Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 2643
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты формы государственного устройства
1.1 Исторические аспекты развития форм государственного устройства
1.2 Понятие и виды форм государственного устройства
Глава 2 Анализ унитарной и федеративной формы государственного устройства
2.1 Характеристики унитарной формы государственного устройства
2.2 Общая характеристика, признаки, принципы федеративного устройства государства
Современная литература главным образом выделяет 3 ключевые формы государственного устройства: унитарное, федеративное, конфедеративное. Наиболее правильно выделять 2 формы государства: унитарную и федеративную. Остановимся подробней на федеративной форме.
Федерация рассматривается в качестве единого союзного государства, которое состоит из двух субъектов, признающихся в качестве самостоятельных государственных образований. В качестве них могут выступать следующие: штаты, республики, кантоны, земли, провинции и т.д. Следует отметить частичное обладание субъектами федерации государственным суверенитетом, частичного делегирования его центральным органам федерации, в границах которых есть собственное административно-территориальное разделение. В субъекты федерации могут включаться территориальные и экстерриториальные автономии.
В территориальных федеративных образованиях может происходить совмещение базового видового статуса субъектов федерации с иными статусами, которыми охватывается лишь часть образований, выступающих в качестве носителей статуса субъектов федерации.
Система высших органов государственной власти представлена на федеральном (федеральные органы и региональном уровнях (органы субъектов федерации). Федеральными органами осуществление властных полномочий происходит на всей государственной территории, а органами субъекта федерации лишь в границах субъекта. Вследствие этого необходимо разделять полномочия и предметы ведения между федеральными и региональными органами, осуществление такого разграничения производится в соответствие с государственной конституцией, либо на основании федерального договора. Однако в данном случае также имеются некоторые особенности: в отдельных государствах, (например, в Бразилии, Мексике, Канаде) нормативно-правовой акт содержит только исключительные компетенции федерального центра и исключительные компетенции субъектов федерации. В то время как, к примеру, в ФРГ, Индии, нашей стране в этом акте не только осуществляется разграничение исключительной компетенции федеральных и региональных органов, но и производится обозначение вопросов совместной компетенции субъектов и центра.
Государственная территория государства представлена территорией всех субъектов государства. Исключения представляются возможными только в случае вхождения в состав не только субъектов, но и таких территориальных образований, как федеральные округа, владения, территории и др.
В федеративном государстве одновременно действует комплекс общефедеральных нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов субъектов федерации при условии отсутствия противоречия актов местных органов общегосударственным законам.
Главным образом в федеративном государстве отмечается функционирование двухпалатного парламента, где в верхней палате находятся представители субъектов и на федеральном уровне осуществляют отстаивание собственных региональных интересов.
Федерализм в соответствие со своим определением рассматривается в качестве наиболее демократической формы государственного устройства по сравнению с унитаризмом, и главным образом у федераций отмечается республиканская форма правления. Но с некоторыми исключениями. К примеру, Объединенные Арабские Эмираты, в соответствие со своим названием, являются федерацией монархий, и избрание одного из монархов- эмиров осуществляется главой такого государства. В качестве монархий выступают следующие федерации: Бельгия, Канада, Австралия, однако организация субъектов таких федераций осуществлена в соответствие с республиканским типом.
Существует тесная взаимосвязь между терминами «федерализм», «федерация» и «федерализация»[16] посредством отражения всевозможных аспектов одного понятия. Происхождение таких терминов от латинского слова feodus, означающего согласие, т.е. построение отношений между людьми осуществляется в соответствие с взаимными обязательствами. Суть терминов заключается в идее добровольного соглашения, которое выступает в качестве предпосылки надежности гражданских институтов. Имеется мнение, что «зарождение политического федерализма произошло практически из «федеральной теологии», возникшей на основе католического социального учения (принцип субсидиарности). В качестве другого источника федеральной теологии выступал европейский протестантизм, который был перенесен переселенцами - главным образом, пуританами и кальвинистами - на Североамериканский континент. Федерализм представляет собой одну из двух форм территориальной государственной организации, которая предполагает предполагающая сложнейший, союзный характер государства, а также организацию политического движения за федеративное устройство. Федерация (фр. federation, от позднелат. federatio - объединение, союз) рассматривается в качестве государства, которое состоит из объединенных в единое государственное целое отдельных самостоятельных государств. Федерализация представляет собой конституционную реформу, направленность которой выражается посредством перехода от унитарного государственного устройства к федеративному. На сегодняшний день в качестве самого яркого примера федерализации следует отметить Бельгию.
