Файл: Процессы принятия решений в организации (Глава 1. Теоретические аспекты процесса принятия управленческих решений).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты процесса принятия управленческих решений
1.1. Процесс принятия управленческих решений на предприятии
1.2. Принципы принятия управленческих решений
1.3. Классификация управленческих решений
1.4. Подходы к процессу принятия управленческого решения
Глава 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ПАО «КуйбышевАзот»
- автоматизма реализации решения (принятое решение автоматически доводится до его исполнителя);
- ответственности (каждый руководитель при принятии решения возлагает на себя ответственность за его разработку и внедрение);
- творчества (требуется, когда имеющимся решениям не хватает эффективности; возникает необходимость в поиске идей, которые выходят за стандартные рамки);
- своевременности (ориентация на выбор лучшего момента для принятия решения);
- гибкости (умение адаптироваться к той ситуации, которая возникла при разработке решения);
- соучастия (коллегиальное принятие управленческого решения, разработка управленческого решения «снизу - вверх»).
К принимаемым решениям предъявляется ряд требований.
Управленческое решение должно быть:
- реальным; решение принимается на базе достоверной и релевантной информации, исходя из тех целей, которые следует достичь, из возможности использования ресурсов предприятия и с учетом фактора времени;
- обоснованным; принятию решения предшествуют всесторонний анализ состояния объекта управления и внешнего окружения организации, прогнозные оценки развития ситуации и последствий принятия управляющего воздействия, сравнительная оценка возможных вариантов на основе критериев оптимальности;
- гибким, наличие возможности вносить изменения в отдельные элементы управленческого решения, в процесс его выполнения, проводить корректирующие воздействия;
- реализуемым, т.е. соответствовать имеющимся ресурсам и возможностям исполнителей, в организации должны существовать механизмы и процедуры, позволяющие выполнить принятое решение [34];
- согласованным, субъект управления принимает решения строго в рамках своих прав и полномочий;
- непротиворечивым, наличие четко уставленной последовательности принятия и реализации решения и определения его непосредственного исполнителя;
- сбалансированным; распределение ограниченных ресурсов организации должно быть максимально эффективно;
- конкретным, цели и задачи, которые необходимо достигнуть в результате выполнения управленческого решения, должны быть прозрачными;
- своевременным и адаптивным, т.е. соответствующим сложившейся ситуации во внешней и внутренней среде организации;
- эффективным, затраты на разработку и реализацию решения должны быть значительно меньше, чем эффект, полученный в результате управленческого воздействия.
Присутствие в той или иной мере в решении всей совокупности описанных выше параметров, обеспечивающих выполнение управляющего воздействия, будет свидетельствовать о его качестве [9]. Качественные управленческие решения должны опираться на определённые закономерности общественного развития. Принятие и реализация управленческих решений предполагает высокий уровень профессионализма и наличие определенных социально-психологических качеств у менеджера.
1.3. Классификация управленческих решений
Дифференциация решений, совершенствование методов их принятия, расширение области их практического применения вызывают необходимость структурирования управленческих воздействий. Многообразие и сложность управленческих решений позволяет и выделяет различные факторы и критерии их классификации. В процессе исследовании автором было выделено несколько подходов к классификации. Первый рассматривает управленческие решения с точки зрения их сущностной, содержательной характеристики (рисунок 1).
Рисунок 1 - Классификация управленческих решений
Решения по степени участия руководителей могут быть коллегиальными - экспертными, единоличными - индивидуальными и коллективными - демократическими. Коллегиальные решения - это решения, которые принимаются группой людей, например, руководителями. Как правило, такие решения принимаются по предварительному согласию со специалистами. Ответственность за принятие решения частично возлагается на руководителей.
Коллективные (демократические) решения - это те решения, которые приняты большинством сотрудников совместно. Такие решения выражают волю трудового коллектива. Они могут приниматься тогда, когда речь идёт, например, о выборе нового руководителя, о реорганизации компании и т.д.
Индивидуальные управленческие решения - это решения, принимающиеся руководителями единолично. Такие решения характерны для малого бизнеса, где руководитель несёт полную ответственность за свою организацию [4].
По уровню планирования и времени реализации различают:
1. Стратегические управленческие решения - решения, принимаемые на высшем уровне (топ-менеджмент) на долгосрочный период, находят отражение в стратегическом плане или программы развития предприятия.
2. Тактические управленческие решения - это решения, принимаемые высшим и средним звеньями управления на краткосрочный период (до 1 года). Тактические решения дополняют и помогают добиться стратегической цели.
3. Оперативные управленческие решения - это решения, которые принимаются на среднем и низшем уровне, связанные с работой исполнителей. Данные решения принимаются ежедневно и требуют постоянного контроля [6].
По содержанию видов деятельности предлагаемая типология отражает сущностные характеристики управленческих решений, которые имеют определённую направленность.
Экономические решения - это решения, которые связаны хозяйственной системой организации: как увеличить прибыль, как распределить ресурсы, как создать рентабельное предприятие.
Социальные решения - это те решения, которые связаны с социальной структурой предприятия, персоналом и общими ценностями.
Организационные решения - это решения, которые тесно связаны с методами управления, а также способами достижения целей [20].
Технические решения - это решения оперативного характера, необходимые для обеспечения следующих процессов: производственного, трудового, снабжения необходимыми ресурсами.
По функциональным областям деятельности: производство (замена основных производственных фондов, изменение программы производства, введение новых мощностей); маркетинг (выбор каналов сбыта, сегмента рынка, разработка программы маркетинг-микс); персонал (отбор и найм персонала, выбор форм организации труда, разработка штатного расписания); финансы (внесение изменений в финансовую деятельность, контроль поступления денежных средств); инновации (отбор идей, внедрение новых продуктов и технологий), снабжение (выбор поставщиков, способа доставки и т.д.); инвестиции (оценка и выбор инвестиционных проектов, выбор инвесторов).
