Файл: Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития предпосылок учебной деятельности
1.2 Развитие предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Влияние игры на развитие предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников
мотивов Игра обладает и них специфическими чертами. умения Среди них властно основным является которые своеобразие мотивов. самостоятельная Игра это интересы свободная и самостоятельная ума деятельность, возникающая расцветает по личной от инициативе ребенка, является отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью.
Наиболее полезны для ребенка старшего дошкольного возраста такие учебно-дидактические игры и игрушки, которые он может сделать собственными руками, собрать или разобрать. Более всего детям нужны такие игры, в которых они открывают для себя новые знания, которые помогают развивать воображение, память, мышление и речь ребенка, разнообразные его способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие – многие другие. Игры, выполняют особую роль в развитии воли детей, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные, предметные игры, проявляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий: сюжетно – ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.
Игра не подлежит жесткой регламентации это кругозор самостоятельная деятельность отвечает детей, однако, старшего учитывая ее школьником огромное воспитательное регламентации воздействие на пытливость ребенка, взрослые напоминала руководят играми воспитать детей, создают его условия для этой их возникновения и исключительное развития.
Н.К. Крупская воспитываются подчеркивала большое полностью значение игры в Игра воспитании ребенка. понять Для детей как игры имеют он исключительное значение: регламентации игра для старших них учеба, предпосылок игра для Вывод них труд, считала игра для Вывод них серьезная он форма воспитания. Для Игра способ общественно познания окружающего. него Она считала, воображения что игра игре полностью отвечает ребенка потребностям ребенка, однако воспитывает у него предпосылки такие качества, игре как жизнерадостность, цели активность, живость цели воображения, пытливость. наблюдать Она неоднократно полезной напоминала о том, школе что игры полезной укрепляют костяк огромное ребенка, развивают заставить мускулатуру, органы потребность чувств: в играх что воспитываются меткость ребенок глаз, ловкость и рассматривала сила движения. Н.К. мускулатуру Крупская рассматривала читать игру как личности средство познания Для мира; через книге игру ребенок активность изучает цвет, воспитания форму, свойства отвечает материалов, изучает необходимость растения и животных. В учеба игре у детей отвечает развивается умение воспитать наблюдать, расширяется учебной кругозор интересов, развивается выявляются вкусы и значение запросы.
Вывод: деятельность развить у старшего жесткой дошкольника предпосылки взрослые учебной деятельности - вкусы это, значит, тем воспитать у него животных осознанное положительное книге отношение к учебной и полностью общественной деятельности, не заставить его условия понять важность и игру необходимость обучения в них школе: вызвать у подчеркивала него желание научиться стать школьником; игры возбудить симпатию к желание ученикам, стремление цели быть похожим взрослые на них, средство уважение к личности и возбудить профессии учителя, своеобразие понимание общественно через полезной значимости подчеркивала его труда; осознанное развить потребность в обучения книге, стремление быть научиться читать. качества Успешность развития учителя предпосылок во желание многом определяется положительное тем, насколько предпосылок педагог учитывает воспитании своеобразие деятельности большое старших дошкольников и, в значит частности, как регламентации он использует для этой цели игру.
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы детского сада
Наше исследование проводилось на базе ДОУ №10, Белгородского района, с. Таврово. В исследовании принимали участие дети подготовительной к школе группы 18 человек:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты). На первом этапе, в процессе констатирующего эксперимента, был выявлен исходный уровень развития предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.
На втором, формирующем этапе эксперимента было апробировано содержание работы по развитию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
На третьем, контрольном этапе эксперимента осуществлялась повторная диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности, проводился сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
Цель констатирующего эксперимента – выявить исходный уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Подобрать диагностические методики по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников.
- Выявит исходный уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления уровня развития предпосылок учебной деятельности в процессе констатирующего этапа эксперимента использовались методика, тест, диагностика: диагностика готовности ребёнка к школе – тест Керна - Иерасека, методика «Бусы». Подробное содержание проведения методик см. Приложение 1, Приложение 2, 3.
Первым проводился тест Керна – Иерасека. Данный тест используют для исследования готовности ребёнка к школьному обучению. Он содержит три задания:
- Графическое копирование фразы из письменных букв.
- Срисовывание точек в определённом пространственном положении.
- Рисование фигуры человека.
После проведения первого задания были получены данные по каждому испытуемому. Результат обработки данных, полученных при проведении первого задания теста, наглядно представлен в таблице 1
Таблица 1
Результаты определения уровня развития предпосылок учебной деятельности по заданию срисовывания письменных букв, теста Керна – Иерасека
№ |
Ф.И. ребёнка |
Срисован- ную фразу можно прочитать |
Пред- ложение можно прочитать |
Можно про- читать хотя бы 4 буквы |
На обрацы похожи не менее 2 букв |
Кара- кули |
Уровень сформиро- ванн- ности пред- посылок к учебной деятель- ности |
1 |
Руслан А. |
+ |
средний |
||||
2 |
Влад Б. |
+ |
средний |
||||
3 |
Алина Б. |
+ |
высокий |
||||
4 |
Ромас В. |
+ |
средний |
||||
5 |
Кристина Д. |
+ |
высокий |
||||
6 |
Фёдор З. |
+ |
средний |
||||
7 |
Фёдор К. |
+ |
средний |
||||
8 |
Кирилл К. |
+ |
высокий |
||||
9 |
Настя К. |
+ |
средний |
||||
10 |
Арсений К. |
+ |
средний |
||||
11 |
Катя К. |
+ |
высокий |
||||
12 |
Полина М. |
+ |
высокий |
||||
13 |
Юля М. |
+ |
высокий |
||||
14 |
Варя М. |
+ |
средний |
||||
15 |
Вика Р. |
+ |
средний |
||||
16 |
Даша С. |
+ |
средний |
||||
17 |
Кирилл Ч. |
+ |
низкий |
||||
18 |
Ангелина Я. |
+ |
низкий |
Высокий уровень – 6 человек, что соответствует 33%;
Средний уровень – 10 человек, что соответствует 56%;
Низкий уровень – 2 человека, что соответствует 11%.
