Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 448
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОВ
1.1. Содержание и значение маркетинга в исследовании конкурентов
1.2. Методология исследования конкурентов
1.3. Особенности исследования конкурентов на рынке общественного питания
В первом случае сотрудники маркетинговой службы организации своими силами осуществляют сбор данных. Очевидно, что такая организация должна обладать достаточно развернутым штатом сотрудников. Однако и в этом случае весьма проблематично проведение сбора данных в широком масштабе. Специальная группа обычно комплектуется за счет специалистов не очень высокой квалификации. В последние годы предприятия и организации все чаще прибегают к услугам специализированных компаний, осуществляющих маркетинговые исследования на коммерческой основе. Стоимость услуг маркетинговых компаний в три – пять раз превышает стоимость других двух подходов к сбору данных.
- Систематизация и анализ данных.
Систематизация первичной информации состоит обычно в классификации вариантов ответов, их кодировании и представлении в удобной для анализа форма (чаще всего, в табличной). Анализ данных заключается в ее оценке, как правило, с использованием статистических методов.
Анализ совершенно необязательно должен быть сверхсложным, задействующим большое количество информации, труда, времени и других ресурсов. Его результаты могут использоваться компанией (фирмой, заказчиком) в следующих основных целях: в разработке маркетинговой стратегии предприятия, принятии решения о ее изменении или корректировке; при составлении краткосрочных планов маркетинговой и производственной деятельности, оценке их выполнения; при принятии решения относительно товаров, товарных групп, цен, отдельных клиентов и пр. (в рамках существующей маркетинговой стратегии); в оценке руководителем текущего состояния дел предприятия.
Маркетинговый анализ предполагает определение и оценку рынков предприятия и внешней среды маркетинга с целью выявления привлекательных возможностей, обнаружения трудностей и слабых мест в работе предприятия. Эффективный маркетинговый анализ является необходимым условием разработки планов маркетинговых мероприятий, а также он выполняется в процессе их реализации. [7, C. 95]
- Разработка выводов и рекомендаций. По результатам анализа исследователь формирует выводы и дает рекомендации; оформляет отчет и представляет его заказчику. Окончательные результаты анализа часто выступают в форме рекомендаций о действиях предприятия в будущем. Опираясь на проведенное исследование, можно планировать тактику и стратегию завоевания местного рынка.
- Оформление результатов исследования и их использование. Финальной стадией маркетингового исследования является представление и использование его результатов заказчику и всем, кто нуждается в этих данных. Представление полученных результатов может быть в виде аналитических обзоров, таблиц, графиков, прогнозов, моделей принятия решений, рекомендаций.
Высокая эффективность работы по изучению конъюнктуры, проблем и долговременных тенденций развития рынка возможна только при соблюдении принципов целенаправленности, комплектности, систематичности.
Целенаправленность означает, что исследование конъюнктуры рынка и тенденций его развития должно быть тесно увязано с плановыми задачами, стоящими перед предприятием. [7, C. 95]
Комплексный подход означает:
- Необходимость анализа всех основных элементов конкретного рынка;
- Обязательность его изучения во взаимосвязи с общеэкономическими явлениями и рынками продукции;
- Охват всей основной группы факторов внутреннего (по отношению к данному рынку) характера, оказывающих на него воздействие.
Систематичность наблюдений и анализа предполагает соотношение определенных требований к исследовательской деятельности. Только при таком условии возможно своевременное отражение изменений, происходящих на рынке, и их учет в практической деятельности.
При накоплении исходных данных следует уточнить позиции перед тем, как приступить к сбору материала и выявлению показателей развития конъюнктуры и спроса потребителей.
Нужно определить период времени (квартал, полугодие, год), за который будут анализироваться конъюнктура и запросы потребителей. От этого зависит не только перечень показателей, но и степень детализации данных по ним.
Необходимо также определить уровень конкретизации анализа и прогноза, который намечается провести. На основе такой предварительной работы уточняются объем и характер необходимых материалов.
Результатом маркетингового исследования является оценка потенциальных возможностей предприятия и его позиций на конкретном рынке или его сегменте.
Эта оценка определяется в процессе дальнейшей маркетинговой деятельности при разработке программы маркетинга путем сопоставления сложившейся на определенный момент рыночной конъюнктуры с производственными, финансовыми, трудовыми и иными ресурсами предприятия. [6, C. 151]
Результаты маркетинговых исследований используются для:
- Стратегического и текущего планирования;
- Экономической и социальной деятельности предприятия;
- Установления требований к качеству продукции;
- Определения объемов производства;
- Разработки экспортной политики;
- Определения стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта;
- Оценки эффективности работы предприятия, выработки предложений по корректировке его деятельности.
1.2. Методология исследования конкурентов
Выявление действующих и потенциальных конкурентов предлагается производить на основе двух подходов. Первый связан с оценкой потребностей, удовлетворяемых на рынке основными конкурирующими фирмами. Второй ориентируется на классификацию конкурентов в соответствии с типами рыночной стратегии, применяемой ими. [2, C. 95]
Первый подход, с точки зрения потребительского спроса, имеет целью сгруппировать конкурирующие фирмы в соответствии с типом потребностей, которые удовлетворяет их продукция.
При этом выделяются следующие основные группы конкурентов.
