Файл: Организационный стресс в условиях внедрения инноваций (СУЩНОСТЬ СТРЕССА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ СТРЕССА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ
1.1.Понятие стресса. Признаки организационного стресса
1.2. Факторы ,вызывающие стресс
1.3.Оценка влияния стресса на степень труда и степень фрустрации персонала
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ ИННОВАЦИЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
2.1. Понятие инновации. Причины внедрения инноваций на производстве
2.2. Реакция персонала на инновации и стресс
2.3. Факторы , оказывающие отрицательное и положительное влияние на ход инноваций в организации
2.4. Формы проявления психологического барьера
2.5. Формы и причины отрицательного
ГЛАВА 3 ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ СТРЕССОМ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ
3.2.Основные принципы управления организационным стрессом профилактика и коррекция[39] [5]
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ СТРЕССА И СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ
1.1.Понятие стресса. Признаки организационного стресса
В настоящее время проблема стресса на предприятиях является одной из самых актуальных в мировой психологической науке и практике .
Стресс – это состояние психофизического напряжения - совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов .
Стрессор – это неблагоприятный фактор , вызывающий в организме состояние напряжения – стресс. Стрессорами , воздействующими на организм человека могут быть – холод , голод , жажда, а так же физические или психические травмы. Как показали медицинские исследования , независимо от факторов , вызывающих стресс – организм реагирует всегда стереотипно , одинаковыми биохимическими изменениями, назначение которых - справиться с возросшими требованиями к «человеческой машине» Факторы вызывающие стресс – стрессоры , различны, но они пускают в ход одинаковую, в сущности , биологическую реакцию стресса .[1][12]
В связи с ростом так называемых болезней стресса проблема адаптации человека к критическим факторам среды издавна привлекала исследователей. В 1936 году появилась концепция стресса Г.Селье , которая была подхвачена многими представителями медицины, психологии , социологии , этнографии.
Почти четыре десятилетия Селье изучал в лаборатории физиологические механизмы приспособления к стрессу и убедился , что принципы защиты на уровне клетки в основном применимы также к человеку и даже целым сообществам людей. Биохимические приспособительные реакции клеток и органов удивительно сходны независимо от характера воздействия . Это навело на мысль рассматривать «физиологический стресс », как ответ на любое предъявленное организму требование.
Исходя из своих исследований, Селье вывел понятие стресса :
Стресс – есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование.
С какой бы трудностью не столкнулся организм, с ней можно справиться с помощью двух основных типов реакций : активной – борьбы или пассивной – бегство из трудности или готовность терпеть её.
Стресс–это состояние эмоционального и физического напряжения, возникающее в определенных ситуациях, характеризующихся, как трудные и неподвластные.
В современных организациях стресс является очень частым явлением, поэтому всем участникам деятельности организации, следует понимать причины возникновения стрессов и уметь, с одной стороны их не допускать, а с другой ,в случае его возникновения,- справляться с его последствиями. Очень часто неумение справляться со стрессом приводит к появлению у человека такого феномена , как выгорание, которое может повлечь за собой тяжелую форму депрессии у человека.[2][5]
Среди стрессов, которые могут возникнуть у работников в организации , можно выделить следующие виды :
- Хронический стресс ( стресс , вызванный постоянной нагрузкой на человека, которая вызывает постоянное физиологическое или психологическое напряжение)
- Острый стресс ( стресс , связанный с потерей психологического равновесия человека , в результате какого-либо события , например в следствии внедрения инноваций на производстве )
- Физиологический стресс ( стресс , вызванный физической перегрузкой организма )[3]
