Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3 ГЛАВА ДИАГНОСТИКА,ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТРЕССА И СИНДРОМА ВЫГОРАНИЯ

3.1. Диагностика и лечение

Для выявления синдрома эмоционального выгорания, степени его выраженности используются всевозможные опросники.

Основные методики, применяемые для исследования профессионального стресса и СЭВ:

.- Методика определения вероятности развития стресса (по Т.А. Немчину и Тейлору)

- Методика определения вероятности развития стресса (по Т.А. Азарных и И.М. Тыртышникову

- Диагностика эмоционального выгорания Бойко В.В. («Диагностика уровня эмоционального выгорания»);

- Методика А.А. Рукавишникова «Определение психического выгорания»;

- Методика «Оценка собственного потенциала выгорания»;

- Методика К. Маслач и С.Джексон «Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI)»

Универсальной панацеи от синдрома эмоционального выгорания не существует. Но недооценивать проблему не стоит, это может привести к ухудшению здоровья и качества жизни в целом.

При возникновении у себя признаков профессионального стресса или СЭВ, необходимо постараться реализовать следующие рекомендации:

Существует стратегия саморегуляции: Под саморегуляцией (от лат. regulare — приводить в порядок, налаживать) в психологии понимают способность человека произвольно управлять своей деятельностью: планировать ее, ставить перед собой цели и выбирать адекватные методы их достижения, осуществлять контроль и оценку результатов деятельности.[41][14]

  1. Время от времени делать перерывы. Посмотреть на свою жизнь со стороны. К чему Вы стремитесь? На правильном ли пути находитесь, нужно ли Вам все то, чем сейчас занимаетесь?
  2. Попробовать перейти в смежную профессиональную деятельность. Этот шаг может открыть новые горизонты.
  3. Освоить те аспекты Вашей трудовой деятельности, которые кажутся непонятными и сложными. Это привнесет ощущение чего-то нового, поможет вернуть интерес к профессии.
  4. Взять отпуск и сменить обстановку.

При выраженном синдроме эмоционального выгорания следует обратиться к психотерапевту. Врач может использовать следующие подходы:

- Психотерапию (когнитивно-бихевиоральную, клиент-центрированную, обучение релаксационным методикам, проведение тренингов коммуникативных навыков, повышения эмоционального интеллекта, уверенности в себе);


- Медикаментозную терапию (назначение антидепрессантов, анксиолитиков, снотворных средств, бета-адреноблокаторов, ноотропов).

Важно предоставить человеку возможность обсудить эмоции после критического события. Это можно осуществить как на индивидуальных встречах с психологом, так и на совместных собраниях с коллегами.

Обсуждения события позволяют человеку выразить свои эмоции, переживания, агрессию. Кроме того, такой подход поможет человеку осознать свои стереотипы действий, увидеть их неэффективность, разработать адекватные способы реагирования на всевозможные стрессовые ситуации, научиться разрешать конфликты и строить продуктивные отношения с коллегами.

Если СЭВ не удается корректировать доступными методами и наблюдается стойкое отрицательное отношение к клиентам (пациентам), коллегам, следует задуматься об альтернативе смены работы, переходе на виды деятельности, которые не будут связаны с людьми.

Существуют определенные правила, помогающие достичь душевного равновесия:[42][14]

3.2.Профилактика профессионального стресса и синдрома выгорания

Невозможно полностью исключить влияние стрессорных факторов на нашу жизнь. Но можно научиться правильно реагировать на них и не допускать эмоционального истощения.

К мерам профилактики можно отнести такие рекомендации:

