Файл: Формы государственного устройства ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 2646

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Создание конституционных федераций осуществляется в результате актов государственной власти. Их учреждение происходит обыкновенно посредством принятия конституции, либо поправок к конституции (в 1956 г. - Индия, в 1993 г. - Бельгия).

Одновременно с этим, по мнению сторонников данного разделения, является невозможным постановка непреодолимого рубежа между договорными и конституционными федерациями. Создание федераций в США, Швейцарии, Германии и в некоторых других странах носило главным образом договорно-конституционный характер.

В отношении моделей федерализма следует отметить уместность их классификации, которая основана на культурных особенностях и геополитических свойствах государства. Посредством такого принципа классификации моделей федерализма объясняется причина многообразия форм федеративного устройства государства: становится очевидным, что не все государства, которым является свойственной федеративная форма государственного устройства, осуществляют применение единых принципов построения федерации. Помимо этого, не каждое государство может становиться федерацией, и восприятие подобной формы государственного устройства одним народом может осуществляться в качестве ценности и блага, а другим в качестве произвола.

В теоретическом плане посредством рассмотрения видов федерации и моделей федерализма с изложенных позиций, в первую очередь, происходит уменьшение путаницы, сформированной в настоящий момент в интерпретации таких явлений, осуществляется раскрытие феномена федерализма в сущностном аспекте; во вторую очередь, появляется возможность каждому из них обладать своими предметами и целями исследования, вследствие чего является возможным наилучшее понимание явления, выступающего в качестве одного из популярнейших и перспективных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, следует понимать государственное устройство как внутреннюю территориальную организацию государства, то есть способ его разделения на территориальные образования и систему взаимоотношений между центральной властью государства и территориальными образованиями.

Наиболее распространенным является выделение двух форм государственного устройства: унитарной и федеративной. Кроме того, можно констатировать, что бесспорными формами государственного устройства следует признать унитарную и федеративную, все остальные формы являются предметом научных дискуссий.


Федеративная форма государственного устройства предполагает организацию государственной власти, сопровождаемую учреждением центрального правительства усилиями самоуправляющихся территорий посредством передачи некоторого ряда полномочий.

Унитарное государство - это единое государственное образование. Для унитаризма характерно существование единой конституции для всей страны и отсутствие деления на административно-территориальные части.

Конфедерация - это временный союз государств, созданный для достижения определенной цели.

По моему мнению, дальнейшая модернизация государственно- территориального устройства России будет основываться на федеративных началах организации публичной власти в сочетании с принципами централизации и равноправия конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.

Федеративное государство является суверенным государством, объединяющим территорию своих субъектов на договорной или конституционной основе. Управление в федеративном государстве основано на дуализме государственной и правовой системы, проявляющегося в разделение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами, которое основано на федеральных законах и договорах между федерацией и ее субъектами. Но федерация всегда имеет приоритет осуществления государственной власти на своей территории.

В ходе данной работы было проанализировано большое количество литературных источников.

Большинство из всех существующих в современное время государств являются унитарными по форме государственного устройства. Это объясняется тем, что такое государство является эффективно управляемым и наилучшим образом обеспечивает государственное единство.

В связи с этим существуют и разные определения унитарных государств. Все известные определения унитарных государств можно подразделить на две самостоятельные группы по критерию включения в состав унитарного государства автономии.

К первой группе следует отнести авторов, которые считают, что автономии не входят в состав унитарного государства, ко второй – авторов, указывающих на наличие возможности существования автономии наравне с административно-территориальными единицами, а к третьей – исследователей, которые причисляют к разновидности унитарного государства страны, полностью состоящие из автономий, то есть региональные государства.

Федерация - это самая молодая и самая прогрессивная форма государственно-территориального устройства.


