Файл: Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 175

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития предпосылок учебной деятельности в игре у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития предпосылок учебной деятельности

1.2 Развитие предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

1.3 Влияние игры на развитие предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Уровень развития предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы детского сада

2.2 Содержание что работы по нами развитию предпосылок Данные учебной деятельности у дошкольников детей подготовительной к результатов школе группе

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Заключение

Список использованных источников

Результаты обследования детей подготовительной группы показали, память что по убеждают результатам проведённой ориентиром диагностики у детей преобладают преобладают средний и слух высокий уровни цель развития предпосылок подготовительной учебной деятельности. реализовать Средний уровень способствующие присутствует у 61%, высокий у 22% по детей. Низкий направлены уровень развития содержание предпосылок учебной обследования деятельности выявлен у 17%. этапе Данные результаты сосредоточенности диагностики могут этапе служить ориентиром результаты для стартовой Таким оценки уровня этапа развития предпосылок Низкий учебной деятельности у формирующего старших дошкольников. них Таким образом, Низкий анализ полученных сосредоточенности результатов показал результаты разную степень литературные развития предпосылок различных учебной деятельности у возраста детей старшего учебной дошкольного возраста. были Данные результаты учить убеждают нас в память необходимости последовательной и возраста целенаправленной работы направлены по развитию моторику предпосылок учебной процессе деятельности, а литературные содержание источники - в том, данных что в процессе этапе их развития моторику целесообразно использование школе различных методик реализовать обучения дошкольников, необходимости для развития у нас них данных реализовать предпосылок.

2.2 Содержание что работы по нами развитию предпосылок Данные учебной деятельности у дошкольников детей подготовительной к результатов школе группе

для Исходя из сосредоточенности полученных данных эксперимента констатирующего этапа воспринимать эксперимента, мы реализованы определили цель старшего формирующего эксперимента: выявлен реализовать содержание старших работы по задач развитию предпосылок нас учебной деятельности у уровни детей старшего Исходя дошкольного возраста.

различных На формирующем подготовительной этапе эксперимента Средний для реализации следующих поставленной цели старших нами были деятельности подобраны и реализованы поставленной игры, способствующие нас развитию предпосылок детей учебной деятельности у этапа детей подготовительной данных группы.


Игры эксперимента были направлены Содержание на реализацию моторику следующих задач:

  1. развития Продолжать учить нами детей воспринимать могут задания на деятельности слух.
  2. Продолжать содержание развивать способность к образом сосредоточенности, концентрации диагностики внимания.
  3. Продолжать подобраны развивать память их детей.
  4. Продолжать способность развивать у старших дошкольников моторику рук.

Для достижения намеченных задач, нами были разработаны он занятия, в которых поворачивался использовались заранее карточкам подобранные нами потом игры: игра «Фотоаппараты», спрашивали игра «Что изменилось?», давали игры-шнуровки М. Монтессори. предмета Данные игры при проводились с детьми в те течение трех Мы месяцев 3 раза в каждый неделю, при игру этом игры смотрели повторялись, варьировались накрывали их условия и течение правила. Подробное Затем проведение игр переложены см. Приложение 4, 5.

течение Первой нами раздали проводилась игра «Фотоаппараты». другие Мы раздали предложенной всем детям карандаш по три на карточки с 8 различными условия изображениями на проводилась каждой и по 24 это отдельных картинок, как имеющихся на По этих карточках. Воспитатель По команде достижения дети смотрели Такое на карточку в находившихся течение 30 секунд, а друг затем откладывали названия её в сторону и пуговица выбирали из имеющихся предложенных отдельных на картинок те, правила которые, по проведения их мнению календарик были на скрепка предложенной карточке.

всем Воспитатель следил спиной за ходом скрепка игры, чтобы изменилось дети не названия мешали друг места другу и не вспомнить подсказывали. Ребята календарик были очень знакомился сосредоточены во вслух время проведения накрывали игры, некоторые подробное из них предметы повторяли названия предложенных картинок вслух, неделю каждый старался можно за отведённое друг ему время (30 двум секунд) вспомнить игра как можно секунд больше изображений, вспомнить находившихся на предметов карточке. Такое из же задание Такое было и к двум после другим карточкам. Приложение Более подробное накрыли проведение игры проводилась см. Приложение 4.

платком Второй мы повторяли провели с детьми Затем игру «Что изменилось?» больше Нами были время разложены на варьировались столе 10 мелких правила предметов: календарик, расположением ластик, карандаш, повторяли пуговица, спичка, изменилось скрепка, конфета, провели блокнот, прищепка, спрашивали кисточка. Все достижения эти предметы находившихся мы накрыли как плотным непрозрачным не платком. Затем Более каждый ребёнок после по очереди игру подходил к столу в этом течение 30 секунд изображений знакомился с расположением предметов предметов; потом платком он поворачивался названия спиной к столу, а в следил это время её три или условия четыре предмета некоторые мы перекладывали Ребята на другие раза места. Снова 30 при секунд давали команде на осмотр трех предметов, после секунд чего опять перекладывали накрывали их этих платком. Затем карандаш спрашивали играющего: откладывали что изменилось в этом расположении предметов, какие из них были переложены?


Ответы оценивали в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывали в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимали из числа выигранных. Перемешав предметы, разложив их в другом порядке, звали к столу другого участника игры. Так один за другим прошли испытание все участники группы. Более подробное проведение игры см. Приложение 5.

Условия игры для всех были одинаковые: если для первого играющего меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывали столько же. Во время игры дети вели себя активно, каждый хотел быть первым. По просьбе воспитателя, дети старались не подсказывать друг другу.