  1. Ставить пред собой краткосрочные, а также долгосрочные цели. Выполнение краткосрочных целей приносит ощущение морального удовлетворения, а значит, дает стимул для продолжения работы. Чтобы долгосрочные цели стали достижимыми, необходимо расписать выполнение задачи поэтапно.
  2. Повышать свой профессиональный уровень, принимая участие в конференциях, общаясь с коллегами из других организаций, обмениваясь опытом.
  3. Нельзя забывать про отдых. Делать перерывы во время выполнения работы. Свободное время и выходные использовать для отдыха и хобби. Чередование работы с отдыхом позволит осуществлять профессиональную деятельность более эффективно.
  4. Освоить методики релаксации и ауторегуляции.
  5. Не бояться делиться своими переживаниями с близкими людьми. Именно родные и любимые помогут Вам справиться с переживаниями.
  6. Не приносить сон в жертву профессии. Во время сна происходит «разгрузка» психики.
  7. Систематически заниматься спортом и следить за своим питанием. Соматическое состояние оказывает сильное влияние на душевное самочувствие.
  8. Найти хобби. Интересы вне работы позволяют снять напряжение, отвлекая от неприятностей.
  9. Избегать ненужной конкуренции.
  10. Стараться не вовлекаться чрезмерно в проблемы клиентов (пациентов, учеников).
  11. Трезво оценивать свои возможности - невозможно успеть все.
  12. Не пытаться все контролировать. Существуют обстоятельства, которые нам не подконтрольны .

Итак , подведем итоги : Качества, помогающие специалисту избежать профессионального выгорания:[43][14]

Во-первых:

- хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).

- высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых:

- опыт успешного преодоления профессионального стресса;

- способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

- высокая мобильность;

- открытость;

- общительность;

- самостоятельность;

- стремление опираться на собственные силы.

В-третьих:

- способность формировать и поддерживать в себе позитивные,оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 3 : В настоящий момент существует достаточное количество опросников для выявления профессионального стресса , синдрома эмоционального выгорания и степени его выраженности. И благодаря глубокому изучению данной проблемы , как зарубежными , так и отечественными учеными достигнут определенный прогресс в лечении и профилактике стрессов и синдрома выгорания .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе всей собранной информации по этой теме, можно сделать следующие выводы. На сколько велико влияние профессионального стресса и стрессовых ситуаций на отдельную личность и на продуктивность работы всей организации. Синдром выгорания представляет собой так называемую ответную реакцию на продолжительные стрессы , которые возникают в процессе межличностных конфликтов на производстве. Наиболее ярко синдром выгорания проявляется у представителей профессий , относящихся к системе «человек-человек».

Взгляды ученых, относительно определений синдрома эмоционального выгорания –различны. Но все исследователи подчеркивают главенствующую роль эмоционального истощения в развитии синдрома выгорания . Углубленно изучая данную проблему – определены профессии , относящиеся к «группам риска» , выделены два основных блока факторов профессионального выгорания , а так же стадии , симптомы и возможные последствия .

В условиях современной жизни невозможно полностью исключить в работе профессиональные стрессы так же как и синдром выгорания .Но благодаря многочисленным исследованиям данной проблемы, с помощью тест-опросников и личных бесед с психологом в организации - существует возможность вовремя диагностировать симптомы профессионального стресса и эмоционального выгорания и при необходимости корректировать их проявления. А здоровый , во всех отношениях» микроклимат в коллективе – один из важнейших показателей успешности предприятия в целом .


БИБЛИОГРАФИЯ :

1.Бабанов С.А. ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» НОМЕР ЖУРНАЛА: ДЕКАБРЬ 2009

2. Беннет Л., Kelaher М., Росс м.в. Качество жизни в profeccionals здравоохранения: Burnout и связанных с ним факторов в области ВИЧ / СПИДа, связанных по уходу // Психология и здоровье. 1994. V. 9 (4). С. 273-283.

3. Ван Вейк С. Факторы, влияющие на выгорание и стресс на рабочем месте среди военных медсестер // военной медицины. 1997. V. 162 (10). С. 707-710.

4. Гросс G.R., Larson SJ., Urban G.D., Гендерные различия в профессиональном стрессе среди сотрудников исправительных учреждений. Специальный выпуск: Вопросы персонала в сфере уголовного правосудия // Americal J. уголовного правосудия. 1994. V. 18 (2). С.219

5. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 496 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). Перевели с английского Л, Гительман, М. Потапова

6. Куликов, Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности. Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1 / Ред. А.А. Крылов. Ч. 1. Спб.: Издательский дом «Сентябрь», 1995. - С. 123-132.

7. Мартынова Т.Н.,Брусникова О.П. Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. Выпуск -2 Кемерово. КузбассВузиздат 2003.

