Файл: Организация бухгалтерского учета на предприятии (Понятие бухгалтерского учета).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1 Понятие бухгалтерского учета
1.2 Значение организации бухгалтерского учета
2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА РАСЧЕТОВ С КОНТРАГЕНТАМИ В ООО "ОПТИМА"
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Существующая система бухгалтерского учета расчетов с контрагентами на предприятии
2.3 Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности
2.4 Порядок проведения анализа расчетов с контрагентами
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА В ООО "ОПТИМА"
ВВЕДЕНИЕ
Цель любого бизнеса – приносить прибыль, однако для того, чтобы бизнес был прибыльным, необходимо точно знать, сколько денег поступает на счета компании, куда они тратятся и какова эффективность этих расходов, сколько денег выплачивается государству в качестве налогов и многое другое. Получить всю эту информацию можно только с помощью правильно организованного бухгалтерского учета.
Актуальность данной темы обоснована тем, что качественные и своевременные учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженностей являются одними из важных факторов максимизации прибыли, повышения ликвидности, кредитоспособности и минимизации финансовых рисков.
В процессе осуществления деятельности предприятия юридические лица вступают в хозяйственные связи с другими юридическими лицами. Хозяйственные связи – необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства, выполнения работ, оказания услуг. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договором, в соответствии с которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей или исполнителем работ, а другое покупателем, а, следовательно, и плательщиком. Четкая организация расчетов между поставщиком и покупателем оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.
В современных рыночных условиях, когда организации получили достаточную самостоятельность, особо остро встает вопрос расчетных взаимоотношений. Это обусловлено тем, что постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчетов. Одним из наиболее распространенных видов расчетов являются расчеты между покупателями и поставщиками. В процессе хозяйственной деятельности организации постоянно ведут расчеты с контрагентами за приобретенные основные средства, сырье, материалы и другие товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги; с бюджетом и налоговыми органами – по различного рода платежам; с другими органами и лицами – по разным хозяйственным операциям.
Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины, а также ее финансового состояния.
Цель курсовой работы – изучить организацию бухгалтерского учета на примере предприятия.
Задачей курсовой работы являются:
- Изучение сущности и значения бухгалтерского учета.
- Проанализировать структуру и динамику кредиторской и дебиторской задолженности.
- Выявить возможности совершенствования учета расчетов с контрагентами, а также разработать пути оптимизации величины и состава дебиторской и кредиторской задолженности.
Предметом исследования является учет и анализ расчетов с контрагентами.
Объект наблюдения – ООО «ОПТИМА»
В данной работе используются следующие методы исследования:
- эмпирические: наблюдение, сравнение, измерение;
-теоретические: анализ, индукция и дедукция.
Данная курсовая работа дает понять теоретические аспекты организации бухгалтерского учета.
Основой для написания данной работы послужили нормативно-законодательная база, регулирующая учет расчетов с контрагентами, фактические данные учета и отчетности ООО «ОПТИМА».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1 Понятие бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.[8, c. 38]
Виды бухгалтерского учета: [8, c. 43]
1) управленческий учет представляет собой вид такого учета, при котором происходит сбор, обработка и предоставление учетной информации для нужд управления на предприятии.
Основной частью такого учета является учет и анализ затрат (себестоимости произведенной продукции). Управленческий учет тесно взаимосвязан с анализом готовой информации для руководства организации (улучшение технологического процесса производства, оптимальное снижение расходов и т. п.);
2) финансовый учет – это учетная информация о затратах и доходах предприятия, о дебиторской и кредиторской задолженностях, о составлении имущества, о фондах и т. д.;
3) налоговый учет – это вид бухгалтерского учета, при котором происходит обобщение информации в целях определения налоговой базы по налогам на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ (НК РФ).
Функции бухгалтерского учета: [21, c. 57]
1) контролирующая – обеспечивает контроль за сохранностью, наличием и движением предметов труда, средств труда, денежных средств;
2) информационная функция – является одной из главных функций, так как является источником информации для всех подразделений предприятия и вышестоящих организаций;
3) обеспечение сохранности имущества;
4) функция обратной связи – бухгалтерский учет формирует и передает информацию обратной связи;
5) аналитическая функция – с помощью нее происходит раскрытие имеющихся недостатков, наметить и проанализировать способы совершенствования деятельности организации и ее основных служб.
Объектами бухгалтерского учета являются: [11, c. 49]
1) имущество предприятия – основные средства, нематериальные активы и т. д.;
2) обязательства предприятия – расчеты, сделки и т. д.;
3) хозяйственные операции – операции, связанные с деятельностью предприятия.
Основные задачи бухгалтерского учета: [25, c. 64]
1) своевременное и правильное производство необходимых расчетов и обязательств;
2) оперативный контроль за правильностью и достоверностью информации в учетных документах;
3) своевременное отражение учетных данных в регистрах бухгалтерского учета.