Большую популярность идеи федерализма получили во второй половине XIX и в XX в., когда интенсифицировались процессы образования современных национальных государств. К XXI в. большинство государств выбрали федеративную форму государственного устройства, хотя все они значительно отличаются друг от друга. В теоретическом плане рассмотрение видов федерации и моделей федерализма с изложенных автором позиций, во- первых, уменьшает путаницу, сложившуюся на сегодняшний день в интерпретации данных явлений, способствует раскрытию феномена федерализма в сущностном аспекте; во-вторых, дает возможность каждому из них иметь свои предмет и цели исследования, что поможет лучше понять явление, которое остается одним из самых популярных и перспективных.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 439
  2. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005)"О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"//"Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4916.
  3. О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 11.01.1999. - № 2. - Ст. 231.
  4. Анненкова В.Г. Федерация как форма государственного устройства: содержание и основные проявления//Базис. 2017. № 2 (2). С. 23-26.
  5. Астапова А.С., Хорунжая А.Н. Характерные черты федеративного государства//В сборнике: Поколение будущего: Взгляд молодых ученых - 2018 Сборник научных статей 6-й Международной молодежной научной конференции: в 4 томах. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2018. С. 23-25.
  6. Белоконь Е.С. Федерализм как форма государственного устройства//Современные научные исследования и разработки. 2017. № 4 (12). С. 36-38.
  7. Гелиева И.Н. К вопросу о понятии формы государства и ее структуре//Кубанское агентство судебной информации PRO-SUD-123.RU: Юридический сетевой электронный научный журнал. 2018. № 1 (4). С. 8-19.
  8. Гельдибаев М.Х., Касаткина Н.А. Теоретические аспекты унитарной формы государственного устройства//Мир юридической науки. 2017. № 12. С. 12-20.
  9. Гельдибаев М.Х., Касаткина Н.А. Форма государственного устройства: подходы к определению терминологии//Образование и право. 2018. № 12. С. 56-62.
  10. Енсаев И.Ш., Чернова Э.Р. К вопросу о форме современного российского государства//Colloquium-journal. 2019. № 5-6 (29). С. 14-15.
  11. К ревизии форм государственного устройства//В книге: Идеологическое противостояние в России Папаяни Ф.А. Москва, 2018. С. 201-208
  12. Казаков В.Н. Теория государства и права : учебник/научн.ред. Р.В. Шагиева, - Изд-во РААН, 2015.-362с.
  13. Костуганова М.Б. Становление федеративной формы территориально-государственного устройства в российском государстве//Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. Т. 2. № 5 (33). С. 390-393.
  14. Куканов А.З. Классификации форм государственного устройства//Правовая жизнь. 2017. № 2 (18). С. 5-12.
  15. Куканов А.З. Понятие и основные признаки унитарной формы государственного устройства//Правовая жизнь. 2018. № 2 (22). С. 69-77.
  16. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник. /М. Н. Марченко. -М.: Проспект. - 2017. - 640 с.
  17. Матузов Н. И. Теория государства и права: учебник. /Н. И. Матузов, А. В. Малько. - М.: Юристъ. - 2016. - 512 с.
  18. Медведев Н.П. К вопросу о территориальной организации власти и форме государственного устройства//Региональное и муниципальное управление: вопросы политики, экономики и права. 2017. № 1-2 (6-7). С. 5-15.
  19. Минчева Я.А. Формы правления и типы государственного устройства//В сборнике: приоритеты и тенденции управления бизнес-процессами в структуре информационных систем Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. Даугавпилсский университет, Латвия , Белорусский государственный институт проблем культуры, Беларусь , Физико-технический институт, Таджикистан и др.. 2019. С. 281-284.
  20. Пинясова Е.Л., Баранов А.В. Проблема суверенитета унитарных государств//В сборнике: Юридическая наука в XXI веке Сборник научных статей по итогам работы международного круглого стола. 2018. С. 54-55.
  21. ПлатоновВ. М. Федерализм как социальная основа государственного устройства//Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 2 (75). С. 24-28.
  22. Пронищев И. Федерация как форма государственного устройства//В сборнике: Основные тенденции развития государственного управления и местного самоуправления в РФ Сборник статей четвертой студенческой научной конференции. 2017. С. 110-116.
  23. Савинов Д.М., Петров Н.А., Кошкаров В.С. Формы правления и типы государственного устройства//Проблемы науки. 2019. № 2 (38). С. 83-84.
  24. Салманов Д.Х., Иналкаева К.С. История становления и развития государственного устройства России//В сборнике: актуальные проблемы истории чечни: взгляд молодых Материалы Городской студенческой научно-практической конференции. Грозный, 2019. С. 138-141.
  25. Сиушкин А.Е., Пузарин Р., Рамазанова А. К вопросу о понятии "конфедерация" в современном научном дискурсе//В сборнике: Многосоставные государства: опыт и перспективы развития Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. под ред. А. Д. Гулякова.. Пенза, 2019. С. 55-59.
  26. Скорик А.П., Невесёлов А.А. Империя как форма государства: концепт и российский дискурс//Северо-Кавказский юридический вестник. 2019. № 2. С. 15-28.
  27. Снетков В. Н. Соотношение понятий «форма» и «тип» государства в современных условиях // Проблемы права в современной России: Сборник статей международной межвузовской научно-практической конференции. СПб. : Изд-во СПбГПУ.- 2014.- С.151-154
  28. Фомина Н. А. К вопросу о типологии современных моделей федерации // Правовая система России. Этапы становления: Сборник статей международной студенческой межвузовской научнопрактической конференции. СПб. : Изд-воСПбГПУ. - 2015. - С. 95-96.
  29. Чиркин В. Е. Современное государство: монография - М.: Юристъ. – 2016. - 330 с.