- Психологический стресс ( стресс, вызванный нарушением психологической устойчивости человека )
- Информационный стресс ( стресс , вызванный информационной перегрузкой или наоборот недостатком информации )
Психологи называют высшую форму стресса « бесконтрольной точкой стресса «, поскольку в ней человек оказывается не в состоянии контролировать собственное поведение. Поэтому , на производстве необходимо принимать все возможные меры для того , чтобы не допустить этого явления .[4][5]
Признаки организационного стресса
Выделяют четыре признака стрессового состояния человека, у каждого из них своя определенная симптоматика. Рассмотрим некоторые из них , имеющие прямое отношение непосредственно к организационному стрессу :
1.Когнитивные симптомы стресса ( проблемы с запоминанием новой информации , забывчивость , неорганизованность , беспорядок , трудности в принятии решений, проблемы с концентрацией внимания , недальновидность , пессимизм , тревога или скачки мыслей , постоянное беспокойство )
2.Эмоциональные симптомы ( раздражительность или вспыльчивость, внезапные приступы паники, ощущение перегруженности, невозможность расслабиться, депрессия , частые перепады настроения .чрезмерная реакция на маленькие неприятности, тревога , беспокойство , чувство вины , нервозность , гнев , разочарование , враждебность )
3.Физические симптомы ( частые простуды ,тошнота и головокружение , тахикардия ,затруднение дыхания ,потеря полового влечения ,тремор конечностей , боль различной локализации ,необъяснимая и частая аллергия ,диарея или запор , частое мочеиспускание ,цианоз лица , потливость, усталость , вялость , слабость )
4.Поведенческие симптомы ( проволочки или пренебрежение обязанностями, снижение производительности , ложь или оправдания, чтобы прикрыть плохую работу, проблемы с общением ,самоизоляция от других людей ,быстрая или бормочущая речь , чрезмерная защита или подозрительность, излишки в еде или недоедание, навязчивое поведение ,азартные игры или импульсивные поступки )
Исходя из вышеперечисленного – можно сказать , что чем больше из указанных признаков наблюдается у человека, тем более выраженный у него стресс и тем ближе он к бесконтрольной точке.
1.2. Факторы ,вызывающие стресс
Выделяют три основных фактора , вызывающих стресс[5]:[5]
- Организационные – это факторы, связанные с положением человека в организации ( работа не соответствует уровню квалификации специалиста ,отсутствие перспективы роста ,внутренняя конкуренция , плохие коммуникации , плохие условия труда, эксплуатация высшим руководством и т.п. )
- Внеорганизационные – это факторы, которые связаны с воздействием внешней среды на человека, находящиеся за пределами организации ( длительное отсутствие работы ,конкуренция на рынке труда ,экономический кризис в стране , экологические и политические проблемы , неопределенность )
- Личностные – факторы , вызванные психологическими проблемами человека ( заниженная или завышенная самооценка , эмоциональная неустойчивость , нереализованные потребности и т.п.
Стадии стресса в динамике
Выделяется три стадии стресса в динамике :
- Мобилизация ( АВ ) Нарастание напряжения , которое вызывает мобилизацию организма – ускоренные реакции , способность к обработке большого объема информации , способность выполнить большие объемы работы.
- Дезадаптация ( ВС ) Истощение , спад внутренней активности. Замедляются реакции, появляется неорганизованность , нечеткое воспроизводство информации, принимаются поспешные решения , качество работы резко снижается .
- Дезорганизация ( СD ) Появляется при продолжении стрессовой нагрузки. Поведение становится не адекватным ситуации , теряется контроль над ситуацией. [6]. [5]
График стадий динамики стресса – в приложении.
1.3.Оценка влияния стресса на степень труда и степень фрустрации персонала
Стресс ,в том или ином проявлении , постоянно присутствует в течении всей жизни человека. Очень часто факторы , которые могут вызвать стресс, встречаются в профессиональной деятельности . Чрезмерные нагрузки , постоянный дефицит времени , как следствие – накопившаяся усталость от состояния безысходности. В подобном состоянии - не может быть и речи о высокой производительности труда .
К состоянию стресса в организации близко и состояние фрустрации персонала .
