Файл: Функции налогового учета (Теоретические аспекты организации налогового учета).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организации налогового учета
1.1 Необходимость возникновения налогового учета, его отличия от бухгалтерского
1.2 Цели, задачи и функции налогового учета
1.3 Нормативно-правовое регулирование налогового учета
Глава 2. Организация налогового учета в ООО «Хлебозавод №4»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Хлебозавод №4»
2.2 Состав и структура налогов, уплачиваемых ООО «Хлебозавод №4»
2.3 Характеристика системы налогового учета ООО «Хлебозавод №4»
Глава 3. Совершенствование системы налогового учета ООО «Хлебозавод №4»
Моментом определения налоговой базы по НДС является одна из наиболее ранних дат:
- отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг;
- оплата, в счет предстоящих поставок товара, выполнения работ, оказания услуг.
Даже, если товар не отгружен, но передача права собственности на него произошла, то такая передача приравнивается к отгрузке.
При передаче имущественных прав налоговая база определяется в день уступки денежного требования или в день прекращения данного обязательства.
Сумма налога, которую организации следует уплатить в бюджет, представляет собой разницу между общей суммой НДС, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой налоговых вычетов (п. 1 ст. 173 НК РФ) [8].
Таким образом, чтобы определить сумму налога, которую нужно заплатить в бюджет по результатам налогового периода, необходимо сделать следующее.
1. Исчислить общую сумму налога по всем внутрироссийским операциям, момент определения налоговой базы по которым приходится на соответствующий налоговый период (ст. 166 НК РФ).
2. Определить общую сумму налоговых вычетов по НДС, по итогам данного налогового периода (ст. ст. 171, 172 НК РФ).
3. Найти разность между общей суммой налога (п. 1) и суммой налоговых вычетов (п. 2).
Например, сумма налога, исчисленного организацией за налоговый период по внутрироссийским операциям, составила 1500000 руб. Сумма примененных налоговых вычетов - 1250000 руб. В этом случае сумма налога к уплате в бюджет по итогам налогового периода равна 250000 руб. (1500000 руб. - 1250000 руб.). Отметим, что НДС, уплаченный при ввозе товаров в РФ, не увеличивает сумму налога к уплате. В то же время ввозной НДС можно принять к вычету в общем порядке (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Уплатить налог в федеральный бюджет предприятия и организации обязаны равными долями в течение трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. Срок уплаты - не позднее 20-го числа каждого месяца (п. 1 ст. 174 НК РФ). Если 20-е число месяца приходится на выходной или нерабочий праздничный день, последним днем уплаты будет первый, следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Определенную к уплате по итогам квартала сумму НДС делится на три равные части и уплачивается в бюджет в течение 3 месяцев, следующих за отчетным кварталом.
Таким образом, ООО «Хлебозавод №4» совмещает два режима налогообложения – ЕНВД и общую систему налогообложения. ООО «Хлебозавод №4» осуществляет уплату следующих налогов: налог на прибыль; налог на добавленную стоимость; налог на имущество; транспортный налог; земельный налог, ЕНВД, страховые взносы в МИФНС, взносы в фонд социального страхования по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, предприятие является налоговым агентом по НДФЛ.
Глава 3. Совершенствование системы налогового учета ООО «Хлебозавод №4»
При определении налоговой базы по налогу на прибыль у организации часто возникают проблемы. Это связано с тем, что налогоплательщики, имеющие предприятие в управлении, не имеют достаточного образования в области налоговой политики.
Приведем основные проблемы, которые чаще всего встречаются на практике при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
В основном, при определении обоснованности сумм доходов и расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль возникают проблемы и противоречия по налогу на прибыль. Как отмечалось ранее в первой главе, и на основании статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации доходы включают в себя производство и реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов.
Наиболее часто встречаются проблемы, связанные с формированием доходов для целей налогообложения на прибыль организации.
