Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 244
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты государственной
1.1. Молодежные объединения: виды и особенности
1.2. Связь общественной молодежной политики и государственной молодежной политики
Глава 2. Неформальные молодежные объединения в России: особенности и проблемы
2.1. Участие молодежных объединений в общественной жизни
2.2. Проблемы асоциальных молодежных неформальных объединений
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования государственной молодежной политики
Инвестиции в молодежь – это не только принципиально новый уровень расходов государства на реализацию молодежных проектов, но и новое понимание роли молодежи в обществе, предоставление молодому поколению гарантий, ресурсов, условий и возможностей, а также обеспечение реализации творческого, интеллектуального, физического потенциала, возможность развития в экономической, политической, духовной, социальной, демографической сферах. Именно поэтому в настоящее время одно из первых мест по своей социальной остроте и значимости занимает тема работы с молодежью.
Основными целями государственной молодежной политики являются:
– реализация системного государственного воздействия на процессы социализации молодого поколения;
– создание условий и гарантий самореализации молодых граждан;
– использование инновационного потенциала молодежи для обеспечения стабильного развития государства и гражданского общества, достойной жизни граждан, укрепления национальной безопасности и конкурентоспособности страны;
– развитие и поддержка молодежных и детских общественных объединений, движений, содействие реализации общественно-полезных инициатив молодежи.
Для достижения основной цели реализации молодежной политики России необходимо разобраться с рядом проблем, без решения которых развитие данной сферы не может полностью функционировать:
– отсутствие полноценной законодательной базы реализации государственной молодежной политики на федеральном уровне;
– отсутствие понятной идеи реализации молодежной политики в целом, низкий уровень целеполагания и постановки понятных стратегических задач;
– слабая развитость инфраструктуры реализации молодежной политики, низкий кадровый потенциал отрасли и неразвитая система обучения и переподготовки кадров для данной сферы;
– отсутствие единой системы критериев и методов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления по работе с молодежью и вовлечения ее в социально активную деятельность.
Каждая из вышеприведенных проблем нуждается во всестороннем анализе, для того чтобы выявить механизмы возможных решений.
Рассмотрим первую выделенную проблему. Законодательная база, относящаяся к сфере молодежной политики, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации находится в стадии становления. На данный момент ключевым документом, регулирующим сферу государственной молодежной политики на федеральном уровне, в настоящее время является «Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года».
Данная стратегия разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Стратегия призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы, определить цели и возможности, приоритеты и инструменты в сфере реализации государственной молодежной политики. Стратегия задает на длительный срок ориентиры формирования молодежной по
литики, а также финансирования программ, проектов, развития инфраструктуры молодежной политики. Стратегия является инструкцией для работы участников сферы молодежной политики на федеральном, региональном и местном уровнях власти, молодежных общественных объединений, институтов общественного развития.
Но, к сожалению, данная Стратегия не может быть полноценным законодательным актом, так как нормативно-правовая обоснованность реализации молодежной политики существенно ослаблена отсутствием соответствующего федерального закона (например, закона «О государственной молодежной политике») и профильной общероссийской программы. Принятие такого федерального закона вполне вписывается в нынешнее российское законодательство и способствует его развитию в едином направлении на территории всех регионов Российской Федерации. Нельзя считать нормальной правовой конструкцией состояние, при котором большинство субъектов России имеют базовые законы в данной сфере, а соответствующий федеральный закон отсутствует.
Проблема отсутствия полноценной законодательной базы реализации государственной молодежной политики на федеральном уровне напрямую связана с отсутствием понятной цели и низким уровнем целеполагания в молодежной политике. Общее целеполагание и направления развития сферы неясны, нет прямой связи между реализацией федеральных проектов и осуществлением задач молодежной политики в целом. Поэтому необходимо разработать четкие стратегические задачи и целеполагания, а также идеи по развитию регионов.
Развитие инфраструктуры тесно связано с низким уровнем кадрового потенциала молодежной политики. Только в последние несколько лет в высших учебных заведениях начали готовить кадры по работе в сфере реализации молодежной политики. Однако на данный момент эти меры не решают кадровый дефицит отрасли, так как обучение производится на основе теоре
тических знаний молодежной политики, но нет практических навыков работы в данной среде.
Одной из проблем развития молодежной политики в России является отсутствие единого подхода к определению оценки эффективности проводимой молодежной политики. Данный факт позволял оценивать действенность молодежной политики через призму субъективного понимания целесообразности той или иной деятельности как на муниципальном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации их руководителями и органами, ответственными за работу в этой сфере. Сложность данной проблемы заключается в подведении итогов работы регионов в сфере молодежной политики. Это негативно влияет на развитие молодежной политики субъектов Российской Федерации. Соответственно, невозможно установить, какой из регионов эффективно работает в данном направлении, а какой нуждается в помощи со стороны государства. Поэтому для повышения качества реализации молодежной политики необходимо создать определенную систему количественных и качественных показателей, на основании которых было бы возможно составить рейтинг регионов по работе в данной сфере и объективно оценить эффективность их деятельности по работе с молодежью в регионах страны.
