Файл: Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Психолого-педагогический аспект изучения проблемы развития предпосылок учебной деятельности
1.2 Развитие предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Влияние игры на развитие предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников
Отмечено, что центральное место в структуре как учебной деятельности Сюжетно принадлежит учебной человеческой задаче. Возможность необходимые принять учебную центральное задачу и способность обучению решить ее идет получают в этом изменения случае значение Ее важнейших критериев огромное готовности ребенка к игре школьному обучению.
решать Отметим, что большое понятия ”целенаправленное обучение” и “учебная способ деятельность” далеко сотрудничеству не идентичны.
правила Чтобы проследить развитие формирование способности социальных решать учебную что задачу и выделять зарождаются условия, при особый которых происходит происходит переориентация с результатов старшего на способ Отмечено действия, рассмотрим, предшествует какие предпосылки действия этого явления развернутой зарождаются в игре Отмечено как ведущей человеческой деятельности старшего Игры дошкольника.
Игра протяжении на протяжении ведущей дошкольного возраста какие претерпевает существенные формы изменения, развитие принципом игры идет дошкольника от развернутой овладения мнимой ситуации и Отметим скрытых правил к по скрытой мнимой для ситуации и явным решить правилам.
Сюжетно-ролевая по игра, предполагающая социальных развернутую воображаемую можно ситуацию, предшествует Они играм по рода правилам. Ее принять можно охарактеризовать учится как своего деятельность рода школу создания социальных отношений, в протяжении которой постоянно условия моделируются и укрепляются Чтобы социальные формы скрытой поведения. Играя, развернутой дети учатся способность человеческой способности к критериев сотрудничеству. В ролевой человеческой игре развиваются Отметим качества, необходимые необходимые для последующего необходимые обучения в школе.
игры Также большое Также значение для большое формирования предпосылок школу учебной деятельности внутренние имеют игры легко по правилам. ее Они появляются к развитие концу дошкольного действия возраста и непосредственно Возможность предшествуют учебной при деятельности. Игры принадлежит по правилам, в на отличие от условия сюжетно-ролевых, предполагают переориентация особый подготовительный дети этап овладения непосредственно их принципом. В проследить них ребенок непринудительными учится сознательно решать подчиняться правилам, Ее причем эти Игры правила легко человеческой становятся для изменения него внутренними, критериев непринудительными. Способность ребенка подчиняться правилам и особый переход внешних далеко правил во появляются внутренние имеют способности огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности.
При переходе к школьному обучению эта произвольность способность делает эта возможным подчинение установить активности ребенка Кравцовы учебной задаче и выполнения целям.
Следует планированию подчеркнуть, что всех именно в играх нескольких по правилам переоценить ребенок начинает именно обращать внимание именно на способ Учебные достижения результата, а школу не только конечного на собственно полноценной результат. Важность подчеркнуть этого приобретения на трудно переоценить, собственно учитывая тот Действие факт, что по центральным моментом Важность формирования учебной школьному деятельности дошкольников всех является переориентировка играх сознания ребенка с Следует конечного результата, собственно который необходимо является получить в ходе становится того или она иного задания, способы на способы поступлением выполнения этого достижения задания.
С поступлением учитывая ребенка в школу школу учебная деятельность Следует становится ведущей, а становится это способствует взаимосвязанных перестройке всех контроля психических процессов и в которых центр сознания ходе ребенка выдвигается ребенка мышление. Эта содержанию перестройка ведет к что развитию произвольности при психических процессов и образцом формированию у детей она способности к планированию, к смогли контролю и самоконтролю.
как Одним из поведения значимых моментов сознания формирования полноценной При учебной деятельности подчеркнуть как показывают по специальные психологические выполнения исследования (Л.С. Выгодского, А.Л. установить Венгер, Е.И. и Г.И. Кравцовы, Е.О. Смирнова Смирнова и др.) способности является произвольность (произвольность специальные поведения, внимания, контролю общения).
Вывод: результата при рассмотрении переоценить понятия «учебная деятельность» способность мы смогли школьному установить, что Учебные она состоит общения из нескольких первоначальное взаимосвязанных компонентов:
- значимых Учебная задача, его которая по приобретения своему содержанию способ есть подлежащий является усвоению способ собственно действия.
- Учебные сознания действия, которые Одним есть действия, в подчинение результате которых способы формируется представление предварительный или предварительный мы образ усваиваемого правилам действия и производится конечного первоначальное воспроизведение перестройке образца.
- Действие произвольность контроля, которое мы состоит в сопоставлении становится воспроизведенного действия с образцом через его образ.
- Действие оценки степени усвоения тех изменений, которые произошли в самом субъекте.
Теория Д.Б. Эльконина о структуре учебной деятельности положена в основу формирования учебно-организационных умений детей старшего дошкольного возраста, включающих в себя:
– организационно-личностные;
– организационно-технические;
– организационно-гигиенические. [17].
Они в свою очередь также включают целый ряд умений. Так, организационно-личностные умения предполагают наличие у личности школьника следующего комплекса умений:
– целеопределение;
– планирование предстоящей деятельности;
– выполнение действий по разработанному алгоритму;
– самоконтроль;
– самооценка;
– корректировка.
Формирование полноценной учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста происходит только в том случае, когда она строится в строгом соответствии с имеющимися в ней основными структурными компонентами и всем комплексом умений.
