Файл: Определение объема необходимой и достаточной информации при принятии решения.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность управленческих решений
1.1 Понятие управленческого решения
1.2 Классификация управленческих решений
2. Процесс принятия управленческих решений
2.1 Принципы процесса принятия управленческих решений
2.2. Этапы процесса принятия управленческих решений
3. Информационные средства обеспечения принятия управленческих решений
3.1. Виды информационных ресурсов
3.2 Влияние информации на эффективность принятия управленческих решений
Следующий шаг – сравнение каждой из оптимальных идей на предмет их взаимной поддержки. Они могут оказаться естественными комбинациями, которые могу взаимно усиливаться, и дополняют друг друга. Такие комбинации-элементы должны немедленно связываться и использоваться в качестве основы для будущей окончательной альтернативы. Следует учесть, что итогом всей проделанной работы должна стать такая комбинация идей, которая стала бы в дальнейшем новаторской «Синергической альтернативой». Синергической альтернативой называется такая комбинация идей, совокупность эффекта которой превышает простую сумму эффектов этих идей, взятых по отдельности.
Если метод оптимизации критериев дает возможность получить несколько альтернатив, то сотрудник, который принимает решения может сравнить эти альтернативы, иными словами обратиться к стандартной процедуре принятия решений. Однако, если применяемый метод оптимизации критериев даст только одну альтернативу, то исходные критерии для конструирования превращаются в инструмент ее оценки.
На данный момент на формирующемся рынке труда в России, менеджер должен уделять внимание коммерческому риску и проблеме управления им. Здесь заслуживает внимание в первую очередь несколько моментов. Первое, риск в условиях рынка всегда персонифицирован. Второе, наличия риска является стимулом для предпринимателей, это заставляет их: экономить средства и ресурсы, вынуждая фирмы очень тщательно анализировать вложения капитала, закупать ресурсы, нанимать высококвалифицированную рабочую силу. Третье, риск неотъемлемая черта предпринимательства и должна она приниматься лишь после тщательных расчетов и анализов.
Менеджерам успешно помогает конструировать альтернативы для принятия решения и последующей его реализации в практике предпринимательства - метод оптимизации критериев.
Переход общества в постиндустриальную эпоху и приход наукоемких технологий вводит в активный оборот информационные ресурсы, что более повышает требования к квалификации труда специалистов. Но информация так же дает возможность рационально распоряжаться всеми иными видами ресурсов. Постоянное использование информации позволяет значительно уменьшить материалоемкость и энергоемкость продукции. Ограниченность ресурсов, сейчас главная проблема любой экономики, которую нужно преодолеть. Но и имеющиеся ресурсы можно использовать различными способами. Ключевым моментом здесь является решение о том, где и как сосредоточить экономические ресурсы. Концентрация ресурсов в нужное время, в нужном месте, для решения главного, приоритетного направления – вот в чем помогает информация при принятии экономического решения.
Информация важнейшая составляющая для любого предприятия и производства. Она позволяет руководителю организации получить решение, как эффективнее и экономически выгоднее организовать производство товаров или услуг. Знания и информация обязательно становятся стратегическими важными ресурсами, поскольку наряду с эмпирическим знанием и повседневным опытом в экономическую деятельность непосредственно вовлекается систематизированное теоретическое знание. Такое знание становится непосредственной производительной силой, такой же, как, например, знание, заложенное в управляющие программы ЭВМ, гибких производственных систем.
Руководителю важно не забывать о том, что для достижения всех поставленных экономических целей нужна опора в виде информации о профессиональном знании, особенностях выбранной сферы бизнеса. Цель прикладной информатики – собрать, соединить по тематическим разделам и обработать информацию так, чтобы ускорить и максимально улучшить доступ к информации и представить ее в удобном для пользователя виде. Более того, сегодня в информатике нет ограничений на вид собираемой информации и тип используемых носителей информации. Средства информатики позволяют интегрировать разнообразную информацию в «одном месте» и создавать всеобъемлющее поле информационных ресурсов. А это снимает неопределенность и повышает вероятность получения нужного знания. Предприятие (по крайней мере, его головной офис) можно рассматривать как результативный информационный центр.
Внешняя деловая среда (или макросфера) – это совокупность политических, экономических субъектов, которые находятся и действуют за пределами предприятия, и отношений, складывающихся между ними и предприятием, а так же с его реальными и потенциальными клиентами и даже с конкурентами. Оценки экспертов утверждают, что наибольшие возможности, которые даются предприятию, получаются за счет квалификация персонала и технологическая база. А наибольшие опасности заключаются в неожиданных и стремительных действиях со стороны конкурентов отечественных и зарубежных фирм.
Внутренняя деловая среда – это отношения в коллективе, определяющие насыщенность информационных потоков и интенсивность коммуникационных потоков, а также знания, закладываемые и порождаемые в производстве.
Руководитель в своей деятельности играет три информационные роли:
- приемника информации;
- распространителя информации;
- профессионального представителя во внешнем мире.
От того, как руководитель сыграет свои информационные роли, организовав профессиональные информационные потоки, в существенной степени зависит дальнейшая производительность работы предприятия. Но также важен тот фактор, что для производительности предприятия важно не только количеством информации, но и ее качество.
Информация является одним из основных ресурсов роста производительности предприятия, поскольку именно она позволяет:
- устанавливать стратегические цели и задачи предприятия и использовать открывающиеся возможности;
- принимать обоснованные и своевременные управляющие решения;
- координировать действия разрозненных подразделений, направляя их усилия на достижение общих поставленных целей.
