Файл: Разработка бизнес-плана организации гостеприимства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. В современных рыночных условиях любое предприятие, в том числе и предприятие в сфере туризма и гостиничного бизнеса, не может обеспечить высокую эффективность функционирования без постоянного и четкого планирования своей деятельности. При этом планирование деятельности предприятия предполагает анализ внешней среды предприятия, целевых рынков, положения на них конкурентов, расчет потребности на перспективу в финансовых, материальных, трудовых ресурсах, определение источников их получения и эффективности использования этих ресурсов в процессе работы предприятия. Планирование деятельности предприятия позволяет ему четко определить свои возможности и перспективы развития, снизить риск и повысить эффективность принимаемых управленческих решений. Одним из видов планирования на предприятии является бизнес - планирование, суть которого сводится к разработке и реализации бизнес - плана

Вопрос внедрения в практику предприятий индустрии гостеприимства и туризма элементов бизнес - планирования особенно актуален в связи с тем, что если раньше промышленные предприятия работали по планам, разработанным в отраслевых министерствах, то работу предприятий, связанный с туризмом и гостиничным бизнесом, никто не планировал. Эта сфера не рассматривалась как значимая отрасль народного хозяйства, в связи с чем, производство туристских и гостиничных услуг не являлось составляющим ВНП.

Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию бизнес-планирования гостиницы «Европа Отель».

Для достижения цели будут решены следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность понятий «бизнес-планирование» и «бизнес-план»;
  2. Охарактеризовать методику составления бизнес-плана;
  3. Дать общую характеристику гостиницы «Европа Отель»;
  4. Провести анализ структурно - функциональной деятельности, финансовых результатов, конкуренции, SWOT – анализ гостиницы «Европа Отель»;
  5. Разработать рекомендации по совершенствованию бизнес-планирования гостиницы «Европа Отель» и рассчитать эффективность предложенных мероприятий.

Объектом данного исследования является гостиница «Европа Отель».

Предметом исследования выступает бизнес-планирование гостиницы «Европа Отель».

Степень научной разработанности проблемы. Эмпирическую базу составили данные по структуре затрат и прибыли существующей гостиницы в Санкт-Петербурге. Исследование опирается на теоретические концепции по бизнес-планированию, отраслевому анализу и проблематике индустрии гостеприимства в трудах российских и зарубежных авторов: Н.Д. Стрекаловой, М.В. Виноградовой, О.Ю.Грачевой, M.E. Porter, C.S. Fleisher, G. Johnson, F. Kotler, B.J. Pine и др.


Теоретическая значимость курсовой работы заключается в том, что на основе полученных данных в ходе исследования расширяются представления о бизнес планировании в гостиничном сервисе.

Практическая значимость. Практическая значимость курсовой работы связана с актуальностью рассматриваемой темы для работника гостиничного предприятия, для внедрения полученных знаний и рекомендаций по совершенствованию бизнес-планирования гостиницы Методы и методики исследования, применяемые во время написания данной работы: наблюдение, анализ, сравнение, обобщение, анкетирование.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования в туристской и гостиничной индустрии

1.1 Сущность бизнес-плана в гостиничном бизнесе

Бизнес - планом называется экономическая программа эффективного управления предприятием, которая включает меры по развитию производства и продаж конкурентоспособной продукции, а также вы- работку рыночной стратегии хозяйствования, обеспечивающую их эффективную реализацию [18].

Бизнес - план является «лабораторной работой», которая позволяет воссоздать фирму, не подвергаясь рискам. Другими словами, он необходим, чтобы симулировать будущее фирмы и принимать решения [23, c .10].

Бизнес - план гостиничного предприятия должен быть создан для выживания и процветания отеля на рынке услуг. Целью любого бизнес - плана является желаемый результат деятельности, достигнутый на данном пространстве в пределах некоторого интервала времени, то есть «здесь и сейчас».

Задача бизнес - плана – обоснование концепции предпринимательского (коммерческого) предложения, технической возможности и экономической целесообразности бизнеса, характеризующегося набором количественных данных или параметров результата, определенного целью [16, c .35].

Андрес Бакера в руководстве по созданию бизнес - планов справедливо указывает, что задачей данного документа стоит определение социальной, экологической и экономической эффективности предлагаемого предприятия [20, c .7].


Самыми значимыми для индустрии гостеприимства типами планов, являются:

1. Инвестиционные бизнес - планы;

2. Планы вновь организующихся объектов;

3. Бизнес - планы нового продукта или нового вида деятельности [21, c .5].

Составление бизнес - плана на любом предприятии сервиса сильно отличается от этого же процесса на предприятиях, производящих и реализующих товары. Существуют особенности рынка услуг: высокая динамичность рыночных процессов, территориальная сегментация, высокая скорость воспроизводства капитала, чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры.

Также существует ряд особенностей, которые присущи гостиничным предприятиям:

1. Сильная зависимость результатов хозяйственной деятельности гостиницы от колебаний спроса на услуги. Большая часть затрат гостиницы постоянна, это составляет около 50-70% от всех затрат

2. Низкая эластичность предложения. Гостиничный комплекс не способен резко изменить ассортимент предоставляемых услуг, свою направленность т.к. в структуре фондов преобладают основные (оборудование, здания, мебель, сооружения)

3. Непрерывность процесса предоставления гостиничных услуг. Данная особенность сильно затрудняет процесс планирования деятельности и управление предприятием, но она является самой главной, отличающей гостиницы от других предприятий сервиса. Из этого следует, что график работы персонала строится по многосменному режиму работы, а такая информация должна быть отражена в экономических расчетах. Также необходимо учитывать и другие особенности и факторы, влияющие на гостиницы. Главным фактором, оказывающим влияние на отели, является сезонность.