Выводы
Законодательная база, относящаяся к сфере молодежной политики, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации находится в стадии становления. На данный момент ключевым документом, регулирующим сферу государственной молодежной политики на федеральном уровне, в настоящее время является «Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года». Но, к сожалению, данная Стратегия не может быть полноценным законодательным актом, так как нормативно-правовая обоснованность реализации молодежной политики существенно ослаблена отсутствием соответствующего федерального закона (например, закона «О государственной молодежной политике») и профильной общероссийской программы. Принятие такого федерального закона вполне вписывается в ны
нешнее российское законодательство и способствует его развитию в едином направлении на территории всех регионов Российской Федерации.
Проблема отсутствия полноценной законодательной базы реализации государственной молодежной политики на федеральном уровне напрямую связана с отсутствием понятной цели и низким уровнем целеполагания в молодежной политике. Поэтому необходимо разработать четкие стратегические задачи и целеполагания, а также идеи по развитию регионов.
Одной из проблем развития молодежной политики в России является отсутствие единого подхода к определению оценки эффективности проводимой молодежной политики. Поэтому для повышения качества реализации молодежной политики необходимо создать определенную систему количественных и качественных показателей, на основании которых было бы возможно составить рейтинг регионов по работе в данной сфере и объективно оценить эффективность их деятельности по работе с молодежью в регионах страны.
Таким образом, реализация обозначенных предложений позволит решить многие проблемы сферы молодежной политики, которые мешают ее дальнейшему развитию и становлению. Все это в конечном итоге сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, увеличения уровня благосостояния граждан и развитие общественных отношений – формированием активного гражданского общества, движущей силой которого станет молодое поколение.
Заключение
Государственная молодежная политика представляетсобой систему мер, реализуемых на основе активноговзаимодействия институтов гражданского общества и межведомственныхорганов, направленных на воспитание молодежи вгражданско-патриотическом и духовно-нравственном направлении,расширения возможностей для ее самореализации, нацеленныхдля достижения стабильного социально-экономическогороста, глобальной конкурентоспособности и при всем этомукрепления ее лидерских позиций на международной арене.
Целью государственной молодежной политики, как одного изнаправлений деятельности государственных органов, являетсярасширение возможностей, создание условий для развития способностейи потенциала в молодежной среде.
Общественнаямолодежная политика –это система идей, взглядов по поводумолодежи и ее роли в общественном развитии, а также практическихдействий различных структур гражданского общества,направленных на претворение этих идей и взглядов в жизнь вцелях достижения общественных перспектив, одобряемыхбольшинством народа.
Под молодёжными общественными объединениямипонимают совокупность различных форм (вне зависимости от их правового статуса) взаимодействий и активностей молодых людей (в возрасте от 14 до 35 лет), формируемая ими на основе общих интересов и социальной практики в целях удовлетворения потребностей в самореализации, осуществлении прав и свобод на принципах добровольности и самоуправления. Неформальные группы (объединения) — это реалии нашего времени и, к великому сожалению, зачастую их действия приобретают асоциальный характер.
Проведенное исследование молодежных объединений в Россиипозволило выделить несколько тенденций.
Во-первых, в молодежном сознании, по-видимому, до сих пор нет четкого разграничения, где заканчиваются неформальные молодежные движения и
группы по интересам и где начинаются формализованные молодёжные объединения.
Во-вторых, молодёжь достаточно аполитична. Данный тезис подтверждается тем, что молодёжные движения политической и общественно-политической направленности не входят в число лидеров и имеют весьма скромный рейтинг узнаваемости.
В-третьих, в молодёжном секторе достаточно развиты такие направления, как военно-патриотическое и волонтерское.
Одним из значимых факторов роста напряженности социально-политической ситуации на региональном уровне является рост террористической угрозы. Рост радикализма среди молодежи связан с участием достаточно значительного числа подростков и молодых людей в экстремистских религиозных и политических организациях, увеличением протестного движения в молодежной среде.
Формирование антиэкстремистской, антитеррористической идеологии в молодежной среде требует совместных усилий федеральных, региональных и муниципальных властей, правоохранительных органов, религиозных и общественных организаций, деятелей культуры и искусства, средств массовой информации при координирующей роли Национального антитеррористического комитета России и региональных антитеррористических комиссий. Основное внимание здесь должно быть направлено на открытость властей, отказ от политики «замалчивания» и игнорирования проблем, открытость и объективность СМИ, содействие общественным организациям, представляющим интересы граждан, различных по национальному, конфессиональному, идеологическому и пр. признакам.
Необходимо выстроить единую систему информационного обеспечения государственных и муниципальных органов, институтов гражданского общества, расширить области сотрудничества госструктур и официального духовенства, наладить специальную подготовку сотрудников органов власти, преподавателей образовательных учреждений, представите лей институтов
гражданского общества в сфере противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма в различных группах населения, прежде всего в молодежной среде.
Законодательная база, относящаяся к сфере молодежной политики, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации находится в стадии становления. На данный момент ключевым документом, регулирующим сферу государственной молодежной политики на федеральном уровне, в настоящее время является «Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года». Но, к сожалению, данная Стратегия не может быть полноценным законодательным актом, так как нормативно-правовая обоснованность реализации молодежной политики существенно ослаблена отсутствием соответствующего федерального закона (например, закона «О государственной молодежной политике») и профильной общероссийской программы. Принятие такого федерального закона вполне вписывается в нынешнее российское законодательство и способствует его развитию в едином направлении на территории всех регионов Российской Федерации.