Поэтому на любом предприятии организуется и систематически ведется работа в следующих основных направлениях:
- выявление проблем и определение информационных потребностей;
- отбор источников информации;
- сбор информации;
- обработка информации и оценка ее полноты и значимости;
- анализ информации и выявление тенденций в избранных сферах;
- разработка прогнозов и альтернатив поведения предприятия;
- оценка альтернатив различных действий, выбор стратегии и принятие управляющих решений для реализации стратегических планов.
Информационное обогащение современного бизнеса – его наиболее характерная черта. Всегда выигрывает именно тот, кто эффективнее собирает, обрабатывает и использует информацию об открывающихся возможностях.
3. Информационные средства обеспечения принятия управленческих решений
3.1. Виды информационных ресурсов
Для адекватного функционирования блока «Принятие решений» определяющее значение имеют информационные процессы – процессы сбора, хранения, обработки и передачи данных с целью управления производственным процессом и соответствующими структурными подразделениями. Информационные процессы подразделяются на три группы:
1. обеспечивающие выбор и формирование целей (целепологание)
2. предназначенные для разработки программы действий (планирование)
3. обеспечивающие нормальное протекание управляемого процесса по заданной программе или плану (регулирование).
В экономике зарождаются, распространяются и формируются три основных информационных потока:
- информация, существующая лишь в виде овеществленных знаний в наукоемкой продукции;
- информация, которая отражает человеческие профессиональные знания, частично фиксируемые в виде изобретений, лицензий, патентов, но главным образом в виде производственных навыков и приемов;
- информация по методам, искусству и технологии практического решения задач, а так же по управлению современным производством и вопросами завоевания рынков сбыта при производстве даже высококачественной продукции.
Все эти потоки вытекают из каждодневной работы интеллектуальной и творческой части квалифицированных рабочих. Особой чертой современной информации является то, что свой вклад в нее сейчас вносят все профессиональные группы рабочих, не зависимо какую должность они занимают. Разрыв или даже частичная потеря одно из звеньев в цепи производственных отношений производителей неминуемо приводит к утрате и убыли информации и в последствии к снижению качества продукции.
Философы определяют знание как полученный в практике опыт осознания окружающего мира, отражение реальности в человеческом мышлении. Знание – кодифицированная и благодаря этому идентифицируемая информация любого рода.[12]
Следует обратиться также к понятию «информация». Вот какое определение мы можем найти в действующем законодательстве: информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.[13]
В специализированной литературе дается более расширенное определение информации – это результат логической переработки данных, который используется людьми в общественно-исторической практике путем применения различных форм, методов и средств.[14]
К информации относятся знания, сконцентрированные в статьях, книгах, патентных описаниях, устных сообщениях, в управленческих документах, проектной документации, моделях, алгоритмах и программах.[15]
Каждый руководитель в нашем мире имеет свой собственный неповторимый стиль управления и ведения бизнеса, но это не всегда эффективно, потому что успешно используемые знания в одном направлении могут оказаться весьма не пригодными в другом. Это же относится к феномену интернационализации знаний: интернационально только общенаучное знание.
Из всего изложенного можно сделать вывод, что информация – это отчужденное знание, записанное на определенном языке в виде знаков на материальный носитель, доступное для воспроизведения без участия автора и переданное в каналы общественной коммуникации.[16]
Необходимо отметить, что информацией следует считать не любые. А только те сведения, знания, сообщения, которые содержат элементы новизны для их получателя и используются в процессе принятия решений.
Количество информации
С обыденной точки зрения количество имеющейся информации напрямую никак не связанно с длительность речи или объемом текста. Потому что в зависимости от контекста информационное сообщение интерпретируется и принимается по-разному. Однако эталоном количества информации считают количество знаков алфавита или число страниц текста, как в полиграфии.
Весьма важная черта информации – это ее способность подвергаться обработке и построению в соответствии с потребностью человека или задачами того или иного специалиста. Основная масса информации собирается, переносится, и обрабатывается с помощью знаков. Знаки – это сигналы, которые могут передавать информацию при наличии соглашения об их смысловом содержании между источниками и преемниками информации.[17]
В технической информационной системе каждый новый сигнал требует для своего отображения новые средства. Длина сообщения и является мерой количества информации, чтобы успешно измерить информационный сигнал, нужно вырабатывать этот эталон. Стандарт стремится свести весь технический алфавит к двум довольно простым знакам: закрыто, открыто; точка, тире; красный, зеленый; «1» и «0»; да и нет. Двоичные числа, то есть «1» и «0», используют, для того чтобы закодировать числа, буквы или иные символы.
Эталоном информации в технических системах приято использовать восьмиразрядные двоичные числа, называемые байтами. После этого устанавливается простое правило измерения количества информации - количество байтов для представления текста равно числу знаков естественного языка этого текста.
Но стоит помнить о том, что байт, одна единица информации, состоит из восьми двоичных единиц, которые называют битами. Поэтому для количества информации в технических информационных системах используются два равноправных эталона – бит и байт.
Качество информации
Качество информации важный показатель, но он не всегда точен. Ведь для двух людей одна и та же информация имеет не только разные значения и ценность по истечению времени, но может и совсем потерять свою актуальность. Действительно со временем информация не сохраняется в первозданном значении, она меняется, утрачивается, расширяется. Но есть и те знания, которые остаются значимыми и по истечению времени - это аксиомы, фундаментальные законы природы.