Файл: Процессы принятия решений в организации (Глава 1. Теоретические аспекты процесса принятия управленческих решений).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты процесса принятия управленческих решений
1.1. Процесс принятия управленческих решений на предприятии
1.2. Принципы принятия управленческих решений
1.3. Классификация управленческих решений
1.4. Подходы к процессу принятия управленческого решения
Глава 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПАО «КуйбышевАзот»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что разработка и принятие управленческих решений является основой формирования конкурентоспособности компании, достижения целей и устойчивости развития. Принятие решений всегда было важнейшей функцией управления. Выработка и принятие управленческих решений является ключевым аспектом во всей структуре управленческой деятельности, который определяет её качество и эффективность. Из этого следует, что успех организации в любой сфере во многом зависит от правильно принятых решений высшим руководством.
Процесс управления связан с непрерывной разработкой и принятием решений. Это важный компонент делового успеха компании. Решение - это результат анализа, прогнозирования, экономического обоснования и выбора одного из множества вариантов для достижения определённой цели. Данные решения вырабатываются в каждом цикле управления. В конечном итоге, задача решений сводится к тому, чтобы согласовать цели отдельных исполнителей и координировать их взаимодействие. Управленческие решения могут применяться к любой сфере деятельности организации: персонал, производство, маркетинг и т.д. Если управленческие решения принимаются грамотно и вовремя, то они могут стать действенным инструментом.
Проблемами, связанными с принятием управленческих решений, занимались отечественные и зарубежные учёные и специалисты, такие как Л.Н. Ахтулова, А.Л. Ахтулов, Л.А. Бирман, Л.Д. Васильева, А.Н. Данилов, В.Н. Краев, М.В. Маничкина, Г.С. Мерзликина, С.В. Микони, О.А. Минаева, А.И. Орлов, Л.А. Трофимова, В.В. Трофимов, У. Брэддик, Дж. Коттер и другие. В данных работах рассматриваются различные аспекты, методы и алгоритмы процесса принятия управленческих решений.
Целью курсовой работы является анализ процесса принятия решения в организации на примере ПАО «КуйбышевАзот».
Реализация данной цели предполагает собой постановку и реализацию следующих задач:
• раскрыть сущность процесса принятия управленческих решений;
• рассмотреть процесс принятия управленческого решения;
• дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
• разработать и обосновать управленческое решение «покупать- производить».
Объектом исследования выступает публичное акционерное общество «КуйбышевАзот»..
Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе принятия управленческих решений.
Информационная база курсовой работы состоит из трудов отечественных и зарубежных авторов и специалистов в сфере принятий управленческих решений. В работе использованы публикации в научных журналах и Интернете, балансовый отчёт предприятия, нормативные документы ПАО «КуйбышевАзот» (Устав, положения, должностные инструкции, регламенты и т.д.).
Методы исследования, используемые в работе: анализ безубыточности, факторный анализ, прогнозирование, технико-экономический анализ, методы принятия управленческих решений (декомпозиция, диагностика).
Глава 1. Теоретические аспекты процесса принятия управленческих решений
1.1. Процесс принятия управленческих решений на предприятии
Важнейшим аспектом обеспечения эффективности деятельности предприятия является принятие своевременных и верных управленческих решений, которые способствуют снижению степени экономической неопределённости в бизнесе, и как следствие, снижению уровня различных хозяйственных рисков. Успех любого предприятия во многом зависит от качества принимаемых решений. Разработка эффективных управленческих решений является необходимым условием для обеспечения конкурентоспособности как продукции, так и организации на рынке, для формирования рациональных организационных структур, проведения верной кадровой политики, регулирования социально-психологических отношений в коллективе, а также для создания положительного имиджа компании. В конечном итоге, устойчивое развитие предприятия в значительной мере зависит от безошибочности принятых управленческих решений и их реализации.
Основа теории принятия решений была заложена ещё в начале XVIII века математической статистикой и теорией вероятности. Тем временем, возникновение современной теории принятия управленческих решений датируется 40-ми годами прошлого столетия. Так, 40-е гг. XX века группе учёных из Англии было поручено решить различного характера управленческие задачи для обеспечения обороны страны. Становлению этого научно-прикладного направления способствовало появление и развитие кибернетики, основоположником которой признан Н.Винер. В 1948 году американский ученый, математик и физик обосновал законы информационного взаимодействия элементов в процессе управления системой [22].
Кибернетика развивала информационные аспекты управления.
Термин «теория принятия решений» предложил американский статист Эрих Л. Леман. В 1947 году Дж. фон Нейман и О.Моргенштерн в классическом тексте теории игр описали проблему взаимозависимости: они обсудили дело двух или более лиц, которые обмениваются товарами друг с другом.
В 50 - 60-е гг. XX века начинают формироваться такие научные направления как исследование операций, управление техническими системами, системный анализ. В каждое из этих направлений входила теория принятия решений. Затем приобрели популярность исследования американского учёного Лотфи Заде в области теории нечётких множеств, а также разработки процедур принятия приближенных решений;
С середины 70-х гг. XX века теория управленческих решений выделяется в самостоятельную часть научного знания. Для обоснования и уточнения решений базовой становится дисциплина «теория принятия решений». В 1978 г. Г. Саймон провёл исследование процесса принятия решений, где главной идеей было нахождение в экономических организациях решений, которые были бы приемлемы для всех. С 1980-х - 1990-х гг. особый вклад в развитие теории внесли также экономисты и учёные А.О. Недосекин, О.Б. Максимов, М. Зелены и др.