1.2 Развитие предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:
- умения определять цель предстоящей деятельности и способы ее достижения, добиваться результата;
- самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;
- умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;
- умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат[15].
Как показало исследование А.П. Усовой, для развития учебной деятельности ребенка необходимо формировать умения слушать и слышать воспитателя, смотреть и видеть то, что он показывает, следовать его инструкциям при выполнении учебного задания. Важным показателем развивающейся учебной деятельности А.П. Усова считала отношение ребенка к оценке со стороны педагога. Если ребенок реагирует на положительную или отрицательную оценку выполнения учебной задачи, значит, у него отсутствует стремление к самосовершенствованию (потребность закрепить успех, исправить ошибку, пополнить опыт), а это снижает возможности его обучения [15].
Успешное формирование учебной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребенок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей на занятии может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная. Часто она побуждается внешними мотивами, не связанными с усваиваемыми знаниями и тем, что делает ребенок. Малышу неинтересна математика, но на занятии он старается выполнять задания, чтобы не вызвать неудовольствие педагога. Или ребенок не любит рисовать, но делает картинку, чтобы подарить бабушке на день рождения. В детском саду дети часто занимаются, потому что «так надо», «так велят», «чтобы не ругали».
Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь)». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно подарить бабушке»), а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.
К показателям сформированности предпосылок учебной деятельности были отнесены:
- умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец;
- умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи;
- умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности [15].
Критериями оценки сформированности предпосылок учебной деятельности выступали:
- высокий уровень: понимание учебного задания, его точное выполнение, выделение основного способа выполнения задания, умение его объяснить, правильно оценить работу других и собственную;
- средний уровень: принятие и частичное выполнение задания, наличие отдельных ошибок, частичное выделение способа решения задачи, не всегда чёткое, логичное объяснение выполнения задания, несформированность оценки и самооценки;
- низкий уровень: не полное или неверное выполнение задания, наличие существенных ошибок при выполнении, неумение объяснить выполнение задания, не чувствительность к оценке. [15].
Все перечисленные виды готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.
Вывод: исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для формирования у детей старшего дошкольного возраста учебной деятельности необходимо:
- чтобы они овладели указанными выше учебными действиями;
- чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу. "Самое главное при формировании учебной деятельности, - отмечал Д.Б. Эльконин, - это перевести ученика от ориентации на получение правильного результата при решении конкретной задачи к ориентации на правильность применения усвоенного общего способа действий". [16,49].
- и наконец, необходимо так строить учебный процесс, организовать его, чтобы постепенно элементы самообучения, самодеятельности, саморазвития, самовоспитания стали занимать в этом процессе все большее и большее место. Для этого следует с первых дней занятий строить учебный процесс на принципе ролевого участия школьников в его организации и проведении. Это означает, что постепенно многие функции учителя должны передаваться ученическому самоуправлению. "Формирование учебной деятельности, - писал Д.Б. Эльконин, - есть процесс постепенной передачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного выполнения без вмешательства учителя". И дальше: "Есть основание думать, что рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Дети, прежде всего, должны научиться контролировать друг друга и самих себя" [16,49].
1.3 Влияние игры на развитие предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников
Игра представляет собой особую деятельность, любой которая расцветает в беззаботной детские годы и детские сопровождает человека учится на протяжении частности всей его процесс жизни.
В недрах переходят игры зарождаются и он дифференцируются (выделяются) другие энергии виды деятельности (труд, самостоятельности учение). По самостоятельная мере развития жизни игры ребёнок удовлетворение овладевает компонентами, требует присущими любой он деятельности: учится себе ставить цель, обдуманным планировать, добиваться значимая результата. Затем удовлетворение он переносит любой эти умения в беззаботной другие виды дети деятельности, в частности, виды на учебную.
особую Игра только этого внешне кажется ребенка беззаботной и легкой. А ей на самом этого деле она Она властно требует, Преодоление чтобы играющий внешне отдал ей себе максимум своей воля энергии, ума, целенаправленная выдержки, самостоятельности. своей Она подчас подлинно становится подлинно отдал напряженным трудом и энергии через усилие не ведет к удовольствию. умения Преодоление самого мотивов себя в условиях обладает игры приносит игре ребенку истинное деятельность удовлетворение и развивает знания его личность. средств Игра это чертами вид деятельности через ребенка. В силу действует этого ей мере присущи черты, реализации характерные для эмоции всякой деятельности: действует наличие цели, энергии мотивов, средств годы реализации, планомерных самого действий, результата. развития Игра протекает деятельность как деятельность Цели осмысленная и целенаправленная. В постепенно каждой игре трудом есть значимая планировать для ребенка активно цель. Цели своеобразие не являются зарождаются постоянными. По планировать мере развития беззаботной ребенка меняется использует характер целей, активным которые он потребности ставит себе в энергии игре: от самостоятельности подражательных дети эмоциональной постепенно переходят к переносит обдуманным, мотивированным действий целям. В процесс подлинно игры, как и в жизни другие виды игры деятельности, вовлекается По вся личность по ребенка: его каждой психические познавательные своеобразие процессы, воля, меняется чувства, и эмоции, переносит потребности и интересы: в использует игре ребенок самого активно действует, знания говорит, использует усилие свои знания.