Фрустрация – это психологическое состояние гнетущего напряжения, тревожности , чувства безысходности и отчаяния ; возникает в ситуации , которая воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для неё цели , реализации той или иной потребности .[7][16]
[8][5] Истоки работ по изучению состояния фрустрации идут к З.Фрейду, который ввел данный термин для характеристики особого состояния или внутреннего психического конфликта, когда личность сталкивается с каким-нибудь (чаще субъективно-непреодолимым ) препятствием на пути к достижению своих осознаваемых или неосознаваемых целей. [ З. Фрейд 1989 ]
В настоящий момент проводятся многочисленные исследования негативного воздействия , которое фрустрация сотрудников оказывает на производительность организации. Доля фрустрированных работников в штате составляет от 20% и выше , что приводит к значительным потерям производительности ,кадрового потенциала и доходов . Об этом говорит исследование , проведенное Марком Роялом и Томом Эгнью.
Ключевым фактором снижения уровня фрустрации не только повышение вовлеченности сотрудников , но и предоставление им условий для успеха , т.е. возможностей для продуктивной работы. Сочетание вовлеченности и условий для успеха приводит к росту доходов и снижению текучести кадров . Кроме того в компаниях , которые работают над повышением вовлеченности своих сотрудников и в то же время предоставляют им условия для успеха , общий показатель увольнения сотрудников по собственному желанию ниже на 54%.[9][6]
«Фрустрация – это не проблема персонала. Это проблема организации»,-подчеркивает Том Эгнью, соавтор книги« The Enemy of Engagement» и старший консультант Hay Group- « Менеджеры должны чутко воспринимать все сигналы и озвучивать мнение фрустированных работников » Тремя основными источниками фрустрации являются :
- Плохая коммуникация , относительно целей и эффективности. Почти треть сотрудников указывают на то , что их менеджеры неэффективно доносят до коллектива их цели и задачи .
- Нехватка ресурсов : Треть сотрудников сообщает о том , что у них отсутствуют ресурсы и информация, необходимые для эффективного выполнения работы . Более половины сотрудников высказывают озабоченность по поводу непропорциональной численности штата на тех участках , где они работают .
- « Размытость » полномочий: 30% сотрудников указывают на то , что у них нет достаточных полномочий для эффективного выполнения работы , а более 40% считают , что потенциальные негативные последствия удерживают их от действий или принятия решений .
Основано на анализе информации из базы данных Hay Group Insight, которая содержит результаты анкетирования более , чем четырех миллионов сотрудников по всему миру.[10][6]
Итак можно кратко сформулировать степень влияния организационного стресса и фрустрации персонала :
- это спад продуктивности, снижение качества продукции и большое количество жалоб клиентов и , как следствие ,потеря прибыли предприятия.
Вывод: Из всего выше описанного можно сделать вывод о том , на сколько велико влияние стресса на отдельную личность и на работу организации в целом . Если упустить момент и во время не скорректировать состояние стресса у отдельно взятого индивидуума – это может в конечном итоге привести к психосоматическим заболеваниям, а возможно и к необратимым последствиям . Аналогична ситуация и на предприятиях: чем больше процент сотрудников, находящихся «в стрессе» , тем ниже становится производительность труда в организации в целом и , как следствие, происходит спад производства. Поэтому наиважнейшей задачей руководства предприятия является не допустить подобного хода событий .
ГЛАВА 2 НЕОБХОДИМОСТЬ ИННОВАЦИЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
2.1. Понятие инновации. Причины внедрения инноваций на производстве
Нововведения сопровождают человека в течение всей его жизни и нередко ставят в затруднительное положение, порождая стрессовые состояния . Однако без их реализации немыслим рост профессиональной компетенции.[11][15] К настоящему времени сложилась целая область знаний – инноватика. Инноватика определяется А.И.Пригожиным , как «новая область знаний, необходимых для более эффективных решений , задач интенсификации и ускорения – науки о нововведениях, которая стала формироваться в ответ на требования практики». Поиск психологических закономерностей освоения инноваций лежит в фокусе рассмотрения вопросов отношения индивида к новому . Однако до настоящего времени многие аспекты этой проблемы остаются мало изученными .[12][15]