Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 242
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты государственной
1.1. Молодежные объединения: виды и особенности
1.2. Связь общественной молодежной политики и государственной молодежной политики
Глава 2. Неформальные молодежные объединения в России: особенности и проблемы
2.1. Участие молодежных объединений в общественной жизни
2.2. Проблемы асоциальных молодежных неформальных объединений
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования государственной молодежной политики
В силу социальной неопределенности, тревожности и рисков, отсутствия сформированных социальных ценностей и низкого уровня правосознания молодые люди характеризуются деформированным нравственно-психологическим сознанием, девиантным поведением. В молодежной среде растут ксенофобия и нетерпимость. У молодых людей (в особенности у подростков) отсутствует твердая установка неприятия экстремистских и террористических идей, не говоря уже о противодействии им. В подобных условиях деструктивные силы достаточно легко используют недостаточно просвещенную молодежь, пропагандируя экстремистскую и террористическую идеологию[12].
К числу наиболее проблемных социальных групп, категорий молодежи относятся:
1) безработная молодежь - 45,8% (Республика Башкортостан - 51,4%, Республика Дагестан - 47,4%, Республика Татарстан - 34,8%);
2) студенты - 29,2% (Республика Башкортостан - 22,9%, Республика Дагестан - 44,7%, Республика Татарстан - 13,0%);
3) школьники - 19,8% (Республика Башкортостан - 22,9%, Республика Дагестан - 21,1%, Республика Татарстан -13,0%).
Группой, способной потенциально поставлять новых религиозных экстремистов, является безработная молодежь. У безработных молодых людей зачастую нет образования, они ощущают озлобленность по отношению к обществу и государству. В среде безработной молодежи распространено употребление алкоголя и наркотиков. Молодые люди, не имеющие работы, демонстрируют агрессивный настрой и отсутствие толерантности. Безработные не составляют организованную категорию населения, поэтому возможности для позитивного атниэкстремистского, антитеррористического системного влияния в данном случае являются ограниченными.
Сталкиваясь с наибольшими жизненными трудностями, молодые безработные являются наиболее восприимчивыми к восприятиюэкстремистской и террористического идеологии. Психика школьников и студентов является недостаточно сформированной, для них характерна высокая управляемость, податливость к проявлениям нетерпимости, высокая манипулируемость[13].
Данные категории не отличаются моральной зрелостью, у них недостаточно развита способность к самостоятельному мышлению, но более выражена подверженность чужим влияниям, ведомость, зависимость от окружающих, готовность к совершению любых поступков, которые могут позволить им продвинуться в окружении, или наоборот, быть такими как все. Если в семье отсутствуют воспитательные влияния, это сказывается на формировании материальной жизненной ориентации подростков,нацеленности на приобретение материальных благ, на развитие цинизма, беспринципности, нравственной распущенности. Досуг молодежи связан с Интернетом, где более высока опасность стать объектом экстремистской пропаганды. В силу юношеского максимализма и односложного черно-белого восприятия отношений межнационального и межрелигиозного характера молодежь особо
уязвима в отношении восприятия пропаганды экстремизма и терроризма. Уязвимость является высокой в период студенчества, и снижается с завершением обучения в ВУЗе. У студентов, как отмечают эксперты, в соответствии с возрастом особенно высоки протестные настроения, они испытывают трудности с адаптацией при переходе в новую социально культурную среду, более активны и решительны, постоянно находятся в поиске применения знаний, полученных в вузе.
Осуществление молодежью действий экстремистской направленности отличается от совершения группой подростков хулиганских действий или актов вандализма.
Неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, основываясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать, например, «преодоление всех политических и экономических проблем в стране через создание «национального» государства, так как это, послужит гарантией от любых угроз».
В истории развития нашего общества примером таких формирований служат различные объединения молодежи, в которых нередко прослеживается идея так называемого «чистого государства». Такая идея была присуща такой молодежной субкультуре как «скинхеды». Сейчас, религиозные экстремисты, призывают в свою очередь к созданию такого «чистого государства» на религиозной основе. Поведение, мотивированное такими идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии[14].
Основными особенностями экстремизма в молодежной среде является: проявление действий экстремистской направленности преимущественно в маргинальной среде. Экстремизм постоянно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустановившимися взглядами на происходящее. Данный феномен характерен для общностей не столько с так
называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности. Экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.
Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:
это обострение социальной напряженности в молодежной среде на фоне комплекса социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества образования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов.
Такая проблема требует предупредительно-профилактической работы по отслеживанию и принятию мер к ликвидации экстремистско-националистических и экстремистско-террористических сайтов в Интернете, активно пропагандирующих идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержащих призывы к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности против людей другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан, а также подробные инструкции по изготовлению взрывных устройств, совершению террористических актов, «националистических» убийств.
Работа по противодействию экстремистской и террористической деятельности должна осуществляться, в первую очередь, со стороны федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции в приоритетном порядке должны осуществлять профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение угрозы экстремизма и терроризма. Раннее выявление и принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволят не допустить формирования у подростков стойкой направленности на совершение противоправных действий.
Конечная цель этой работы - изменить правовую психологию людей, добиться отторжения абсолютным большинством населения самой мысли о возможности применения террористических методов для разрешения территориальных, социальных, конфессиональных, культурных и любых других проблем, противоречий.
