Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 2645
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты формы государственного устройства
1.1 Исторические аспекты развития форм государственного устройства
1.2 Понятие и виды форм государственного устройства
Глава 2 Анализ унитарной и федеративной формы государственного устройства
2.1 Характеристики унитарной формы государственного устройства
2.2 Общая характеристика, признаки, принципы федеративного устройства государства
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. На сегодняшний день общепризнанным является факт того, что государство выступает в качестве центрального политического института, образование которого является неизбежным следствием эволюции общества. Исследование формы государства никогда теряло своей актуальности и не теряет и по сей день, что обусловлено непростой политической и экономической обстановками, в которых пребывает не только наша страна в частности, но также и другие государства.
Территориальная организация государственной власти является одной из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлению регионов к большей самостоятельности.
Всякие перекосы в сфере государственного устройства достаточно опасны. Безмерное усиление федеральной власти, неправомерность действий центра по отношению к регионам - путь к централизму и унитаризму. Результатом же безграничной самостоятельности могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности.
Вопрос государственного устройства - это глобальная проблема. Каждое из государств имеет ту или иную форму государственного устройства. Она весьма подвижна и сложна. Есть стабильные государства - с устойчивой структурой, с оптимальной формой государственного устройства, а есть быстро образованные, "искусственно" созданные, проблемы которых, как правило, ведут к политической напряженности в регионе, к вооруженным столкновениям (пример Югославии).
Для России форма государственного устройства особенно актуальна в силу исторических и национальных причин. Она прошла эволюцию своего становления от объединения единоплеменных территорий, добровольного или насильственного присоединения народов до образования Российской империи, Советского Союза и их распада.
Объектом данного диссертационного исследования является форма государственного устройства как социальное, общеправовое явление.
Предмет исследования составляют различные модели формы государственного устройства.
Цель - исследовать формы государственного устройства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть понятие формы государственного устройства;
-изучить выделяемы в доктринальной литературе формы государственного устройства;
-проанализировать особенности форм государственного устройства.
При исследовании был использован общефилософский диалектический метод научного познания. Кроме того, были использованы частнонаучные методы, а именно: историко-правовой, системно-структурный, формально-логический и др.
Теоретической основой являются труды Анненкова В.Г., Гельдибаев М.Х., Касаткина Н.А. , Казаков В.Н. , Матузов Н. И. , Пинясова Е.Л., Баранов А.В. , Салманов Д.Х., Иналкаева К.С., Фомина Н. А. и других авторов представленных в списке использованных источников.
Указанные выше цель и задачи исследования обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1 Теоретические аспекты формы государственного устройства
1.1 Исторические аспекты развития форм государственного устройства
Исторические аспекты развития форм государственного устройства Унитарное государство является самой распространенной формой в современном мире, определяется единством конституции и системы высших органов власти государства, высоким уровнем централизации управления всех структурных административно-территориальных единиц (областей, департаментов, районов и др.)[1] при отсутствии у них политической независимости. Примерами унитарных государств являются Франция, Финляндия, Япония. До 1918 года Российская империя также была унитарным государством.
На данный период времени в нескольких унитарных странах Испании, Великобритании, Италии, Финляндии, Дании существует административная независимость для определенных территорий. Так, в составе Великобритании ограниченную автономию имеют Северная Ирландия и Шотландия. До XX века, исторически более часто прелюладала унитарная форма государственного устройства, но само понятие «унитарное» появляется (XIX в.) и является антонимом термина «федеративное».
Как примеры исторических унитарных государств, можно выделить деспотии Древнего Востока, полисы Древней Греции, Римскую империю. На территории распавшейся Римской империи, в течение долгого времени (Средневековья), существовало большое количество мелких областей, которые время от времени объединялись в рыхлые крупные «империи», но одинаково легко распадались, как и образовывались. К унитаризму тянулись правители как мелких, так и крупных образований. Начиная с эпохи Возрождения (XIV в.), продолжаясь в Новое Время (конец XVI конец XIX вв.), складывались крупные унитарные государства в Европе. Они доказывали свое превосходство перед временными «союзами» мелких государств. Самым первым эту тенденцию узрел и рассмотрел Никколо Макиавелли в своих классических политических трактатах «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия». На примере своей родины, трагически раздробленной Италии, он однозначно был на стороне (унитарного) государства (на примерах Испании, Франции, Турции). Его домыслы подтвердились.
Такие государства, как Франция, Великобритания, Нидерланды, Испания представляли из себя ведущие унитарные государства и продолжительное время решали судьбы мира. Они, представляя из себя мощные унитарные государства - захватили ресурсы практически всей планеты и превратились в колониальные империи.
Факторы, способствующие складыванию унитарного государства[2]:
1. Мощная внешняя угроза и признание населением общности перед давлением внешнего врага. Общность перед «вызовом истории» (Испания, древний Рим в XV—XVI вв.)-национальная гордость победителей, сплоченность и осознание общих завоевательных задач.
- Удобство мощного унитарного государства для создания единого экономического пространства для ведения экономической деятельности. Они включают: территориальную специализацию (разделение труда); единство и богатство ресурсов; отсутствие внутренних таможенных барьеров единство налогообложения; единую валюту; защиту от внешней экономической экспансии (протекционизм в отношении отечественной экономики); единое правовое поле в экономике; общие выгоды от использования колоний.
