Файл: Годовая бухгалтерская отчетность состав, содержание и порядок составления.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Нормативное регулирование порядка предоставления информации бухгалтерской годовой отчетности
1.2 Нормативное регулирование составления годовой бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
1.3 Основные требования раскрытия информации в бухгалтерской финансовой отчетности.
Глава 2. Порядок составления годовой бухгалтерской отчетности ОАО «КО «СладКо».
2.1 Влияние учетной политики на показатели и порядок составления годовой бухгалтерской отчетности.
2.2 Подготовительные работы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
2.3 Техника составления бухгалтерского баланса.
2.4 Техника составления отчета о прибылях и убытках.
2.5 Техника составления отчета об изменении капитала.
2.6 Техника составления отчета о движении денежных средств.
2.7 Приложение к бухгалтерскому балансу.
2.8 Содержание Пояснительной записки.
Глава 3. Оценка раскрытия информации.
3.1 Оценка раскрытия информации о доходах организации.
Учет товаров осуществляется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» от 09.07.2001 № 44н. Товары на ОАО «КО «СладКо» принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью материально — производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации)(Приложение 2 п. 17).
Незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактической стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, заработной платы, амортизации основных производственных фондов, затрат на энергоносители (Приложение 2 п. 12).
Учет готовой продукции осуществляется в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденного приказом МФ РФ от 09.06.2001 г. №44н по фактической себестоимости на счете 43 «Готовая продукция». В аналитическом учете движение готовой продукции отражается по стандартной (нормативно-плановой) себестоимости, утверждаемой Директором фабрики на год. Остатки готовой продукции на складе (или иных местах хранения) на конец месяца оцениваются по фактической себестоимости (Приложение 2 п. 16).
Финансовый результат определяется на счета 99 «Прибыли и убытки», 91 «Прочие расходы и доходы», 84 «Нераспределенная прибыль, непокрытый убыток».
Руководитель и главный бухгалтер ОАО УО «СладКо» избирают способ бухгалтерского учета, отвечающий главным образом целям налогообложения и требованиям налоговых органов к формированию информации. Отражают факты хозяйственной жизни в соответствии с требованиями, как нормативных бухгалтерских документов, так и налогового законодательства.
Порядок проведения инвентаризация на ОАО КО «СладКо» рассматривается в пункте 8 учетной политики. Согласно положений данного пункта инвентаризация имущества и финансовых обязательств организации в соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» с учетом Постановления Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 проводится в следующие сроки:
· инвентаризацию сырья, материалов, незавершенного производства в цехах, готовой продукции и товара – ежемесячно, по состоянию на 1-ое число месяца, следующего за отчетным месяцем;
· инвентаризацию сырья, материалов, на сырьевых складах – выборочно, ежемесячно, по состоянию на 1-ое число месяца, следующего за отчетным месяцем;
· инвентаризацию финансовых обязательств в соответствии с заключенными договорами не реже одного раза в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
· инвентаризацию основных средств — один раз в три года;
· инвентаризацию остальных активов – не реже одного раза в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Проводить обязательную инвентаризацию в следующих случаях:
· при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
· при смене материально ответственных лиц (на день приемки — передачи дел);
· при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
· в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями.
Проводить внеплановую инвентаризацию имущества на основании приказов Генерального директора или лица, на то уполномоченного. Инвентаризация осуществляется инвентаризационной комиссией. Перечень должностных лиц, участвующих в инвентаризации утверждается распоряжением по организации/структурному подразделению. Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в порядке, предусмотренном действующим законодательством (Приложение 2 п. 8).
2.2 Подготовительные работы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
В соответствии с законодательством перед составлением годового бухгалтерский отчета проводится инвентаризация имущества (основных средств, материалов, готовой продукции, товаров, денежных средств и т.д.), а также финансовых обязательств организации (дебиторской и кредиторской задолженности).
Инвентаризация имущества — это проверка фактического наличия имущества и их соответствие данным бухгалтерского учета.
