Файл: Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1.Выгорание представителей разных профессий.

Группы риска. Профессии , относящиеся к группам риска

В большей степени подвержены психологическому выгоранию специалисты, работающие в сфере «Человек-Человек», нежели представители других сфер деятельности. Сфера «Человек-Человек» включает следующие профессии : врач, учитель , психолог, парикмахер , экскурсовод , менеджер , руководитель художественного коллектива и т.д. Условия материальной среды, содержание работы и социально–психологические условия деятельности являются доминирующей ролью в области исследований выгорания. [10][2]

Среди этого типа профессий можно выделить:

- профессии , связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;

- профессии , связанные с управлением производством , руководством людьми, коллективами ;

- профессии , связанные с бытовым , торговым обслуживанием ;

- профессии , связанные с информационным обслуживанием ;

- профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами ;

- профессии , связанные с медицинским обслуживанием.

Для успешного труда в сфере «Человек-Человек» - необходимо научиться устанавливать и поддерживать всевозможные контакты с людьми , понимать и принимать людей , разбираясь в их особенностях.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе :

- устойчивое , хорошее настроение в работе с людьми,

- потребность в общении,

- способность понимать намерения, помыслы , настроения людей,

- умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,

- умение находить общий язык с разными людьми.

Какие работники составляют группу риска, в том случае , когда мы говорим о профессиональном выгорании . Отвечая на этот вопрос можно выделить следующие закономерности .

Группы риска[11][12]

Первая группа

Сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и незнакомыми.

Это:

·    руководители;

·    менеджеры по продажам, медицинские работники;

·    социальные работники;

·    консультанты;

·    преподаватели и т.п.

Вторая группа

Причем особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. Они не имеют избытка жизненной энергии, характеризуются скромностью и застенчивостью, склонны к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно они способны накапливать эмоциональный дискомфорт.

Третья группа

Люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой.

Четвертая группа

Это — женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также прессинг в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.

Пятая группа

Работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. Также работники, занимающие на рынке труда позицию внешних консультантов, вынужденных самостоятельно искать себе работу.


- Во-первых, особенно быстро «выгорают» сотрудники – интроверты, индивидуально-психологические особенности которых не соответствуют профессиональным требованиям коммуникативной профессии. А именно люди – без избытка жизненной энергии , скромные ,застенчивые , склонные к замкнутости и концентрации на предмете профессиональной деятельности . Они накапливают эмоциональный дискомфорт без «сбрасывания» отрицательных переживаний во внешнюю среду.[12][14]

- Во-вторых синдрому профессионального выгорания в большей степени подвержены люди , которые испытывают постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще – это женщины , переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей. А так-же «прессинг» в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с представителями противоположного пола.

- В-третьих это работники ,профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. В России это люди старше 45 лет , для которых вероятность нахождения нового рабочего места резко снижается по причине возраста.

- В-четвертых на фоне пролонгированного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях , когда человек попадает в новую, непривычную для себя обстановку, где он должен проявить высокую эффективность ( смена работы, испытательный срок, будущая аттестация).

- В пятых, синдрому профессионального выгорания более всего подвержены жители крупных мегаполисов, живущие в условиях необратимого общения и взаимодействия с огромным количеством незнакомых людей в общественных местах.[13][14]

2.2. Основные факторы профессионального выгорания

Анализ конкретных исследований синдрома «психического выгорания показывает , что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание. Традиционно они группировались в два больших блока, особенности профессиональной деятельности и индивидуальных характеристик самих профессионалов . Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. [14][12]

Таблица 1. Факторы, оказывающие влияние на выгорание[15] 


Индивидуальные факторы

Организационные факторы

Социально-демографические

Условия работы

Возраст

Рабочие перегрузки

Пол

Дефицит времени

Уровень образования

Продолжительность рабочего дня

Семейное положение

Стаж работы

Личностные особенности

Содержание труда

Выносливость

Число клиентов

Локус контроля

Острота их проблем

Стиль сопротивления

Глубина контакта с клиентом

Самооценка

Участие в принятии решений

Нейротизм (тревожность)

Обратная связь

Экстраверсия

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.[16] [6]

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ

Социально-демографические характеристики. Влияние социально-демографических характеристик на эффект выгорания довольно подробно изучался в зарубежной психологии.