Ещё одним фактором, который должен быть спланирован, связан с сильным эмоциональным напряжением работником гостиницы, которые вызваны наличием постоянного контакта с клиентом, сменным графиком работы и другими специфическими условиями.

Важно понимать, что при разработке бизнес - плана отеля ориентиром работы должна быть комплексность обслуживания клиента. Она предполагает сосредоточение в одном месте разнообразного ассортимента услуг. Их ассортимент может быть очень широким, ведь очень малое количество гостиничных предприятий предоставляют лишь те услуги, которые требует от них ГОСТ Р 51185- 2014, почти все гостиничные предприятия стараются предоставить потребителю наиболее полный спектр услуг. Каждый вид услуг требует отдельного маркетингового исследования, определения необходимого технического оснащения, изучения рынка кадров для подбора высококлассных специалистов, проектирования места расположения в гостиничном комплексе.


Кроме того, принцип комплексности требует планирования координации персонала служб отеля. Это требование должно выполняться при построении в бизнес - плане организационной структуры гостиницы.

Специфика бизнес - плана напрямую зависит от размера номерного фонда гостиницы, ведь необходимо учесть обеспечение минимума затрат на содержание отеля с целью извлечения планируемой прибыли. Особенности бизнес - планирования, представленные в данном разделе, являются значимыми, выделяют гостиничную индустрию, они должны быть известны предпринимателю, вступающему в гостиничный бизнес для принятия верных управленческих решений.

1.2 Методика составления бизнес-плана

Учебное пособие по бизнес-планированию Н. Д. Стрекаловой предполагает использование следующих структурных элементов бизнес-плана (таблица 1) [13, c. 133]. Характеристика структуры и основных статей бизнес-плана (Приложение 1)

Рассматривая ситуацию создания новой фирмы, отметим, что процесс бизнес-планирования проходит путь от простой идеи занятия бизнесом до сформулированной бизнес-идеи, в идеале, привносящей новую ценность для стейкхолдеров (не обязательно только для потребителей, ведь зачастую создание предприятия даёт развитие инфраструктуры и территорий и др. эффекты). Определяется список первостепенных целей, достижению которых посвящена общая стратегия организации. Стратегический замысел подчиняет и определяет форму бизнес-модели – набора конкретных бизнес-процессов, связки предприятия с поставщиками ресурсов и клиентами и дающую представление о структуре затрат и выручки. Далее проектируется внутренняя среда предприятия (ресурсный подход), когда производственные возможности и набор компетенций соотносится с требованиями рынка в контексте поиска конкурентного преимущества на рынке [18, с. 101].

Далее, на основании доступных фирме ресурсов строится маркетинговая стратегия, адекватная существующим практикам. Определение ближайших конкурентов позволит новичку применить зарекомендовавшие себя подходы, а понимание искомой аудитории позволит произвести охватывать больше ключевых клиентов, а не представителей иных сегментов. На следующем этапе производятся расчёты, связанные с описанными в бизнес-модели процессами: определяется потребность в оборудовании, обосновывается штатный состав предприятия, описываются места и причины порождения затрат: обрисовывается архитектура и размер организации, адекватная её деятельности и планам развития. Наконец, определяется политика использования материалов, рассчитывается план производства и распределение реализации продукции [6, c.156-157].


На завершающем этапе составления бизнес-плана становится понятно, насколько проектируемый бизнес является технически выполнимым, а также какое место он стремится занять в отраслевой цепочке ценности. Остаётся дать характеристику его эффективности как проекта: расчёт основных финансовых показателей даёт возможность судить о коммерческой привлекательности проекта. Конечным итогом создания грамотного бизнес-плана является признание проекта оригинальным, выполнимым и привлекательным для инвестиций [9].

Во время разработки раздела бизнес - плана гостиничного предприятия, посвященного видам услуг прорабатываются следующие важнейшие моменты:

1. Определяются потребности потребителей, которые удовлетворяют предполагаемые услуги;

2. Выделяются отличия данных гостиничных услуг от конкурентных продуктов; Также обращают внимание на их преимущества, призванные привлечь гостей;

3. Создатель бизнес - плана обосновывает, почему выбраны именно данные услуги, а также время и место реализации проекта;

4. Описывается жизненный цикл продукта. При описании маркетинговой стратегии необходимо указать причины выбора конкретной стратегии, объяснить, насколько она выполняема, привести аргументы уместности данной стратегии в контексте деятельности конкурентов.

В разделе «План деятельности» бизнес - плана представляются следующие данные:

1. Указывают основные виды служб гостиницы, их функции, требуемые площади и оборудование. Для новых предприятий, которые не имеют площадей, проводят расчет требуемой площади. Эти данные также удобно представить в виде таблицы.

2. Выполняются расчеты плана продаж номеров гостиницы и дополнительных услуг. Объем продаж услуг гостиницы определяется результатами процесса планирования и маркетинговых исследований.

В разных таблицах отражается план продаж гостиничных услуг, план продаж дополнительных услуг гостиницы (представляются в виде таблицы, с рас- четом по месяцам). Также приводится планируемый график загрузки номерного фонда гостиницы в различные периоды времени.

3. В плане деятельности также указывается фонд оплаты труда персонала и расчет этих показателей в связи с оказываемыми услугами. В заключительном этапе рассчитываются планируемые издержки. При расчете их разделяют на постоянные и переменные. К постоянным для гостиницы затратам относится амортизация основных фондов, коммунальные платежи, оплата услуг связи, страховые взносы, реклама и др. Переменные затраты включают в себя средства для уборки, расходы на электроэнергию, расходы на продукты для ресторана.