  1. Гелиева И.Н. К вопросу о понятии формы государства и ее структуре//Кубанское агентство судебной информации PRO-SUD-123.RU: Юридический сетевой электронный научный журнал. 2018. № 1 (4). С. 14

  2. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник. /М. Н. Марченко. -М.: Проспект. - 2017. С. 89

  3. Фомина Н. А. К вопросу о типологии современных моделей федерации // Правовая система России. Этапы становления: Сборник статей международной студенческой межвузовской научнопрактической конференции. СПб. : Изд-воСПбГПУ. - 2015. - С. 95

  4. Снетков В. Н. Соотношение понятий «форма» и «тип» осударства в современных условиях // Проблемы права в современной России: Сборник статей международной межвузовской научно-практической конференции. СПб. : Изд-во СПбГПУ.- 2014.- С.153

  5. Савинов Д.М., Петров Н.А., Кошкаров В.С. Формы правления и типы государственного устройства//Проблемы науки. 2019. № 2 (38). С. 84

  6. Казаков В.Н. Теория государства и права : учебник/научн.ред. Р.В. Шагиева, - Изд-во РААН, 2015. С. 216

  7. Чиркин В. Е. Современное государство: монография - М.: Юристъ. – 2016. С. 87

  8. Медведев Н.П. К вопросу о территориальной организации власти и форме государственного устройства//Региональное и муниципальное управление: вопросы политики, экономики и права. 2017. № 1-2 (6-7). С. 11

  9. Куканов А.З. Классификации форм государственного устройства//Правовая жизнь. 2017. № 2 (18). С. 9

  10. Пинясова Е.Л., Баранов А.В. Проблема суверенитета унитарных государств//В сборнике: Юридическая наука в XXI веке Сборник научных статей по итогам работы международного круглого стола. 2018. С. 55

  11. Снетков В. Н. Соотношение понятий «форма» и «тип» государства в современных условиях // Проблемы права в современной России: Сборник статей международной межвузовской научно-практической конференции. СПб. : Изд-во СПбГПУ.- 2014. С.151

  12. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник. /М. Н. Марченко. -М.: Проспект. - 2017. С. 245

  13. Гельдибаев М.Х., Касаткина Н.А. Теоретические аспекты унитарной формы государственного устройства//Мир юридической науки. 2017. № 12. С. 16

  14. Куканов А.З. Понятие и основные признаки унитарной формы государственного устройства//Правовая жизнь. 2018. № 2 (22). С. 73

  15. Савинов Д.М., Петров Н.А., Кошкаров В.С. Формы правления и типы государственного устройства//Проблемы науки. 2019. № 2 (38). С. 84

  16. Костуганова М.Б. Становление федеративной формы территориально-государственного устройства в российском государстве//Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. Т. 2. № 5 (33). С. 392

  17. Чиркин В. Е. Современное государство: монография - М.: Юристъ. – 2016. С. 83