Инвентаризация имущества и обязательств проводится с целью проверки фактического наличия ценностей и задолженности и их соответствия данным бухгалтерского учета для обеспечения достоверности данных бухгалтерской отчетности.
Инвентаризации подлежит не только имущество, принадлежащее организации на праве собственности, но ценности, отраженные на забалансовых счетах, права собственности, на которые организация не имеет (арендованные основные средства; товары, полученные на ответственное хранение; материалы, принятые в переработку и другие ценности).
Дата инвентаризации определяется руководителем организации по согласованию с главным бухгалтером (бухгалтером). Инвентаризация назначается на конец января или начало февраля нового года. Указанный срок устанавливается с целью выделения времени на подготовку необходимых для инвентаризационной комиссии документов и исправление ошибок в учете до сдачи годовой бухгалтерской отчетности (при выявлении таковых).
Перед проведением инвентаризации необходимо представить инвентаризационной комиссии все данные бухгалтерского учета об остатках на счетах имущества и обязательствах, содержащиеся в отчетах о движении материальных ценностей и регистрах бухгалтерского учета.
Данные бухгалтерского учета заносятся в инвентаризационные описи и акты (графа «По данным бухгалтерского учета«).
Инвентаризационная опись (акт) представляет собой сводный документ, отражающий результаты инвентаризации. При этом для каждого вида имущества оформляется отдельная форма. Формы инвентаризационных описей утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации« (с изменением от 27 марта № 26, 3 мая 2000г. № 36).
В ОАО «КО «СладКо» при инвентаризации основных средств в опись по форме № ИНВ-1 заносят их полное наименование, инвентарные номера и основные технические показатели (Приложение 4).
При выявления объекта основных средств, не учтенных в регистрах бухгалтерского учета, в описи делается запись о его наименовании, технических характеристиках и материалах, из которых он изготовлен, и данный объект принимается к бухгалтерскому учету по его рыночной стоимости с учетом его износа.
При инвентаризации материально-производственных запасов данные бухгалтерского учета по остаткам счетов материальных ценностей (материалы, полуфабрикаты, готовая продукция) ОАО «КО «СладКо» отражает в описи по форме № ИНВ-3. Данная опись составляется в двух экземплярах:
1) передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости;
2) остается у лица, ответственного за сохранность ценностей.
При инвентаризации наличных денежных средств и денежных документов пересчитывается вся денежная наличность в кассе и полученный результат сверяется с данными кассовой книги.
Данные инвентаризации денежных средств и денежных документов отражают в описи по форме № ИНВ-15. В акте комиссия указывает, сколько наличных денег, ценностей и других документов (марок, чеков, чековых книжек, путевок, авиабилетов, ценных бумаг) находилось в кассе в момент проведения ревизии.
Также проводится проверка расчетов. Результаты инвентаризации займов, кредитов, задолженности перед контрагентами ОАО отражает в акте по форме № ИНВ-17 и в специальной справке. Инвентаризация проводится на основании договоров, платежных документов, актов сверки расчетов, налоговых деклараций, авансовых отчетов и т.д. В процессе инвентаризации определяются сроки возникновения дебиторской и кредиторской задолженности и возможность ее погашения. При этом в акте инвентаризации отражают счета бухгалтерского учета, по которым числится задолженность, суммы согласованных и не согласованных задолженностей с дебиторами и кредиторами, суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности. Устанавливается срок исковой давности по каждой задолженности, который составляет три года с момента возникновения задолженности.
При выявлении в процессе инвентаризации задолженности с истекшим сроком исковой давности она подлежит списанию с баланса организации на основании приказа руководителя.
По завершении инвентаризации оформленные описи и акты передаются в бухгалтерию. В случае выявления расхождений между фактическими остатками материальных ценностей с остатками по данным бухгалтерского учета суммы отклонений переносятся в сличительные ведомости, которые также заполняются отдельно по каждому виду ценностей на основе типовых форм. Так, например, форма № ИНВ-18 отражает результаты инвентаризации основных средств, форма N ИНВ-19 — товарно-материальных ценностей и др. По данным этих ведомостей выявляются суммы излишков и недостач. При этом в определенных случаях допускается покрытие недостач излишками аналогичных материальных ценностей (пересортица).