В настоящий момент наблюдается проявление тенденции к необходимости разделения между понятиями федерализм и федерация, что обусловлено необходимостью осуществления различия федерации в качестве реально существующей формы политико-территориальной государственной организации со взглядами и идеями федералистского характера. Кроме того, следует делать различие государств, где уже произошло формирование федерального устройства, а также государств, где такое устройство только начинает осуществляться и происходит проявление федеративных черт.
В состав федерализма входят всевозможные идеи, взгляды, теории, устремления, доктрины, реальные действия, направленность которых осуществляется в сторону создания, развития и функционирования федеративного государства.
Суть федерации заключается в необходимости разделения и соотношения власти, сосредоточенной в руках федеральных органов, а также органов субъектов федерации. Соотношение и разделение государственных компетенций играет большую роль, как теоретическую, так и практическую. Вследствие этого следует рассматривать понятие «федерализм» в более широком смысле, нежели понятие «федерация». Поэтому федерализацией является поворотный пункт, когда осуществляется окончательное оформление государства как федерации.
Федеративные государства являются слишком разнообразными и непохожими друг на друга, вследствие чего у ученых не проявляется единого согласия хотя бы с одной из десятков предложенных классификаций, поэтому они осуществляют выделение порядка 60 видов федераций, называемых также «моделями федерализма».
В силу различных значений «федерализма» и «федерации» являются также различными их классификации. В «федерациях» выделяются их «виды», а в «федерализме» - «модели», вследствие чего довольно часто происходит путаница и замена понятий.
Современная литература не содержит единую и признанную классификацию федераций. Более того, их часто обоснованно критикуют. Рассмотрим некоторые из них:
Классификации федераций:
- в соответствие со способом образования федерации, когда выделяются федерации, создание которых происходило «снизу», - то есть, образование которых осуществлялось посредством слияния самостоятельных государств, или происхождение основано на конфедерациях, как, к примеру, Швейцария; создание которых происходило «сверху», то есть, образование которых осуществлялось посредством разделения единого государства на субъекты в ходе федерализации унитарного государства. В результате первоначального создания федерации посредством одного из обозначенных методов может произойти дальнейшее изменение ее состава. В качестве примера можно привести Соединенные Штаты, в которых порядка тринадцати штатов выступили в качестве основы федерации в процессе ее создания, остальные включились позднее, а часть штатов выделена из других.
- в соответствие с различиями культурного, исторического, этнического и традиционного свойства. Основной интерес с такой точки зрения представляют классификации А. Подберезкина и А. Дугина. В процессе исследования 24 «конституционных федераций», А. Подберезкин осуществил их разделение на семь видов: западноевропейского, североамериканского, латиноамериканского, островного, афро-азиатского, нигерийского и российского.
- в соответствие с выделением Евразии в качестве геополитического субъекта - классификация, где в качестве представителя выступает геополитик А. Г. Дугин. В разных странах отмечается различное проявление федерализма, и если принять за основу такого многообразия различия культурного характера, то следует выделить как минимум 2 модели федерализма: атлантистская и евразийская. За основу данного разделения принято выделение Евразии в качестве геополитического субъекта.