- Фирмы, предлагающие аналогичный вид продукции на тех же рынках, в том числе:
- ориентирующиеся на удовлетворении всего комплекса запросов, предъявляемых потребителями к данной продукции;
- специализирующиеся на удовлетворении специфических потребностей специфических потребностей отдельных сегментов рынка;
- готовящиеся к выходу на рынок с аналогичной продукцией.
- Фирмы, обслуживающие другие рынки аналогичной продукции, выход которых на данный момент является вероятным.
- Фирмы, производящие товары-заменители, способные вытеснить данный продукт с рынка. [8, C. 311]
В основе подобной группировки лежит соответствующая классификация продукции, удовлетворяющая ту или иную потребность. Важный аспект выявления конкурентов на основе рассматриваемого подхода – это анализ потребностей рынка в дополняющей продукции и услугах.
Основные методы исследования конкурентов:
- Наблюдение. Наблюдения осуществляются, например, за временными колебаниями потоков посетителей ресторанов с помощью визуального контроля или видеокамерами с последующей компьютерной обработкой.
- Эксперимент. Экспериментальные исследования могут применяться при тестировании новых продуктов, изменении методов ведения ресторанного бизнеса, продвижения товаров и услуг. По результатам эксперимента выбирается оптимальный вариант действий. В основе методики эксперимента лежит сравнение в контролируемых условиях.
- Групповые исследования. Проводятся с группой респондентов, включающих 8-10 участников, обычно по методу «мозговой атаки».
- Качественные исследования. Качественные исследования проводятся в том случае, когда нет необходимости в строгих численных результатах.
- Обзорные исследования. Наиболее широко применяются обзорные исследования с помощью анкет по почте, опросов по телефону, персональных интервью и с помощью Internet.
Для выявления наиболее серьезных конкурентов и их роли на рынке сбыта фирма широко использует методы так называемого «ассоциативного» опроса потребителей, выявляя, с какими полезными качествами или условиями потребления покупатель ассоциирует тот или иной товар известного на рынке конкурента.
Выявление конкурентов на базе группировок по типу стратегии является широко распространенным методом. В основе данного подхода лежит группирование конкурентов в соответствии с ключевыми аспектами их ориентации в производственно-сбытовой деятельности. К таким аспектам относятся:
- стратегия в области экспансии на рынке;
- стратегия в области ценовой политики и политике качеств;
- стратегия в области технологии.
Весьма важен для анализа конкурентов учет стратегии мобильности стратегических ориентаций. Прогноз изменений в стратегии конкурентов позволяет выявить потенциально наиболее опасных из них. К таким относят:
- фирмы, склонные к рыночной экспансии, действующие на географически смежных рынках;
- фирмы, избравшие стратегию диверсификации производства и работающие в данной отрасли или смежных с ней;
- крупные фирмы-покупатели данной компании;
- крупные поставщики сырья, материалов, оборудования для данной компании;
- мелкие фирмы, которые в результате поглощения крупной компанией становятся сильными конкурентами на рынке. [5,C. 294].
Большую роль в исследовании конкурентов играет SWOT-анализ, то есть анализ внутренних сильных и слабых сторон исследуемого предприятия, а также внешних возможностей и угроз.
Факторы, учитываемые в SWOT-анализе, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Факторы, учитываемые в SWOT-анализе
Потенциальные внутренние сильные стороны (S): |
Потенциальные внутренние слабости (W): |
|
|
Потенциальные внешние благоприятные возможности (О): |
Потенциальные внешние угрозы (Т): |
|
|
В профессиональной литературе представлена еще одна классификация методов исследования конкурентов:
- Прямые и косвенные методы.
Прямыми называются методы получения непосредственно интересующей информации. Например, получение объема реализации из квартального отчета конкурента, публикуемого в средствах массовой информации, является прямым методом.
Косвенным методом называется способ вычисления интересующего показателя по другим, связанным с ним. Большинство методов является косвенными, так как косвенные данные более доступны.
Например, величина реальной прибыли легко извлекается из официального отчета о движении денежных средств, потому что данные о выручке чаще всего достоверны, а расходы можно определить исходя из здравого смысла, рассчитав необходимые организационные ресурсы и их рыночную стоимость.
- Наружное наблюдение и проникновение.
Наружным называется наблюдение без контакта с представителями конкурента, что называется, на расстоянии. Любой способ, использующий контакты с членами организации-конкурента связан с вторжением в нее. Издали много не увидишь, поэтому большинство способов связано с получением информации от сотрудников компании конкурента под каким-либо благовидным предлогом, более или менее распространенным в обычной деловой жизни. Проникновение лучше, разумеется, осуществлять не силами своего персонала, а силами привлеченными со стороны сотрудников консалтинговых компаний, осуществляющих такого рода услуги, или знакомых, друзей и родственников, на худой конец. При особо серьезных случаях - желательно жителей из другого города.
Остановимся еще на одном методе - методе оценочной диагностики маркетинга. Этот метод имеет много общего с экспертным методом исследований, где в качестве экспертов выступают специалисты и руководители компании. Диагностика поможет определить «узкие места», расставить приоритеты, выявить скрытые опасности, экономя тем самым инвестиционные ресурсы.
Указанный метод имеет следующие преимущества перед традиционными методами маркетинговых исследований:
- проводится в сжатые сроки;
- не требует дополнительных денежных затрат;
- минимизирует будущие расходы на последующие исследования;
- активизирует, сплачивает и повышает творческий потенциал команды, участвующей в исследовании;
- весьма эффективен по своим результатам (чаще всего для принятия решений уже не требуется дополнительных исследований).