8. Маслач К. - Maslach С. Burnout: многомерная перспектива // Профессиональные «burnout»: Последние разработки в области теории и исследований / Под ред. Транспортная накладная Shaufeli, Кр. Maslach и T.Marek. Вашингтон D.C: Taylor & Trancis, 1993. С. 19-32.

9. Мирошниченко А.Н. «Управление человеческими ресурсами в организации» - учебный курс - 19 глава

10. Миллс L.B., Хюбнер E.S. Перспективное исследование личностных особенностей, профессиональных стрессоров и burnout среди школьных психологов- практиков // Вестник школьной психологии. 1998. V. 36 (1). С. 103-1253.

11. Мазур P.J. Линч М.Д. дифференцированное воздействие административных, организационных и личностных факторов на учителя // bumout обучения и педагогического образования. 1989. В. 5 (4). С. 337-353.

12. Нестерова О.В. Интернет-курс по дисциплине «Управление стрессами» Москва . 2010

13. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования//Психологический журнал.– 2001.– №1.–стр.67

14. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. Издательство: Вершина - 2006.

15. Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия. Издательство «Эксмо» – Москва 2005.с 569

16. Тан C.S-К., Lau B.H-B. Гендерная роль стресса и выгорания у китайских профессионалов «человеческие услуги» в Hogn Kong // беспокойство, стресс и умение справляться: Международный J. 1996. V. 9 (3). С. 217-227.


17. Татрова А.С. «Психология» -учебное методическое пособие для студентов медицинских специальностей. Издательство «Академия Естествознания», 2010. – с.284

  1. Татрова А.С. «Психология» -учебное методическое пособие для студентов медицинских специальностей. Издательство «Академия Естествознания», 2010. – с.284

  2. Мирошниченко А.Н. «Управление человеческими ресурсами в организации» - учебный курс - 19 глава.

  3. Мирошниченко А.Н. «Управление человеческими ресурсами в организации» - учебный курс - 19 глава.

  4. Бабанов С.А. ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» НОМЕР ЖУРНАЛА: ДЕКАБРЬ 2009

  5. Бабанов С.А. ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» НОМЕР ЖУРНАЛА: ДЕКАБРЬ 2009

  6. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования//Психологический журнал.– 2001.– №1.–стр.8

  7. Maslach С. Bumout: многомерная перспектива // Профессиональные bumout: Последние разработки в области теории и исследований / Под ред. Транспортная накладная Shaufeli, Кр. Maslach и T.Marek. Вашингтон D.C: Taylor & Trancis, 1993. P. 19-32.

  8. Maslach С. Bumout: многомерная перспектива // Профессиональные bumout: Последние разработки в области теории и исследований / Под ред. Транспортная накладная Shaufeli, Кр. Maslach и T.Marek. Вашингтон D.C: Taylor & Trancis, 1993. P. 19-32.

  9. Мартынова Т.Н.,Брусникова О.П. Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. Выпуск -2 Кемерово. КузбассВузиздат 2003.

  10. Беннет Л., Kelaher М., Росс м.в. Качество жизни в profeccionals здравоохранения: Burnout и связанных с ним факторов в области ВИЧ / СПИДа, связанных по уходу // Психология и здоровье. 1994. V. 9 (4). С. 273-283.

  11. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования//Психологический журнал.– 2001.– №1.–стр.2

  12. Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия. Издательство «Экcмо» – Москва 2005.с 569

  13. Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия. Издательство «Эксмо» – Москва 2005.с 569

  14. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования//Психологический журнал.– 2001.– №1.–стр.6

  15. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования//Психологический журнал.– 2001.– №1.–стр.7

  16. Куликов, Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности. Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1 / Ред. А.А. Крылов. Ч. 1. Спб.: Издательский дом «Сентябрь», 1995. - С. 123-132.

