду с использованием компьютерной программы «1С». Данная программа локально подключена в бухгалтерии на рабочем месте главного бухгалтера, что позволяет ему в любой момент узнать объем работ и другие параметры. Это же позволяет серьезно снижать затраты времени для подготовки отчетов любых видов, и контролировать работу сотрудников и предприятия.
Одновременно с учетной политикой в ООО «ОПТИМА» также утверждается рабочий План счетов бухгалтерского учета.
Таким образом, организация бухгалтерского учета в ООО «ОПТИМА» соответствует требованиям действующего российского законодательства.
Хозяйственные сделки, заключаемые с другими контрагентами, оформляются договорами в письменном виде или другими заменяющими их документами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации и законом “О бухгалтерском учете”.
Договоры, связанные с осуществлением платежей и движением товарно-материальных ценностей, оформленные в надлежащем порядке, передаются в бухгалтерию до момента осуществления операции.
Факт оказания услуг (выполнения работ) должен быть подтвержден соответствующими первичными документами (актами о приемке выполненных работ, услуг и пр.)
Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются первичные учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции, а также расчеты бухгалтерии и бухгалтерские справки.
Ответственность за правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета несут лица, ответственные за ведение регистров в соответствии с распоряжением руководителя административно-финансового отдела предприятия.
Изменение учетной политики предприятия проводится в случаях:
1) изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
2) разработки предприятием новых способов ведения бухгалтерского учета.
3) существенного изменения условий деятельности.
Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности предприятия.
Внутреннюю проверку состояния расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «ОПТИМА» осуществляют, используют такой прием внутрихозяйственного контроля как инвентаризация.
Для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «ОПТИМА» один раз в год перед составлением годовой отчетности проводят инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами. Результаты проверки записываются в акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами. К акту прилагается Справка по установленной форме.
В результате проведения инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками в декабре 2016 года в ООО «ОПТИМА» несоответствий выявлено не было, вся дебиторская задолженность отражена на счетах бухгалтерского учета и подтверждена покупателями.
Для оформления результатов инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «ОПТИМА» заполняют акт по форме ИНВ-17.
Эта унифицированная форма утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88. «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»
Акт составлен в двух экземплярах. Один экземпляр передается в бухгалтерию предприятия, другой - остается у инвентаризационной комиссии. Акт составлен постоянно действующей инвентаризационной комиссией, назначенной приказом руководителя.
Организация ООО «ОПТИМА» должна списывать дебиторскую задолженность, которая признана нереальной для взыскания, на основании п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета. Причем в соответствии с п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности.
В течение пяти лет с момента списания сумма списанной задолженности учитывается за балансом на счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов», предназначенном для обобщения информации о состоянии дебиторской задолженности, списанной вследствие неплатежеспособности должников. Например, по результатам инвентаризации выявлена задолженность покупателя ООО «ТГК» в размере 17 000 руб., нереальная к взысканию.
В бухгалтерском учете эта операция отражается следующими проводками:
Дебет 91-2 Кредит 62.1 17 000 руб. - списана на убытки сумма дебиторской задолженности (с НДС);
Дебет 007 17 000 руб.- учтена за балансом сумма списанной дебиторской задолженности.
В случае поступления от покупателя суммы, ранее списанной задолженности, сумма задолженности, списывается с забалансового учета и отражается в составе прочих доходов организации согласно п. 7 ПБУ 9/99.
При этом в бухгалтерском учете появятся записи:
Дебет 51 (50) Кредит 91-1 - 17 000 руб. отражена в составе прочих доходов сумма списанного долга, возвращенного должником ООО «ТГК»;
Кредит 007 - 17 000 руб. - списана с забалансового счета сумма возвращенного долга ООО «ТГК».
Проведение инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «ОПТИМА» способствует совершенствованию внутрихозяйственного контроля на данном участке бухгалтерского учета, что в свою очередь укрепляет на предприятии договорную дисциплину, ускорит оборачиваемость оборотных средств предприятия, налаживает взаимовыгодные экономические отношения с прочими организациями и лицами.
Согласно Гражданскому кодексу в долговых отношениях существуют две стороны - дебитор и кредитор. В соответствии с подзаконными актами (письмами, разъяснениями, положениями и инструкциями компетентных органов) для кредитора в этих отношениях задолженность называется «дебиторской», а для должника «кредиторской».
Предприятие ООО «ОПТИМА» можно считать успешным, если его взаимные задолженности оправданны и сбалансированы и разумно управляются.
Особое значение должно иметь управление дебиторской задолженностью предприятия, поскольку она ведет к прямому отвлечению денежных и других платежных средств из оборота. В первую очередь ООО «ОПТИМА» необходимо не допускать необоснованной задолженности, роста неоплаченных в срок и безнадежных к возврату долгов. Важную роль здесь играет избранная форма расчетов с покупателями. Одним из важнейших элементов управления является внутренний контроль. Внутренний контроль может обеспечить организации возможность принятия эффективных управленческих решений. Все стороны внутреннего контроля в неразрывном единстве и динамическом взаимодействии очень важны в циклах управленческих процессов на предприятии. Все виды расчетов с работниками ООО «ОПТИМА», которые связаны с оплатой их труда, учитываются на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».