После инвентаризации на основании данных ведомостей в бухгалтерский учет вносятся необходимые исправительные записи.
В процессе подготовки к составлению годовой бухгалтерской отчетности на ОАО «КО «СладКо» проводится реформацию баланса. Данная операция является такой же необходимой, как и инвентаризация.
Реформация баланса — это списание прибыли (убытка), полученной организацией за прошедший финансовый год.
Реформация баланса проводится с целью определения финансового результата финансово-хозяйственной деятельности ОАО за отчетный год, а также определения суммы чистой прибыли (убытка), полученной в течение отчетного года.
Реформация баланса проводится 31 декабря, после отражения в бухгалтерском учете последней хозяйственной операции организации.
ОАО «КО «СладКо» проводит реформацию баланса в два этапа:
1) закрытие счетов доходов, расходов и финансовых результатов деятельности организации (счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы») (Приложение 5);
2) включение финансового результата, полученного организацией за прошедший финансовый год, в состав нераспределенной прибыли или непокрытого убытка.
В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 доходы и расходы в бухгалтерском учете подразделяются на доходы и расходы по обычным видам деятельности, списываемые на счет 90 «Продажи» и прочие (операционные и внереализационные), списываемые на счет 91 «Прочие доходы и расходы«.
Финансовый результат по обычным видам деятельности отражается на счете 90 «Продажи». При этом к нему ОАО «КО «СладКо» открывает следующие субсчета:
90/1 «Выручка»;
90/2 «Себестоимость продаж»;
90/3 «Налог на добавленную стоимость»;
90/4 «Управленческие расходы»;
90/7 «Прибыль/убыток от продаж».
В конце отчетного финансового года 31 декабря ОАО закрывает все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи».
Данные операции проводятся следующим образом:
1) Дт 62 Кт 90/1 — 3577 876 тыс. руб. отражена выручка от продажи товаров.
Дт 90/3 Кт 68 — 379 234 тыс. руб. начислен НДС.
Дт 90/2 Кт 41 — 2 742 614 тыс. руб. списана себестоимость проданных товаров.
Дт 90/2 Кт 44 — 697 901 тыс. руб. списаны коммерческие расходы.
Дт 90/4 Ут 26 — 215 975 тыс. руб. списаны управленческие расходы.
Дт 90/7 Кт 99 — 135 853 тыс. руб. отражена прибыль от продаж.
2) Дт 90/1 Кт 99/7 — 4 171 577 тыс. руб. закрыт субсчет 90/1 «Выручка».
Дт 90/7 Кт 90/2 — 3 440 515 тыс. руб. закрыт субсчет 90/2 «Себестоимость продаж».
Дт 90/7 Кт 90/3 — 379 234 тыс. руб. закрыт субсчет 90/3 «Налог на добавленную стоимость».
Дт 90/7 Кт 90/4 — 215 976 тыс. руб. закрыт субсчет 90/4 «Управленческие расходы».
Дебетовые и кредитовые обороты по субсчетам счета 90 равны, и по состоянию на 1 января следующего года счет 90 будет закрыт и сальдо будет равно нулю.
Учет прочих доходов и расходов ведется на счете 91 «Прочие доходы и расходы», к которому открываются следующие субсчета:
91/1 «Прочие доходы»;
91/2 «Прочие расходы»;
91/3 «Налог на добавленную стоимость»;
91/8 «Сальдо прочих доходов и расходов».
Указанные субсчета также подлежат закрытию. Для этого проводятся следующие операции:
1) Дт 76 Кт 91/1 — 251 415 тыс. руб. начислены доходы по прочей деятельности.
Дт 91/3 Кт 68 — 10 090 тыс. руб. начислен НДС.
Дт 91/2 Кт 02, 76 — 643834 тыс. руб. отражены прочие расходы.
Дт 99 Кт 91/8 — 402 510 тыс. руб отражен убыток от прочей деятельности организации.