В зависимости от скорости и качества выполнения задания, вся совокупность детей была разделена на три группы.
Первую группу, с высоким уровнем развития предпосылок учебной деятельности, составили: Алина Б., Кристина Д., Кирилл К., Куценко К., Полина М., Юля М.
Вторая группа дошкольников содержала детей со средним уровнем развития изучаемого параметра. Таких было выявлено 10 человек: Руслан А., Влад Б., Ромас В., Фёдор З., Фёдор К., Настя К., Арсений К., Варя М., Вика Р., Даша С.
Третья группа, 2 ребёнка, была представлена дошкольниками с низким уровнем развития предпосылок к учебной деятельности, это такие дети как Кирилл Ч. и Ангелина Я.
После первого задания было проведено второе – срисовывание группы точек. Мы выдали детям бланки с изображениями группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали – 1 см, диаметр – 2мм. Детям даётся инструкция: «Здесь нарисованы точки. Попробуйте сами нарисовать такие же вот здесь», (показываем, где). Результат обработки данных, полученных при проведении второго задания теста, наглядно представлен в таблице 2.
Таблица 2
Результаты определения уровня развития предпосылок учебной деятельности по заданию срисовывания группы точек, теста Керна – Иерасека
№ |
Ф.И. ребёнка |
Точное воспро- изведение образца |
Число и располо- жение точек соответст- вует заданному образцу |
Рисунок в целом соответст- вует образцу |
Контур рисунка не соответ- ствует образцу |
Кара- кули |
Уровень сформиро- ванн- ности пред- посылок к учебной деятель- ности |
1 |
Руслан А. |
+ |
высокий |
||||
2 |
Влад Б. |
+ |
средний |
||||
3 |
Алина Б. |
+ |
высокий |
||||
4 |
Ромас В. |
+ |
средний |
||||
5 |
Кристина Д. |
+ |
высокий |
||||
6 |
Фёдор З. |
+ |
средний |
||||
7 |
Фёдор К. |
+ |
средний |
||||
8 |
Кирилл К. |
+ |
средний |
||||
9 |
Настя К. |
+ |
средний |
||||
10 |
Арсений К. |
+ |
средний |
||||
11 |
Катя К. |
+ |
высокий |
||||
12 |
Полина М. |
+ |
высокий |
||||
13 |
Юля М. |
+ |
высокий |
||||
14 |
Варя М. |
+ |
высокий |
||||
15 |
Вика Р. |
+ |
средний |
||||
16 |
Даша С. |
+ |
средний |
||||
17 |
Кирилл Ч. |
+ |
низкий |
||||
18 |
Ангелина Я. |
+ |
низкий |
Высокий уровень – 7 человек, что соответствует 39%;
Средний уровень – 9 человек, что соответствует 50%;
Низкий уровень – 2 человека, что соответствует 11%.
В зависимости от скорости и качества выполнения задания, вся совокупность детей была разделена на три группы.
Первую, с высоким уровнем развития предпосылок учебной деятельности, составили: Руслан А., Алина Б., Кристина Д., Куценко К., Полина М., Юля М., Варя М.
Вторая группа дошкольников содержала детей со средним уровнем развития изучаемого параметра. Таких было выявлено 9 человек: Влад Б., Ромас В., Фёдор З., Фёдор К., Кирилл К., Настя К., Арсений К., Вика Р., Даша С.
Третья группа, 2 ребёнка, была представлена дошкольниками с низким уровнем развития предпосылок к учебной деятельности, это такие дети как Кирилл Ч. и Ангелина Я.
В заключении теста, детям было предложено третье задание – рисование мужской фигуры.
Детям предложили нарисовать в определённом месте какого-нибудь мужчину (дядю). Никаких пояснений или указаний при этом не даётся, на вопрос детей мы отвечали: «рисуй так, как умеешь».
Результат обработки данных, полученных при проведении третьего задания теста, наглядно представлен в таблице 3.
Таблица 3
Результаты определения уровня развития предпосылок учебной деятельности по заданию «рисунок человека», теста Керна – Иерасека
№ |
Ф.И. ребёнка |
Есть голова, туло-вище, конеч- ности, шея |
Отсутст- вуют шея, волосы |
Есть голова, туловище, конечности, отсутствуют шея, волосы |
При- митивный рисунок |
Кара- кули |
Уровень сформиро- ванн- ности пред- посылок к учебной деятель- ности |
1 |
Руслан А. |
+ |
средний |
||||
2 |
Влад Б. |
+ |
средний |
||||
3 |
Алина Б. |
+ |
высокий |
||||
4 |
Ромас В. |
+ |
средний |
||||
5 |
Кристина Д. |
+ |
высокий |
||||
6 |
Фёдор З. |
+ |
средний |
||||
7 |
Фёдор К. |
+ |
средний |
||||
8 |
Кирилл К. |
+ |
средний |
||||
9 |
Настя К. |
+ |
высокий |
||||
10 |
Арсений К. |
+ |
средний |
||||
11 |
Катя К. |
+ |
высокий |
||||
12 |
Полина М. |
+ |
высокий |
||||
13 |
Юля М. |
+ |
высокий |
||||
14 |
Варя М. |
+ |
высокий |
||||
15 |
Вика Р. |
+ |
средний |
||||
16 |
Даша С. |
+ |
средний |
||||
17 |
Кирилл Ч. |
+ |
низкий |
||||
18 |
Ангелина Я. |
+ |
низкий |