Для решения этой задачи, в том числе в молодежной среде, необходимо создать самовоспроизводящуюся систему идей, субъектов-носителей и каналов их распространения, которая сможет автономно от государства способствовать формированию позитивного общественного сознания, исключающего, саму возможность использования насилия для достижения каких-либо целей. Такой системой могут и должны стать институты гражданского общества, научного и бизнес-сообщества, образовательные структуры и средства массовой информации.
Среди неформальных групп молодежи наиболее проблемными являются: на первом месте участники неформальных националистических и религиозных сообществ (объединений) - 34,4% и 32,3%;на втором - болельщики, футбольные фанаты - 30,2%; на третьем - рокеры и байкеры - 14,6%.
У молодых сторонников разного рода радикальных (неформальных) течений личная готовность принять участие не только в идейном, но и физическом противостоянии может сочетаться с невысоким уровнем образованности и общей неразвитостью рационального мышления. Такие сообщества в меньшей степени ориентированы на диалог с властью и обществом. Многие из молодых специалистов, получивших высшее и среднее профессиональное образование, не находят себя в официальных сферах общественной жизни, уходят в неформальный сектор, национальные и религиозные сообщества, в рамках которых производится обработка молодежи, в том числе в русле идеологии экстремизма и терроризма.
Другие неформальные группы молодежи - спортивные болельщики, рокеры и байкеры- обычно действуют большими группами, поэтому даже если каждый из них будет толерантен и миролюбив, в толпе из-за куража, ано
нимности, измененного состояния сознания они могут быть весьма опасны. Поэтому в формировании антиэкстремистской, антитеррористической установки необходимо учитывать особенности каждой категории молодежи. Именно на данном этапе проходит самоопределение, избирательное отношение к ценностям и интересам, складываются идеологические установки и позиции.
На молодежную аудиторию необходимо активно воздействовать как через обучающие программы и мероприятия в системе образования, так и через СМИ (телевидение, радио и печать, Интернет), а также по месту жительства. Главная задача - посредством образовательных и воспитательных пропагандистских мероприятий сформировать стойкое и осознанное неприятие и противодействие идеологии экстремизма и терроризма. Как правило, государство борется уже с самими террористами, а не с причинами их появления и целями, которые они преследуют. Несколько «инертное» взаимодействие государственных и муниципальных органов власти, правоохранительных органов с представителями институтов гражданского общества, СМИ, научных сообществ, различных традиционных религий не способствует совместному противодействию распространению идеологии экстремизма и терроризма. В связи с недостаточным вниманием со стороны власти к обострившимся проблемам, связанным с распространением идеологии экстремизма и терроризма, ростом факторов противодействия толерантности в молодежной среде назрела необходимость формирования новой системы воспитания и образования для сохранения сильных традиций межэтнического добрососедства, толерантности.
Выводы
Проведенное исследование молодежных объединений в Россиипозволило выделить несколько тенденций.
Во-первых, в молодежном сознании, по-видимому, до сих пор нет четкого разграничения, где заканчиваются неформальные молодежные движения и группы по интересам и где начинаются формализованные молодёжные объединения.
Во-вторых, молодёжь достаточно аполитична. Данный тезис подтверждается тем, что молодёжные движения политической и общественно-политической направленности не входят в число лидеров и имеют весьма скромный рейтинг узнаваемости.
В-третьих, в молодёжном секторе достаточно развиты такие направления, как военно-патриотическое и волонтерское.
Одним из значимых факторов роста напряженности социально-политической ситуации на региональном уровне является рост террористической угрозы. Рост радикализма среди молодежи связан с участием достаточно значительного числа подростков и молодых людей в экстремистских религиозных и политических организациях, увеличением протестного движения в молодежной среде.
Формирование антиэкстремистской, антитеррористической идеологии в молодежной среде требует совместных усилий федеральных, региональных и муниципальных властей, правоохранительных органов, религиозных и общественных организаций, деятелей культуры и искусства, средств массовой информации при координирующей роли Национального антитеррористического комитета России и региональных антитеррористических комиссий. Основное внимание здесь должно быть направлено на открытость властей, отказ от политики «замалчивания» и игнорирования проблем, открытость и объективность СМИ, содействие общественным организациям, представляющим интересы граждан, различных по национальному, конфессиональному, идеологическому и пр. признакам.
Необходимо выстроить единую систему информационного обеспечения государственных и муниципальных органов, институтов гражданского общества, расширить области сотрудничества госструктур и официального духовенства, наладить специальную подготовку сотрудников органов власти, преподавателей образовательных учреждений, представите лей институтов гражданского общества в сфере противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма в различных группах населения, прежде всего в молодежной среде.
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования государственной молодежной политики
Государственная молодежная политика на данный момент является одним из важнейших и перспективных направлений социальной и экономической политики Российской Федерации. Раньше это направление носило компенсационный характер, целью которого было облегчение вхождения молодого поколения в жизнь общества. Но опыт последних десятилетий убедительно доказывает, что в стремительно меняющемся мире стратегические преимущества будут у тех стран, которые смогут интенсивно развивать и продуктивно реализовывать человеческий капитал и инновационный потенциал, основным носителем которых является молодежь.