Следует отметить, что абсолютное большинство экономистов указывает, что управленческое решение направлено на достижение целей организации [1]. Многие видные теоретики и практики, что принятие решений является самой важной управленческой функцией [11].
Н.Л. Титова пишет, что управленческое решение обеспечивает движение организации к поставленным перед ней целям. О.М. Левяков, описывая процесс принятия управленческого решения, называет первым этапом «выработку и постановку цели». У. Брэддик считает, что воздействие на объект управления должен привести к достижению намеченных целей. Е.В. Пирогова, В.Н. Лазарев, Ю.Н. Лапыгин и Р.А. Фатхутдинов также полагают, что управленческое решение есть выбор оптимального варианта «достижения конкретной цели системы менеджмента» [9]. А.Н. Асаул характеризует управленческое решение как «целенаправленное воздействие на объект управления».
П.В. Магданов, Т.И. Синельникова, А.Б.Богословская, А.Л. Ахтулов, Л.Н. Ахтулова, В.Н.Лазарев, и У. Брэддик рассматривают управленческое решение как волевое воздействие субъекта управления на объект управления[4], [7], [16]. И.В. Кальницкая и А.Н. Данилов также полагают, что управленческое решение «выступает неким способом воздействия управленческой подсистемы, моделью управления организацией на управляющую подсистему» [9].
Принятие решений составляет основу управленческой деятельности, что неоднократно подчеркивается многими авторами. Управленческие решения следует рассматривать как ключевой элемент реализации каждой функции управления. Управленческое решение, по мнению И.В. Кальницкой, А.Н. Данилова, В.В. Трофимова, Л.А. Трофимовой, Т.Н. Самыловой, является результатом деятельности менеджера [9].
А.В. Кабыща, автор Российской социологической энциклопедии, представляет управленческое решение в качестве «зафиксированного проекта какого-либо изменения в организации».
Некоторые авторы сущность управленческого решения раскрывают с точки зрения процессного подхода. Так В.В. Матвеев определяет управленческое решение как «алгоритм действий». О.М. Левяков, определяя эту категорию, описывает этапы выработки и принятия управленческих решений. Т.И.Синельникова, давая характеристику управленческому решению, также говорит о «последовательности выборочных процедур» [27]. С точки зрения П.В. Магданова решение как процесс означает «поиск, идентификацию и анализ управленческих задач» [16]. А.Н. Асаул, И.П.Князь уточняют содержание этапов процесса, «совершаемого в рамках управления организацией, указывая на его экономический характер».
Сущность управленческого решения можно рассматривать и с позиции ситуационного подхода. По мнению Т.И. Синельниковой управленческое решение позволяет ликвидировать проблемы, возникшие в деятельности организации [7].
Этой же точки зрения придерживается А.Л. Ахтулов, Л.Н. Ахутулова, справедливо считая, что управленческое решение - «акт целенаправленного изменения ситуации, а также разрешения проблемы» [4]. П.В. Магданов уточняет, что управленческое решение позволяет найти выход из проблемной ситуации, «которая связана с текущим или ожидаемым состоянием объекта управления» [16]. А.Б. Богословская рассматривает управленческое решение как «способ деятельности коллектива по разрешению проблемы» [7].
О.В. Тарханов обращает внимание на то, что «в основе принятия управленческих решений лежит категория «знание» [9]. Соответственно, правильность принимаемых решений определяется степенью, уровнем знания и отношением менеджеров к процессу познания. С другой стороны, оценка когнитивных компетенций руководителей базируется на результатах реализации управленческих решений. Т.И. Синельникова подчёркивает, что для принятия управленческого решения руководителю необходимо знание объективных законов развития организации [7].
Требования к качеству принимаемых управленческих решений непрерывно возрастает, что определяет необходимость проведения всестороннего анализа [8]. Нельзя не согласиться с мнением авторов В.В. Трофимова, Л.А. Трофимовой и В.Н. Лазарева, что управленческое решение являет собой результат анализа информации о состоянии объекта управления и внешней среды организации.
Т.И. Синельникова считает, что в основе управленческого процесса лежит оценка информации о жизнедеятельности подсистемы управления [7]. В более широком смысле рассматривает управленческое решение Е.В. Пирогова, указывая, что экономическое обоснование и выбор альтернативы базируется не только на анализе, но и на прогнозировании ситуации и оптимизации (определение критериев оптимальности и достижения максимума (минимума) этих критериев).
Многие авторы свидетельствуют, что управленческое решение - это процесс взаимодействия сотрудников организации. А.В. Кабыща говорит, что решение есть «элемент отношений руководства - подчинения и выступает как фактор власти в организации». Уровень принимаемых управленческих решений обусловлен занимаемой должностью. Управленческое решение носит директивный характер и принимается в пределах полномочий, прав и обязанностей руководителей в рамках действующего законодательства.
Принятие управленческих решений может способствовать как достижению индивидуальных целей, так и общих целей группы людей (коллектива компании в целом). Одним из определяющих моментов являются условия, в которых принимаются решения. В условиях определённости топ-менеджер обычно уверен в результатах каждого из вариантов принимаемого решения. В обстановке неопределённости менеджер может только определить степень успеха для каждого варианта решения. В процессе принятии управленческих решений руководствуются понятиями, которые сложились в сознании людей под влиянием различных социальных аспектов.
1.2. Принципы принятия управленческих решений
Принятие управленческих решений базируется на следующих принципах:
- системности (всесторонний учёт важных факторов);
- стандартизации (процедура реализации управленческого решения для стандартных ситуаций детально проработана, действия руководителя хорошо известны на практике);
- оптимальной информированности (достаточная информационная база для принятия решений);