Для развития мелкой моторики рук, как одной из основных составляющих развития предпосылок учебной деятельности, на всём этапе формирующего эксперимента мы предложили детям занятия играми-шнуровками Марии Монтессори. Дети привыкли к ярким и интересным играм-шнуровкам и с удовольствием занимались ими в самостоятельной игровой деятельности, меняясь друг с другом.

2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Для оценки проведённой работы и определения динамики развития предпосылок учебной деятельности мы провели контрольный этап эксперимента.

Цель контрольного эксперимента: выявить динамику развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Провести повторную диагностику уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Обработать полученные результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента.
  3. Сравнить результаты констатирующего и контрольного эксперимента, сделав соответствующие выводы.

Для того, чтобы проверить эффективность нашей экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование детей. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего этапа эксперимента. Использовались:

  1. Тест Керна - Иерасека.
  2. Методика "Бусы".
  3. Методика "Долговременная память".

Контрольный срез проводился с теми же детьми, что и при проведении констатирующего этапа эксперимента.

Первым, как и на этапе констатирующего эксперимента, проводился тест Керна - Иерасека.

Цель: выявить уровень психического развития детей, развитие глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций, после проведения нами формирующего этапа эксперимента.


Второй мы провели методику "Бусы".

Цель: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух на этапе констатирующего эксперимента.

Третьей нами проводилась методика «Долговременная память».

Цель: определить уровень развития долговременной памяти у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента.

Для обработки полученных результатов контрольного этапа эксперимента, полученные по каждой методике, целесообразно, по нашему мнению, представить в сводной таблице 8.

Таблица 8

Уровни развития предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы на этапе контрольного эксперимента

Ф.И.

ребёнка

Методики, тесты, диагностики

Уровень сформирован-

ности предпосылок

к учебной деятельности

Тест

Керна - Иерасика

Методика

«Бусы»

Диагностика

долговременной памяти

1

Руслан А.

средний

средний

средний

средний

2

Влад Б.

средний

средний

средний

средний

3

Алина Б.

высокий

высокий

высокий

высокий

4

Ромас В.

средний

средний

средний

средний

5

Кристина Д.

высокий

высокий

средний

высокий

6

Фёдор З.

средний

средний

низкий

средний

7

Фёдор К.

средний

средний

средний

средний

8

Кирилл К.

средний

средний

средний

средний

9

Настя К.

высокий

высокий

средний

высокий

10

Арсений К.

средний

средний

низкий

средний

11

Катя К.

высокий

высокий

высокий

высокий

12

Полина М.

высокий

высокий

высокий

высокий

13

Юля М.

высокий

высокий

высокий

высокий

14

Варя М

высокий

высокий

средний

высокий

15

Вика Р.

средний

средний

средний

средний

16

Даша С.

средний

средний

средний

средний

17

Кирилл Ч.

средний

низкий

низкий

низкий

18

Ангелина Я.

средний

средний

средний

средний

Высокий уровень

7 человек, что составляет 39%

7 человека, что составляет 39%

4 человека, что составляет 22%

39%

Средний уровень

11 человек, что составляет 61%

10 человек, что составляет 56%

12 человека, что составляет 67%

56%

Низкий уровень

0 человек, что составляет 0%

1 человек, что составляет 5%

2 человека, что составляет 11%

6%


После повторного проведения диагностических методик, мы выяснили, что у большинства дошкольников на этапе контрольного эксперимента уровень развития предпосылок учебной деятельности стал значительно выше.

Детей с высоким уровнем развития предпосылок учебной деятельности на этапе констатирующего эксперимента было 4 человека, что составляло 22%, на этапе контрольного эксперимента - 7 человек, что составило 39%.

Детей со средним уровнем развития предпосылок учебной деятельности на этапе констатирующего эксперимента было 11 человек, после проведённой нами работы по формированию предпосылок учебной деятельности, на контрольном эксперименте было выявлено 10 человек.

Детей с низким уровнем развития предпосылок учебной деятельности на этапе констатирующего эксперимента было 3 человека, на этапе контрольного эксперимента, с низким уровнем развития предпосылок учебной деятельности остался один ребёнок.

В ходе анализа и сравнения нами была отмечена положительная динамика, которая отражена нами в таблице 9.

Таблица 9

Динамика развития предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Уровень развития

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Высокий

4 ребёнка, что составляет 22%

7 детей, что составляет 39%

Средний

11 детей, что составляет 61%

10 детей, что составляет 55%

Низкий

3 ребёнка, что составляет 17%

1 ребёнок, что составляет 6%

Вывод: таким образом, на основании полученных нами результатов, у нас есть все основания утверждать, что наша гипотеза получила подтверждение: если систематически и последовательно проводить игровые занятия, направленные на развитие способности к сосредоточенности, концентрации внимания, восприятия задания на слух, развитие памяти и мелкой моторики рук с детьми, то это будет способствовать развитию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

Проведённое нами уровни исследование показало, результате проблема развития мы предпосылок учебной формирующего деятельности - одна были из актуальных. направлены Педагогами и психологами осуществление доказана необходимость повлиять теоретической разработки ходе этой проблемы и развитие осуществление её констатирующего практикой воспитания. В доказана рамках проделанной деятельности нами работы смогли мы смогли внимания проанализировать такие исследование основополагающие понятия направлены как «учебная деятельность», «предпосылки последовательно учебной деятельности» и был дать психологическую теоретической характеристику детей осуществление старшего дошкольного на возраста.