  17. Ван Вейк С. Факторы, влияющие на выгорание и стресс на рабочем месте среди военных медсестер // военной медицины. 1997. V. 162 (10). С. 70

  18. Маслач К. - Maslach С. Burnout: многомерная перспектива // Профессиональные «burnout»: Последние разработки в области теории и исследований / Под ред. Транспортная накладная Shaufeli, Кр. Maslach и T.Marek. Вашингтон D.C: Taylor & Trancis, 1993. С. 19-32

  19. Ван Вейк С. Факторы, влияющие на выгорание и стресс на рабочем месте среди военных медсестер // военной медицины. 1997. V. 162 (10). С. 70

  20. Гросс G.R., Larson SJ., Urban G.D., Гендерные различия в профессиональном стрессе среди сотрудников исправительных учреждений. Специальный выпуск: Вопросы персонала в сфере уголовного правосудия // Americal J. уголовного правосудия. 1994. V. 18 (2). С.219

  21. Гросс G.R., Larson SJ., Urban G.D., Гендерные различия в профессиональном стрессе среди сотрудников исправительных учреждений. Специальный выпуск: Вопросы персонала в сфере уголовного правосудия // Americal J. уголовного правосудия. 1994. V. 18 (2). С.219

  22. Тан C.S-К., Lau B.H-B. Гендерная роль стресса и выгорания у китайских профессионалов «человеческие услуги» в Hogn Kong // беспокойство, стресс и умение справляться: Международный J. 1996. V. 9 (3). С. 217-227.

  23. Маслач К. - Maslach С. Burnout: многомерная перспектива // Профессиональные «burnout»: Последние разработки в области теории и исследований / Под ред. Транспортная накладная Shaufeli, Кр. Maslach и T.Marek. Вашингтон D.C: Taylor & Trancis, 1993. С. 19-32.

  24. Миллс L.B., Хюбнер E.S. Перспективное исследование личностных особенностей, профессиональных стрессоров и burnout среди школьных психологов- практиков // Вестник школьной психологии. 1998. V. 36 (1). С. 103-1253.

  25. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования//Психологический журнал.– 2001.– №1.–стр.12

  26. .Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования//Психологический журнал.– 2001.– №1.–стр.1 2

  27. Беннет Л., Kelaher М., Росс м.в. Качество жизни в profeccionals здравоохранения: Burnout и связанных с ним факторов в области ВИЧ / СПИДа, связанных по уходу // Психология и здоровье. 1994. V. 9 (4). С. 273-283.

  28. Мазур P.J. Линч М.Д. дифференцированное воздействие административных, организационных и личностных факторов на учителя // bumout обучения и педагогического образования. 1989. В. 5 (4). С. 337-353.

  29. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования//Психологический журнал.– 2001.– №1.–стр.1 4

  30. Маслач К. - Maslach С. Burnout: многомерная перспектива // Профессиональные «burnout»: Последние разработки в области теории и исследований / Под ред. Транспортная накладная Shaufeli, Кр. Maslach и T.Marek. Вашингтон D.C: Taylor & Trancis, 1993. С. 19-32.

  31. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования//Психологический журнал.– 2001.– №1.–стр.1 6

  32. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования//Психологический журнал.– 2001.– №1.–стр.16

  33. Маслач К. - Maslach С. Burnout: многомерная перспектива // Профессиональные «burnout»: Последние разработки в области теории и исследований / Под ред. Транспортная накладная Shaufeli, Кр. Maslach и T.Marek. Вашингтон D.C: Taylor & Trancis, 1993. С. 19-32.

  34. Маслач К. - Maslach С. Burnout: многомерная перспектива // Профессиональные «burnout»: Последние разработки в области теории и исследований / Под ред. Транспортная накладная Shaufeli, Кр. Maslach и T.Marek. Вашингтон D.C: Taylor & Trancis, 1993. С. 19-32.

  35. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 496 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). Перевели с английского Л, Гительман, М. Потапова

  36. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 496 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). Перевели с английского Л, Гительман, М. Потапова

  37. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. Издательство: Вершина - 2006.

  38. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. Издательство: Вершина - 2006.

  39. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. Издательство: Вершина - 2006.

  40. Самоукина Н.В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. Издательство: Вершина - 2006.

  41. Нестерова О.В. Интернет-курс по дисциплине «Управление стрессами» Москва . 2010

  42. Нестерова О.В. Интернет-курс по дисциплине «Управление стрессами» Москва . 2010

  43. Нестерова О.В. Интернет-курс по дисциплине «Управление стрессами» Москва . 2010