Из всех социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст, что подтверждается многочисленными исследованиями . Обнаруживается наличие отрицательной корреляционной связи возраста и выгорания .[17][3] В работах С.Maslach показано , например, что средний медицинский персонал психиатрических клиник «выгорает» через 1,5 года после начала работы , а социальные работники начинают испытывать данный симптом через 2-4 года .[18][8]

В некоторых исследования подтверждается и чувствительность старшего возраста к данному синдрому. В частности , в исследовании, проведенном на среднем персонале военных медицинских учреждений, отмечалось, что наиболее чувствительными к выгоранию являются не только молодые люди (19-25лет ), но и более старшие (40-50 лет) [19][3]

Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком ,который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям. Специфика влияния возраста на эффект выгорания тоже неоднозначна. Наиболее тесная его связь обнаруживается с эмоциональным истощением и деперсонализацией, менее – с редукцией профессиональных достижений.


Взаимоотношения между полом и выгоранием не так однозначны. В ряде исследований отмечается, что мужчины в большей степени подвержены процессу выгорания , чем женщины , в то время как другие исследователи приходят к совершенно противоположным заключениям. Примирением данных противоположных точек зрения , по видимому, будет рассмотрение этой проблемы с позиции специфики влияния пола на компоненты выгорания и наличия опосредующих факторов, таких , как поло-ролевые ориентации. [20][4]

Установлено , что у мужчин более высокие баллы по деперсонализации , а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению . Это связанно с тем , что у мужчин преобладают инструментальные ценности ,в то время , как женщины более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувства отчуждения от своих клиентов.[21][4] Риск подвергнуться выгоранию зависит от того , насколько выполняемые работниками функции соответствуют их поло-ролевой ориентации. Так , в исследовании установлено , что мужчины оказались более чувствительными к воздействию стрессоров в тех ситуациях , которые требовали от них демонстрации истинно мужских качеств, таких как физические данные, мужская отвага , эмоциональная сдержанность, показ своих достижений в работе. Женщины в свою очередь оказались более чувствительны к стрессовым факторам при выполнении тех обязанностей , которые требовали от них сопереживания , воспитательных умений , подчинения. [22][15]

В качестве другого объяснения предлагается тезис о том , что работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки ( в сравнении с мужчиной ) из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей.

Исследование взаимоотношений между полом и выгоранием представляется достаточно важным в особенности для тех профессий, где велика доля женского труда ( учителя , средний медицинский персонал, работники детских лечебно-воспитательных учреждений).

Так-же проводились исследования , подтверждающие наличие связи между семейным положением и выгоранием. В них отмечается более высокая степень предрасположенности к выгоранию лиц ( особенно мужского пола), не состоящих в браке. Причем холостяки в большей степени предрасположены к выгоранию даже по сравнению с разведенными мужчинами . [23][8]

Существуют некоторые данные о положительной связи между уровнем образования и степенью психического выгорания. Причина этому – завышенные притязания у людей с более высоким уровнем образования.


Личностные особенности . Исследование особенностей личности в их взаимоотношениях с выгоранием - важная область изучения данного феномена. Ряд ученых считает , что личностные особенности намного значительнее влияют на развитие эмоционального выгорания в сравнении с демографическими характеристиками и факторами рабочей среды.[24][10]

Психолог H.J. Freudenberger описывает «сгорающих» , как сочувствующих , гуманных, мягких , увлекающихся идеалистов, ориентированных на людей, и одновременно неустойчивых, интравертированных, одержимых навязчивыми идеями ( фанатичные ) , «пламенных» и легко солидаризирующихся .

«Личностная выносливость». В зарубежной психологии данная характеристика определяется как способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществляя контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Люди с высокой степенью данной характеристики имеют низкие значения эмоционального истощения и деперсонализации и высокие значения по шкале профессиональных достижений .[25][12]

Другим не менее популярным направлением исследований является выявление связи между эмоциональным выгоранием и индивидуальными стратегиями сопротивления выгоранию. Люди , активно противодействующие стрессу и стрессовым ситуациям , имеют низкий уровень выгорания . Так в исследовании E.Greenglass и др. отмечается , что женщины продуктивнее, чем мужчины, используют стратегии избегания стрессовых ситуаций.

Выявлена взаимосвязь между выгоранием и такими особенностями личности , как тревожность , эмоциональная чувствительность , эмоциональная сенситивность . [26][12]

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ

Рассмотрим группу организационных факторов , куда входят ; условия материальной среды , содержание работы и социально-психологические условия деятельности . В некоторых работах авторов , исследующих феномен профессионального выгорания – организационные факторы обозначены , как доминирующие факторы , влияющие на развитие СПВ. [27][2]

- Условия работы . Повышенные нагрузки во время рабочего дня , сверхурочная работа – все это в комплексе стимулирует развитие эмоционального выгорания . [28][11]

- Содержание труда – группа, включающая в себя количественные и качественные аспекты работы с клиентами: количество клиентов, частоту их обслуживания, степень глубины контакта с ними.