1.2 Значение организации бухгалтерского учета
Организация бухгалтерского учета – один из важнейших моментов работы любой организации [12, c. 32]. Заключается она в формировании системы, которая обеспечивает точный учет всех хозяйственных операций, фиксирует движение всех денежных средств и товарно-материальных ценностей. Фиксируется все это с помощью правильно составленных документов, так что создание грамотного документооборота тоже является составной частью постановки бухучета.
Правильная организация бухгалтерского учета позволяет: [15, c. 72]
- оптимизировать расходы компании, что крайне важно сейчас, в условиях кризиса;
- контролировать финансовую деятельность компании, обеспечивая ее максимальную эффективность;
- иметь точную, достоверную и что наиболее важно своевременную информацию для принятия любых управленческих решений, от которых часто зависит устойчивость и выживание бизнеса;
- тратить на ведение бухгалтерии и контроль за её деятельностью намного меньше времени и денег;
- легко проверять правильно ли ведется бухгалтерский учет, формируются и подаются всевозможные отчеты, заполняются регистры.
Главная задача, которую необходимо решить в ходе постановки бухучета – организовать работу бухгалтерии максимально эффективно. Для этого нужно правильно выбрать систему учета, составить график документооборота компании и точно его придерживаться. [18, c. 75]
План организации бухгалтерского учета
Организация и ведение бухгалтерского учета только в теории выглядит просто. Для того чтобы правильно составить план организации бухгалтерского учета в организации или индивидуального предпринимателя, необходимо, во-первых, провести полный анализ работы компании, который учтет специфику бизнеса, структуру и объем затрат, эффективность налогового планирования, принятые правила ведения отчетности. [22, c. 54]
Следующим шагом нужно разработать оптимальные налоговые схемы и внедрить их в повседневную практику, а затем составить схему документооборота. В последней очень важно указать исполнителей и ответственных за внутренний контроль, без этого схема работать не будет. На основании всего этого разрабатываются регламенты работы бухгалтерии, учетная политика и все это внедряется в повседневную практику. Для того чтобы выстроенная система надежно работала, процесс необходимо завершить автоматизацией бухгалтерского учета. [7, c. 49]
Предложенный порядок организации бухгалтерского учета позволяет избежать свойственных людям ошибок и снизить зависимость ведения бухучета от человеческого фактора.
В ходе постановки бухгалтерского учета сотрудникам нужно разобраться в специфике бизнеса что позволит: [19, c. 38]
- сформировать в организационной структуре подразделение, которое будет осуществлять обработку первичных бухгалтерских документов предприятия в соответствии с существующими нормативами и законодательными актами;
- разработать рабочий план счетов, состав и формы первичных документов, которые будут формироваться при осуществлении хозяйственных операций;
- сформировать и утвердить учетную политику;
- составить должностные инструкции для сотрудников бухгалтерии и лиц участвующих в формировании первичных документов;
- поставить учет товарно-материальных ценностей и контроль над их поступлением и выбытием;
- предложить решения по автоматизации ведения бухгалтерского, налогового и управленческого учета;
- минимизировать риски финансовых потерь (в том числе и от штрафных санкций) используя оптимальную систему налогообложения, а также контроль за правильностью начисления и перечисления налогов и сборов.
Ответственность за ведение бухучета
Российское законодательство возлагает ответственность за организацию ведения бухгалтерского и налогового учета (а значит и за своевременную и правильную выплату налогов) на руководство компании (исполнительный орган). За ошибки, допущенные в работе с бухгалтерскими документами, приходится дорого платить – деньгами, неполученной прибылью, переплаченными налогами, а иногда и потерей свободы и права работать по специальности. [17, c. 61]
2. ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА РАСЧЕТОВ С КОНТРАГЕНТАМИ В ООО "ОПТИМА"
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО "ОПТИМА" – предприятие молодое, создано в форме общества с ограниченной ответственностью в 2002 г. Полное наименование предприятия Общество с ограниченной ответственностью «ОПТИМА», сокращенное – ООО "ОПТИМА".
Данное предприятие действует на основании нормативно-правовых актов, а также в соответствии с «Уставом» (приложение 1).
Основной целью деятельности общества является извлечение прибыли. На сегодняшний день ООО "ОПТИМА" является предприятием, которое занимает незначительную долю рынка, однако за счет своих конкурентных преимуществ, таких как низкие цены и высокое качество товаров, предприятие стремительно завоевывает новых клиентов и расширяет масштабы деятельности.
Миссия ООО "ОПТИМА" заключается в удовлетворении спроса покупателей путем реализации продовольственных товаров высокого качества.
Бухгалтерский учет ООО "ОПТИМА" служит для управления, контроля, анализа и планирования хозяйственной деятельности организации, поэтому его правильная постановка очень важна для получения достоверной и полной информации. Бухгалтерский учет подразумевает не только накопление информации о своих объектах, но и ее обобщение в форме бухгалтерской отчетности. Перед главным бухгалтером организации стоит задача ведение бухгалтерского учета, подготовка бухгалтерской финансовой отчетности, обеспечение деятельности организации финансовыми ресурсами в условиях стремления к максимизации благосостояния собственников (приложение 2,3).