При получении доходов от производства и реализации товаров (работ, услуг) может возникнуть такая проблемная ситуация, как, например, включение (невключение) авансового платежа от покупателей в состав доходов. Налогоплательщики, использующие метод начисления для признания доходов и расходов, при определении базы налога на прибыль в качестве доходов не предоплачиваются покупателями. Если организация применяет кассовый метод, то авансовый платеж от покупателя считается доходом, поскольку датой признания дохода по этому методу является день поступления денежных средств и иного имущества на расчетные счета и (или) в кассу организации. На практике бывают такие ситуации, когда организация, используя кассовый метод при определении доходов и расходов, не учитывает в налоговой базе сумму аванса, полученного за поставку товаров или выполнение работ заказчику. В этом случае арбитражные решения принимаются не в пользу налогоплательщика.
Также может возникнуть проблема, связанная с признанием экономических выгод от свободного использования имущества в составе внереализационных доходов. Такая ситуация может возникнуть в случае освобождения от оплаты за пользование данным имуществом.
Внереализационным доходом организации, в частности, является доход в виде кредиторской задолженности, списываемый в связи с истечением срока исковой давности или по иным причинам (п. 8 ст. 250 НК РФ). Списание кредиторской задолженности осуществляется на основании данных инвентаризации, письменного обоснования и распоряжения руководителя. Важным моментом данной операции является то, что списание кредиторской задолженности в состав внереализационных доходов должно происходить в налоговом периоде, в котором истек срок исковой давности. Однако организации часто списывают кредиторскую задолженность в налоговом периоде, в котором было выявлено истечение срока исковой давности. В связи с этим возникают определенные проблемы с налоговыми органами.
В соответствии с положениями статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходы организаций, учитываемые в целях налогообложения, должны быть экономически обоснованными, документально оформленными и использоваться в коммерческих целях, направленных на получение прибыли. Поскольку расходы уменьшают прибыль организаций, они соответственно уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Поэтому часто возникают проблемы, связанные с уменьшением налоговой базы по данному налогу. Существуют такие проблемы, которые связаны с определением налогооблагаемой базы оплаты труда. Расходы организации на оплату труда - это любые начисления в денежной или натуральной форме, премии и надбавки, расходы на содержание работников и прочие расходы, предусмотренные трудовым договором и (или) коллективным договором. Проблема в данном разделе может возникнуть в связи с тем, что налогоплательщик не указал в коллективном договоре выплаты работникам. В этом случае расходы не будут учитываться для целей налогообложения прибыли организации, т.е. таким образом налоговая база не будет уменьшаться. Некоторые организации имеют безнадежные долги. Налоговое законодательство не предусматривает обязанность списывать дебиторскую задолженность по истечении срока исковой давности на расходы для целей налогообложения по налогу на прибыль, поскольку расходы уменьшают налоговую базу по данному налогу и государственные льготы, когда организация имеет меньше расходов и соответственно больше прибыли. Закон «О бухгалтерском учете» предусматривает право налогоплательщика уступать дебиторскую задолженность по внереализационным расходам в течение срока исковой давности, а не в произвольный срок.
Внереализационные доходы, не относящиеся к производству и реализации, включают разумные расходы на осуществление деятельности, не связанной непосредственно с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида. В этом случае расходы признаются процентами по долговым обязательствам любого вида, независимо от характера кредита или займа (текущего и (или) инвестиции). Расходы признаются только в сумме процентов, начисленных за фактическое время использования заемных средств. Но иногда суды встают на сторону налоговых органов и принимают решение о незаконности включения в стоимость, уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, процентам, начисленным по долговому обязательству. Это происходит, если сумма процентов, начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству, существенно отличается от среднего уровня процентов, начисленных по долговым обязательствам, выпущенным в сопоставимых условиях. Включая проблемы налогообложения прибыли организации, возникают в связи с частыми изменениями в налоговом законодательстве.
В области налогообложения доходов можно выделить несколько групп возникающих проблем: проблемы, связанные с недостатками налогового законодательства; проблемы, связанные с порядком определения налоговой базы по налогу на прибыль юридических лиц; проблемы, связанные с организацией системы налогового учета.