По свойствам (характеристикам) управленческие решения бывают экономическими (эффективность использования ресурсов), социальными (качество трудовой деятельности), организационными (делегирование полномочий), правовыми (распределение ответственности за выполнение решения), психологическими (оценка социально-психологического климата) и педагогическими (воспитательный характер решений).
Таким образом, управленческие решения разнообразны по временному характеру, содержанию и уровню планирования, но все они представляют собой процесс управления. Эффект от их реализации может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому, прежде чем принять решение, следует провести анализ и предвидеть последствия принятия этих решений, так как человеческий фактор играет очень важную роль в данном процессе.
Второй подход заключается в классификации управленческих решений с точки зрения организационных аспектов их разработки и реализации (таблица 1).
Таблица 1
Классификация управленческих решений по характеру организации их разработки и реализации
По степени необходимости принятия решения |
Необходимые, желательные и экстренные |
По степени готовности |
Готовящиеся к разработке, разрабатываемые и разработанные |
По признаку одобрения руководством |
Одобренные и отклонённые |
По причинам возникновения |
Инициативные и ситуационные |
По широте охвата |
Узкоспециализированные, касающиеся отдельных сотрудников и подразделений; общие, касающиеся всего персонала и изменений в организации в целом |
По частоте принятия |
Эпизодические и периодические (повторяющиеся) |
По жёсткости регламентации |
Структурированные (жёсткое регламентирование действий), контурные |
Третий подход позволяет структурировать характеристики управленческих решений (таблица 2).
Таблица 2
Классификация управленческих решений по качеству и способу их разработки
По механизму возникновения |
Логические и креативные |
По методам разработки |
Графические и эвристические, математические |
По возможности использования в различных сферах |
Универсальные и ограниченные |
По эффективности |
Оптимальные, удовлетворительные и неудовлетворительные |
По методам решения проблемы |
Интуитивные; решения, основанные на суждениях; рациональные; решения, основанные на комбинации подходов |
По степени эффективности управленческих решений можно выделить:
- оптимальные решения, то есть наиболее лучшие решения, обеспечивающие максимальную возможность достижения целей управления;
- удовлетворительные, то есть наиболее приемлемые решения - те, которые приводят к достижению целей управления, но при этом с максимальной успешностью;
- неудовлетворительные решения - нерациональные решения, не приводящие к выполнению целей управления [10].
Таким образом, классификации управленческих решений позволяет определить общие и конкретные подходы к разработке, реализации и оценке их эффективности.
1.4. Подходы к процессу принятия управленческого решения
Принятие управленческих решений можно рассматривать на основе системного, процессного и ситуационного подходов.
С точки зрения системного подхода предприятие следует рассматривать как открытую систему, встроенную в окружающую среду [10]. Это предполагает наличие субъекта управления и объекта управления. Субъект управления принимает управленческие решения, тем самым оказывая воздействие на объект управления для поддержания его в существующем состоянии и дальнейшего развития в заданном системой целей направлении.
В управляющей системе следует различать три типа участников: конструктор проблем, конструктор решений и принимающий решений. Проблемный разработчик (инициатор) идентифицирует(выявляет наличие), формулирует и структурирует управленческую проблему. Конструктор решений (организатор) создаёт форум для анализа, обсуждения возможностей её решения, предлагает идеи и альтернативные варианты. Разработчик делает выбор одной альтернативы и исходя из всех альтернатив. Поддержание в компании ролей инициатора и организатора управленческих решений может значительно повысить результативность управления.
Обязательной для управленческого решения является целевая направленность [7]. Это характеристика определяется выбором целевых параметров, для достижения которых принимаются управленческие решения, и на которые данное управляющее воздействие должно повлиять непосредственным образом. Следует отметить, что противоречивые цели не позволяют принять оптимальное решение, которое бы удовлетворяло одновременно всем критериям. В то же время, наличие чётко упорядоченной структуры - «дерево целей»- с взаимосвязанными и взаимообусловленными его элементами позволяет принимать эффективные и оптимальные решения. Управляющее воздействие оказывается в отношении:
- внутренней структуры, содержания, взаимосвязей элементов и состава входных и выходных параметров объекта управления;
- модели поведения, организации функционирования объекта управления, порядка и способов взаимодействия с субъектом управления;
- целей управления - желаемого состояния объекта управления, а также границ целевых значений его выходных параметров [14];
- правил оценки достижения целей управления и критериев оценки соответствия выходных параметров целевым значениям;
- изменения значений входных параметров объекта управления.
Субъект управления руководствуется понятиями, которые сложились в
сознании людей под влиянием различных социальных аспектов. Решения управляющей подсистемы, базирующиеся на законах экономического развития, разрабатываются в соответствии с принципами и с помощью существующих методов принятия управленческих решений [11]. Таковыми являются:
- методы, основанные на использовании опыта и знаний специалистов. Такая группа включает методы, которые основаны на обнаружении и выводе мнений опытных специалистов, использовании их опыта и нестандартных подходов к обоснованию, разработке и реализации управленческих решений;
- формализованные методы, основанные на предварительно заданных алгоритмах, (может использоваться математический аппарат);
- неформализованные методы, основанные на описании процедур обоснования, разработки и реализации управленческих решений на логическом уровне;
- методы исследования информационных потоков, целью которых является изучение и формализация информационных процессов относительно поставленной управленческой проблемы.
На выбор методов принятия управленческих решений и контроля их исполнения влияют поведенческие особенности менеджеров, принятые в