Файл: Определение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность управленческих решений
1.1 Понятие управленческого решения
1.2 Классификация управленческих решений
2. Процесс принятия управленческих решений
2.1 Принципы процесса принятия управленческих решений
2.2. Этапы процесса принятия управленческих решений
3. Информационные средства обеспечения принятия управленческих решений
3.1. Виды информационных ресурсов
3.2 Влияние информации на эффективность принятия управленческих решений
Главной целью оперативного маркетинга в стенах предприятия является в краткосрочном периоде создать оптимально количество ассортимента. Естественно, при формировании ассортимента принимаются во внимание внешние и внутренние ограничения, присущие предприятию.
Если производство знает, на какие виды товаров и услуг нацелены покупатели, то формирование оптимальной производственной программы не составит труда.
Одним из видов ограничения в компании являются технические возможности, то есть наличие средств, которые обрабатывают информацию.
На предприятиях, в которых постоянно используется маркетинг, как правило, создаются маркетинговые базы данных, в которых собирается информация, потом систематизируется по различным маркетинговым направлениям. Заполнение таких баз осуществляется по-разному, например, путем каждодневного мониторинга прессы, различных тематических Интернет порталов, личных контактов сотрудников, а так же путем целенаправленного маркетингового исследования. Чтобы обрабатывать и позже систематизировать полученную информацию, разрабатываются и используются разные программные средства.
Нужно помнить о том, что точность и прогноз спроса напрямую зависит от информации, используемой для анализа, и от того, как ее обработали. Из-за этого многие российские предприятия стремятся получить основную информацию о потребителях и рынках сбыта. Но этот процесс не всегда проходит только через отдел маркетинга, так же порой задействуются и сбытовые структуры. В зависимости от компании и организационной структуры, многие финансовые службы также беседуют с клиентами по вопросам оплаты. Стоит отметить, что отдел маркетинга занимается только исследованием потребителей и конкурентов и разработкой маркетинговой стратегии, а отдел сбыта занимается реализацией товаров, и при этом собирает информацию как бы из «первых рук» с учетом того, что именно они сперва взаимодействуют с покупателями. Торговый персонал, как правило, имеет точное представление о потенциале продаж, который обеспечивают их клиенты. Субъективной оценкой спроса процесс, вытекающий из экспертных суждений, интуиции и опыта сотрудников отдела маркетинга и сбыта.
Финансовые службы должны проводить финансовый анализ ассортимента. При этом финансовые службы должны передавать полученный материал сотрудникам отдела сбыта и маркетинга. Полученная информация станет основой для дальнейшего исследования ассортимента с позиции рынка.
Чтобы получить нужную информацию отдел маркетинга приходит к разным способам исследования рынка, конкурентов и покупателей. Этот результат поможет определить процент изменения покупательского спроса.
Если процент точен, то это доказывает то, что эффективность работы отделов. Именно из-за этого процента и планируется вся деятельность организации. Когда же был выбран наиболее выгодный и подходящий для компании товар, то следом нужно определить потребителей, на которых и будет рассчитан данный продукт.
Товар – материальное изделие, предлагаемое рынку с целью его приобретения, использования или потребления. Товар это прежде всего внешний предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности.[19]
Позиционирование товара, то есть характер восприятия, заключается в покупателях. В процессе формирования образа товара оценка определяет его потенциальную рентабельность. Позиционирование включает в себя несколько элементов:
- товар;
- цену;
- сбыт;
- продвижение товара (коммуникации).
Цена – это денежное выражение стоимости товара.[20] Ценообразование является одним из наиболее простых и гибких способов определения позиции на рынке.
Продвижение товара - деятельность предприятия по формированию спроса на предлагаемые товары.
Предприятие фактически бессильно перед неопределенностью среды. Компания может попытаться предвидеть будущее, а может просто создать надежную систему сложения за факторами, первичный спрос которых очень чувствителен. Нестабильность рынка заставляет предпринимателей создавать все больше альтернатив и не пренебрегать теми, которые реализовать сейчас достаточно трудно.