ООО «Хлебозавод №4» применяет основное обложение налогом, предполагающее начисление и уплату налогов по НДС, на прибыль, на имущество, внебюджетные фонды. Данное решение при выборе вида налогообложения мотивировалось расширением бизнеса. Однако в настоящее время в связи с замедлением экономики, предприятие не может достигнуть намеченных планов развития. Поэтому считаем, что ООО «Хлебозавод №4» следует проанализировать экономическую ситуацию и рассмотреть вопрос о оптимизации налогообложения. Законодатель определяет объекты налогообложения, налоговые ставки и льготы при исчислении, а также сроки уплаты налогов. Сегодня, при постоянном государственном совершенствовании налогового законодательства самым результативным при налоговой оптимизации будет метод «планирования от достигнутого». Суть метода в том, что за основу берутся налоговые платежи организации за базисный период, а затем происходит их корректировка с учетом тех изменений, которые произойдут в плановом периоде.
Способы оптимизации налога на прибыль отражены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Способы оптимизации налога на прибыль
Способ оптимизации |
Краткое описание |
Законодательный акт |
Освобождение от уплаты налога на прибыль |
осуществления деятельности в рамках специальных режимов налогообложения, при которых налог на прибыль не уплачивается |
УСН (гл. 26.2 НК РФ), ЕНВД (гл. 26.3 НК РФ) |
отнесение к неплательщикам налога на прибыль |
п. 2 ст. 246 и п. 1 ст. 246.1 НК РФ |
|
отнесение к организациям, уплачивающим только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода |
п. 3 ст. 286 НК РФ |
|
Льготная ставка |
отдельные организации имеют право на применение нулевой ставки |
ст. 284–284.5 НК РФ |
Возможность снижения налоговой ставки |
налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента |
п. 1 ст. 284 НК РФ |
Налоговая система Российской Федерации на протяжении многих лет находится в состоянии постоянной мобильности, что, очевидно, связано с объективными изменениями экономической ситуации в стране. Система сложна, механизмы исчисления и уплаты налогов и сборов часто требуют разъяснений со стороны налогоплательщиков. Поэтому одним из условий обеспечения нормального налогового климата в стране является наличие современного, грамотного законодательства о налогах и сборах.
Как показывает анализ практики взимания налога на прибыль в Российской Федерации, действующая система исчисления налогов содержит существенные недостатки, которые требуют фундаментальной доработки. Кроме того, должны быть изменены не только отдельные ее части и элементы, но и сама система расчетов требует нового подхода к ее рассмотрению. Одним из недостатков действующей налоговой системы является то, что подоходный налог серьезно тормозит рост реального сектора обрабатывающей промышленности.
Совершенствование механизма взимания налога на прибыль в России сегодня реализуется в основном за счет развития ключевых направлений налоговой политики. В части налога на прибыль организаций необходимо внести изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:
1. В Налоговый кодекс Российской Федерации следует внести изменения, направленные на сокращение возможности минимизации налогообложения, связанного с переносом в будущее убытков реорганизованных или приобретенных компаний. Отсутствие ограничений создает искаженные стимулы на рынке, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без его дальнейшего развития. В настоящее время путем присоединения к убыточным организациям можно направить всю прибыль на погашение своих убытков.
2. Необходимо решить вопрос нормативного регулирования распределения процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В настоящее время эти правила недостаточно эффективны: с одной стороны, они не препятствуют уклонению от уплаты налогов путем присвоения процентов на расходы, с другой стороны, они являются трудоемкими и обременительными для добросовестных налогоплательщиков.
Для снижения налога на прибыль организаций в ООО «Хлебозавод №4» мы рекомендуем следующие методы минимизации налоговой нагрузки:
1. Проводить эффективную политику начисления амортизации. Выбор эффективной амортизационной политики. Амортизация также является одним из элементов, который может уменьшить налогооблагаемую прибыль. С. 1 ст. 259.3 Налоговый кодекс Российской Федерации предоставляет налогоплательщикам право применять к базовой ставке амортизации специальный коэффициент, но не более 2 в отношении амортизируемых основных средств, используемых для работы в агрессивных условиях и (или) в более высокую смену. В то же время решение о применении данного коэффициента и его размере должно быть отражено в учетной политике для целей налогообложения.