- в соответствие с историческим опытом Соединенных Штатов. Поэтому необходимо выделить дуалистический и кооперативный федерализм. Основа первого заключается в идее равновесия федерации и ее субъектов, имеющих собственные предметы ведения и не осуществляющих вмешательств в дела друг друга. Данная федералистская модель является характерной для Соединенных Штатов. Идея кооперативного федерализма основана на взаимном дополнении полномочий центра и субъектов федерации, а также осуществления сотрудничества между ними. Использование такой модели осуществляется в Германии.
- в соответствие со степенью соотношения элементов самоуправления и раздельного правления, что представляет собой классификацию В. Е. Чиркина, где в качестве ключевого критерия выступает уровень соотношения элементов самоуправления и раздельного правления.
В. Е. Чиркиным обозначает такие виды федерации[17], как:
- Симметричные и асимметричные;
- Централизованные и децентрализованные;
- Договорные, конституционные и конституционно-договорные.
Вследствие широкой распространенности такой классификации
необходимо рассмотреть ее более подробно.
В качестве симметричной рассматривается такая федерация, основа устройства которой представлена посредством полного равноправия между субъектами федерации, являющихся однородными по природе и различными по своему статусу. У субъектов данной федерации существует одинаковое название (земли, республики), одинаковая система органов государственной власти и не существует отличия в каких-либо особенностях юридического статуса. Отмечается нарастание тенденций эволюционирования когда-то классически симметричных федераций в асимметричные (или симметричные с элементами асимметрии). Большинство текущих федеративных государств выступают в качестве симметричных федераций с элементами асимметрии, являющихся такими федерациями, где осуществляется признание их субъектов в качестве однородных по своей природе и статусу. Одновременно с этим конституциями данных федераций допускается ряд определенных исключений из общих правил, которые не касаются различий по государственному устройству.
Главным образом в качестве симметричных выступают федерации в Австрии, Германии (однако в Германии земли не одинаковым образом представлены в верхней палате парламента) и Объединенных Арабских Эмиратах, в которых также имеется неодинаковое представительство эмиратов в безвластном Национальном собрании. Осуществлено юридическое сохранение симметрии в Эфиопии, в которой существуют лишь равноправные штаты, и отмечается отсутствие федерального округа.
Подразделение асимметричных федераций осуществляется посредством на трех видов (типов). Первый представлен федерациями, имеющими кроме субъектов также иные территориальные образования, не являющиеся субъектами, однако имеющими характерное правовое положение (федеральный округ, федеральные территории в Соединенных Штатах). Второй тип представлен федерациями, в состав которых входят разнопорядковые субъекты. Отмечается различие правового положения таких субъектов, к примеру, в нашей стране. К третьему виду относятся федерации, представленные однопорядковыми, но не равноправными субъектами, к примеру, в ФРГ.
В настоящий момент в мировой практике большую роль играет проблема разделения видов федерации на симметричные и асимметричные. Каковым является критерий такого разграничения? В первую очередь необходимо отметить, что ни одна федерация в собственном конституционном статусе не может осуществить признание асимметрии конституционного статуса субъектов федерации. В мировой практике федерализма не встречался ни один случай, чтобы не происходило установление конституцией федерации критерия равноправия субъектов федерации, то есть равенства конституционного статуса составляющих субъектов. Тем не менее, нельзя осуществлять смешение такого статуса с определенным объемом полномочий субъектов. Вследствие экономического положения, природных ресурсов и транспортно-энергетических магистралей, объема производства и т. п., существует объективная взаимосвязь одних субъектов федерации с наиболее широким полем деятельности и осуществления функций, которые требуют наибольшего объема полномочий, нежели у других. Тем не менее, следует отметить объективную связь наиболее или наименее широкого круга полномочий с наиболее или наименее объемным полем деятельности государственных органов, а также органов местного самоуправления такого субъекта федерации, а не с равноправным конституционным статусом субъекта федерации. Не может происходить доминирования подобной «асимметричности» полномочий над «симметричностью» конституционного статуса субъектов федерации, а также нарушения их конституционного равноправия в качестве ключевого принципа федерализма.