- Однородность населения или значительное преобладание одного культурно-исторического и национального типа населения, что включает в себя: единство языка (схожесть диалектов и языков); единство истории (одинаковые, по происхождению, мифы, схожие герои, одинаковые периоды истории, единые трагические нити и героические подвиги, похожесть массового поведения, единство мировосприятия и миропонимания, схожие подсознательные иррациональные стороны и рациональные рассуждения, признание ведущей религии-религиозное единство, что приводило к образованию неантагонистических религий.
Важным является и еще один признак, который, является одним из составляющих менталитета, но из-за особой важности может быть специально выделен. Это исторически сложившаяся устойчивая привычка «уважения» к власти, к элите всех видов, умение добровольно ей подчиняться, понимание не только своей пользы, но и общей. Такое качество можно назвать уровнем политической культуры, что совсем необязательно впрямую связано с общим уровнем культуры.
Примером является Римская империя или Древний Китай. С развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран и других форм государственного устройства федераций и конфедераций.
Конфедерацией признается временный правовой союз независимых государств, образованный с целью обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют личные суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах).
Конфедерация (confederation) до 1787 г. была общепризнанной формой федерализма. При таком устройстве, как конфедерация объединившиеся государства образуют союз, но в особенной степени сохраняют свои законодательные полномочия и суверенитет. Они контролируют центральное правительство, устанавливая и поддерживая постоянный контроль, которое может достичь уровня обычных граждан. Для того, что бы покинуть состав конфедерации не требуется согласия всех членов, данное право прописывается при заключении первичного конституционного соглашения. Примером таких конфедерация могут служить Республика Соединенных провинций и Ахейских союз.
Д. Дж. Элейзера считает Европейский Союз лучшим примером современной конфедерации. При этом конфедерация отличается и от других подвидов федерализма, таких как: ассиметричные взаимоотношения между федерированным государством и более сильной федеративной державой. В таком случае основой поддержания союза является сохранение федерированным государством полной внутренней автономии при отказе от других форм участия в управлении федеративным образованием. В Соединенных Штатах Америки данное устройство называется «содружеством» («commonwealth»). Именно таким образом построены взаимоотношения этой страны с Пуэрто-Рико и Гуамом. Не стоит забывать, что если рассуждать подобным образом, то и СНГ также вписывается в эту систему как взаимоотношения Российской Федерации с другими бывшими республиками СССР и отсюда понятен отказ многих бывших республик принимать участие в содружестве, где ведущей державой является Российская Федерация. Ведь, абсолютно ясно, что такое содружество урезает права и вес меньшего государства. При позиционировании СНГ как конфедерации, было бы все намного проще и логичнее и политической стороны.
Сторонники точки зрения о несамодостаточности конфедеративного устройства апеллируют к тому, что традиционно создание конфедерации исторически предшествовало ее перерастанию в федерацию или ее распаду на отдельные самостоятельные государства. Правовой основой для конфедерации обычно служит союзный договор. Конфедерацией было образование, сложившееся в 1776 г. в Северной Америке на месте бывших английских колоний. В конфедеративных отношениях находились кантоны Швейцарии до 1848 г. Принятие в 1787 г. конституции США и в 1848 г. Конституции Швейцарии фактически означало преобразование этих конфедераций в федерации. Новая Конституция Швейцарии, вступившая в силу 1 января 2000 г., сохранила термин «конфедерация», хотя в российской и зарубежной юридической литературе Швейцария определяется как типично децентрализованное федеративное государство.
Формирование и эволюция идей и институтов федерализма имеют многовековую историю[3]. Прообразы федеративных образований имелись на Древнем Востоке, в Древней Греции и Древнем Риме, в средневековой Европе. В современном смысле федерализм связан с возникновением буржуазного общества и национального государства. Одной из первых федераций была Республика Соединенных Провинций Нидерландов, основанная в 1579 г., а в 1585 г. в силу ряда причин прекратившая свое существование. Наиболее старой из всех существующих федераций являются США, созданные на основе Конституции 1787 г.
Основателем теории федерализма считается И. Альтузиус (1562-1638), который разработал федеральную теорию народного суверенитета. Он обосновывал идею, согласно которой образование государства представляет собой процесс объединения, распространяющийся на все уровни социально- политической организации - от семьи, цеха, гильдии, церковного прихода до провинции и государства. Государство характеризовалось как союз общностей, иерархически возвышающийся над меньшими по размерам общностями или союзами, связанными между собой прямо или косвенно особым соглашением.
Теория и практика федерализма в течение двух-трех столетий претерпела существенные изменения. Большую популярность идеи федерализма получили во второй половине XIX в. и в XX в., когда интенсифицировались процессы образования современных национальных государств. Французский политик и социолог XIX в. П. Ж. Прудон даже предсказывал, что "XX век откроет эру федераций". Французский социолог Р. Арон рассматривал федерализм как единственный пригодный в сегодняшней ситуации принцип построения государства.
Период 15-17 веков вошел в историю под наименованием периода централизованного государства, называемого еще Русским (Московским) государством, Московской Русью. По форме устройства государства Россия того периода времени является типичным централизованным государством на унитарной основе. Только в 1654 году в структуре России формируется первая национальная политическая автономия - это Украина. Однако это уже был период заката Московского государства, преддверие принципиально новой стадии в российской истории - Российской империи.
Идея объединения стран и народов возникла много веков назад, но реально федерализм в современном его понимании насчитывает чуть более двух веков[4]. Впервые потребность теоретического осмысления проблем федерализма с политических и правовых позиций применительно к конкретной политической ситуации возникла при образовании Соединенных Штатов Америки.