Еще одной проблемой на пути к достижению улучшения предприятия становится управленческая отчетность. Проблема заключается в том, что для данного процесса нет системы фиксирования, предоставления и обработки данных, получается, что нет и нужной информации, на которой и будут анализироваться принятые решения. По действующему законодательству, ото всех компаний требуется налоговая отчетность, и по этим самым сведениям руководитель контролирует процессы и принятые решения. Но из этого вытекает другая проблема, порой эти сведения совсем не отвечают требованием, которые выдвигает руководитель. Поэтому многие организации намеренно ведут две системы учета, первая это бухгалтерский учет, вторая «практический» учет. «Практический» учет служит для фиксации выполненных ежедневных задач, как для сотрудников, так и для руководителей компании. Этот учет зачастую ведется «снизу-вверх». Каждому сотруднику организации в начале рабочего дня для выполнения своей работы выдают необходимое количество данных. И если руководителю организации требуется получить сведение, к примеру, о положении дел по текущему процессу, то он делает запрос к исполнителям, то есть менеджерам более низкого уровня.
Подобный подход запроса информации руководства к подчиненным не всегда удовлетворяет руководство, поскольку не редко та информация, которую предоставляет менеджер, не соответствует той информации, которую хочет увидеть перед собой руководитель. Причина такого рода конфликта предельна ясна, здесь нарушается построение системы «снизу- вверх» (которая ориентирована на первое лицо), то есть у работодателя и подчиненного, которые находятся на разных уровнях. Отличие подобной информации заключается в том, что это либо не верные данные или они были не в полной мере разъяснены.
Большинство руководителей получают отчеты о выполненной работе отделов. Но даже в отчетах не всегда бывает отражена точная информация, либо она может быть неверно изложена. Из-за подобных случаев получается, что руководитель может принять неверное решение.
Следует также отметить, что одним из аспектов, влияющих на принятие неверного решения, является неактуальность данных, если они поступают с запозданием. Для предотвращения этих ошибок и необходима система «сверху – вниз».
К системе управленческого учета постоянно выдвигается ряд требований – актуальность, точность, единообразие и регулярность получения информации.
Соблюдение этих требований возможно, если следовать следующим принципам:
1. Ориентированность системы на первое лицо - руководителя.
2. Система должна строиться «сверху - вниз». Руководство уровней должно следить и анализировать состав и качество информации, предоставляемой работникам, чтобы впоследствии применить эту информацию в процессе работы.
3. Исполнители так же должны вести учет информации и передавать руководству запрашиваемые данные.
4. Неограниченность информации. Информация должна быть доступна всем заинтересованным лицам.
Конечно, все эти требования могут быть выполнены с помощью специальной автоматизированной системы, являющейся базой данных организации. Но опыт многих предприятий говорит о том, чтобы наладить весь этот процесс, который выполняется автоматизированной системой, необходимо прежде проделать большой объем бумажной работы. Выполнение бумажной работы пройдет не зря, так как это позволить промоделировать различные особенности управленческой отчетности компании, а это в свою очередь ускорит процесс по внедрению такой системы в организацию, тем самым, помогая избежать многих ошибок.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изложенного можно сделать выводы, что проблема обеспечения процесса принятия решения информацией, которая отвечает всем требованиям, может быть вполне решаема.
В нашем мире на данный момент идет эра компьютеризации, то есть все проблемы решаются с помощью современных электронно-вычислительных техник. А это создание различных баз данных, экспертных систем, систем подготовки принятия решений на предприятиях. Каждая крупная компания сейчас не может обойти без базы данных, где хранится и накапливается все необходимая и используемая информация. Среди общеизвестных баз данных можно назвать такие как: используемая у таможенных брокеров программа «Альта-ГТД», у ФГУП «Почта России» - «WinPost», в судебной системе – «ГАС-Правосудие».
Подобные способы позволяют довольно просто, а главное быстро и оперативно собирать, хранить, обрабатывать и анализировать существующую информацию. Это помогает руководителю сэкономить время и облегчить процесс принятия решения. Конечно, стоить отметить и то, что такие программы стоят значительной части вложений, но впоследствии такие программы оправдывают себя и предприятие остается с прибылью. Ведь кто владеет информацией, тот владеет и ситуацией.
Наряду со всеми достоинствами данное решение проблемы все же имеет и свои сложности. Основная проблема заключается в том, что руководителям нужно своевременно получать новую информацию, чтобы впоследствии ее использовать более результативно, но, как и на получение информации, так и на ее обработку нужно время. Неудовлетворительные результаты в организациях по принятию управленческих решений - это недостаточная и запоздалая информация, которая со временем полного получения теряет свою актуальность. А ведь повышение качества решений, принимаемых руководителями, является важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
- Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=183056;fld=134;from=165971-6;rnd=189271.9020179307553917;;ts=018927113561455882154405 (дата обращения: 12.02.2016)
Научная методическая литература
Исаев Г.Н. Информационные системы в экономике / Г.Н. Исаев. - М.: Омега-Л, 2009. – 15 с.
- Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. Учебник / Н.Л. Карданская. - М.: Юнити, 2009. – 64 с.
- Карминский А.М., Черников Б.В. Методология создания информационных систем / А.М. Карминский, Б.В. Черников. - М.: ИД «Формум» - Инфра-М, 2012. –16 с.
- Кашаева И.А.Товароведение, экспертиза и стандартизация/ И.А. Кашаева. URL: http://www.e-biblio.ru/book/bib/02_estestv_nauki/tovaroved_expert_i_standart/sg.html (Дата обращения: 12.02.2016)
- Лебедев С.А Основы философии науки. Учебное пособие для вузов/ С.А. Лебедев. - М.: Академический проект, 2005. – 66 с.
- Сухов В.Д., Сухов С.В., Москвичев Ю.А. Основы менеджмента / В.Д.Сухов, С.В. Сухов, Ю.А. Москвичев. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. –18 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рис. 1.1
Процесс принятия решений
Постановка цели
Формулировка проблемы
Выявление ограничений и определение альтернатив
Выбор решения
Реализация решения
Контроль за исполнением решения
Источник: Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. Учебник / Н.Л. Карданская. - М.: Юнити, 2009. – с. 31
-
Сухов В.Д., Сухов С.В., Москвичев Ю.А. Основы менеджмента / В.Д.Сухов, С.В. Сухов, Ю.А. Москвичев. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 179. ↑
-
Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. Учебник / Н.Л. Карданская. - М.: Юнити, 2009. – С. 64. ↑
-
Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. Учебник / Н.Л. Карданская. - М.: Юнити, 2009. – С. 32. ↑
-
Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. Учебник / Н.Л. Карданская. - М.: Юнити, 2009. – С. 64. ↑
-
Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. Учебник / Н.Л. Карданская. - М.: Юнити, 2009. – С. 32. ↑
-
Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. Учебник / Н.Л. Карданская. - М.: Юнити, 2009. – С. 79. ↑
-
Сухов В.Д., Сухов С.В., Москвичев Ю.А. Основы менеджмента / В.Д.Сухов, С.В. Сухов, Ю.А. Москвичев. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 18. ↑
-
Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. Учебник / Н.Л. Карданская. - М.: Юнити, 2009. – С. 248. ↑
-
Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. Учебник / Н.Л. Карданская. - М.: Юнити, 2009. – С. 70. ↑
-
Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. Учебник / Н.Л. Карданская. - М.: Юнити, 2009. – С. 71. ↑
-
Сухов В.Д., Сухов С.В., Москвичев Ю.А. Основы менеджмента / В.Д.Сухов, С.В. Сухов, Ю.А. Москвичев. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 15. ↑
-
Лебедев С.А Основы философии науки. Учебное пособие для вузов/ С.А. Лебедев. - М.: Академический проект, 2005. – С. 66. ↑
-
Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=183056;fld=134;from=165971-6;rnd=189271.9020179307553917;;ts=018927113561455882154405 (дата обращения: 12.02.2016) ↑
-
Исаев Г.Н. Информационные системы в экономике / Г.Н. Исаев. - М.: Омега-Л, 2009. – С. 15. ↑
-
Карминский А.М., Черников Б.В. Методология создания информационных систем / А.М. Карминский, Б.В. Черников. - М.: ИД «Формум» - Инфра-М, 2012. – С. 16. ↑
-
Карминский А.М., Черников Б.В. Методология создания информационных систем / А.М. Карминский, Б.В. Черников. - М.: ИД «Формум» - Инфра-М, 2012. – С. 16. ↑
-
Исаев Г.Н. Информационные системы в экономике / Г.Н. Исаев. - М.: Омега-Л, 2009. – С. 14. ↑
-
Исаев Г.Н. Информационные системы в экономике / Г.Н. Исаев. - М.: Омега-Л, 2009. – С. 35. ↑
-
Кашаева И.А.Товароведение, экспертиза и стандартизация/ И.А. Кашаева
URL: http://www.e-biblio.ru/book/bib/02_estestv_nauki/tovaroved_expert_i_standart/sg.html (Дата обращения: 12.02.2016). ↑
-
Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. Учебник / Н.Л. Карданская. - М.: Юнити, 2009. – С. 248. ↑