Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 449
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОВ
1.1. Содержание и значение маркетинга в исследовании конкурентов
1.2. Методология исследования конкурентов
1.3. Особенности исследования конкурентов на рынке общественного питания
Хотя на данный момент в ресторанную моду вошла национальная кухня народов мира, дирекция ресторана «Венеция» считает, что мода на русскую национальную кухню, на которой специализируется ресторан, непреходяща. Рынок ресторанного бизнеса перенасыщен всякого рода «экзотикой», поэтому привычная русская традиционная кухня пользуется постоянной популярностью и достаточно стабильным спросом.
В последнее время в городском округе открылось много частных ресторанов, которые могут составить серьезную конкуренцию ресторану «Венеция». Чтобы превзойти в конкурентной борьбе, привлечь и удержать клиента, важно точно знать потребности посетителей, в соответствии с которыми формировать предложение, а для этого необходимо регулярно проводить маркетинговые исследования. Исходя из теоретической части нашей работы, чтобы правильно выбрать направление исследования, нужно ясно и четко изложить проблему. Исходными данными для определения проблемы являются сведения о состоянии и функционировании организации.
Первичная цель маркетингового исследования конкурентов на рынке ресторанных услуг - спрогнозировать объемы сбыта, учитывая определенный сегмент рынка, на котором позиционируется ресторан.
Спрогнозировать развитие рынка ресторанных услуг достаточно сложно, так как необходимо учитывать множественную классификацию ресторанов.
Одним из доминирующих факторов, определяющим количество потенциальных потребителей ресторанных услуг является покупательная способность населения. Помимо этого существует масса факторов, которые также необходимо учитывать при составлении прогнозов.
Проблема: рост конкуренции на рынке услуг общественного питания
Цель исследования: анализ конкурентов на рынке общественного питания
Гипотеза исследования: сформировать предложение расширения ассортимента услуг общественного питания ресторана «Венеция», чтобы превзойти конкурентов и захватить значительную долю рынка общественного питания в своем регионе.
Только комплексный метод сбора информации, который включает методику формирования проблемной ситуации и определение целей исследования, метод сбора информации, метод социологического опроса, метод наблюдения и метод системного анализа собранной информации, может дать полную картину необходимых сведений для успешной работы.
2.2. Результаты исследования
Основными конкурентами на рынке ресторанных услуг региона на данный момент можно назвать следующие предприятия общественного питания: кафе «Трактир», ресторан «Милена»; кафе «Шанс», ресторан «Оазис», бар «Русь», кафе «Водолей».
Практически все эти заведения, за исключением ресторана «Милена» и бара «Русь», расположены в центре города и имеют одинаковый целевой сегмент потребителей.
Был проведен комплексный анализ (социальный опрос – анкетирование, наблюдение) клиентов, посещающих исследуемое заведение и его конкурентов. В ходе анкетирования было опрошено 150 респондентов методом случайного бесповторного отбора. Случайная выборка состоит в том, что выборочная совокупность образуется в результате непреднамеренного случайного отбора отдельных единиц из генеральной совокупности.
Сбор информации был осуществлен с помощью как вторичной, так и первичной информации (полевое исследование), путем анкетирования (приложение 1).
Целевым сегментом являются потребители среднего возраста 20 - 50 лет со средним уровнем доходов или выше среднего.
Анализ полученных в ходе анкетирования данных показал, что основными конкурентами ресторана «Венеция» являются рестораны «Оазис» и «Милена», доля их узнаваемости среди респондентов 75% и 61% соответственно. Процент узнаваемости ресторана «Венеця» составил 60%. (приложение 2).
Поведение анализа деятельности конкурентов связано с информацией о разнообразии номенклатуры (ассортимента) блюд, качестве и скорости обслуживания, уровне цен, рекламной деятельности (используемые СМИ).
В целом ресторан «Венеция» обладает оптимальным набором качеств, способствующих удовлетворению потребителей. Ассортимент блюд всех перечисленных ресторанов можно назвать вполне удовлетворительным.
Однако исследование меню показало, что наиболее разнообразный ассортимент наблюдается в ресторанах «Оазис», «Мелена», «Венеция». Наименьший удельный вес в меню составляют первые блюда и десерты. Причинами ограничения изготовления первых блюд являются их низкая рентабельность, большой объем трудозатрат на изготовление и невысокий уровень спроса.
Самый высокий уровень обслуживания, наиболее соответствующий по показателям качества и скорости, на данный момент у ресторана «Оазис»; предполагается, что ресторану «Венеция» для увеличения конкурентоспособности необходимо достичь этого уровня.
Уровень цен рассмотрим с позиции «дорого - не дорого». Применительно к ресторану «Венеция» можно сказать, что цены по большинству позиций меню такие же или ниже, чем у конкурентов. Следует отметить, что в кафе «Водолей» наблюдается наибольший уровень цен.
В целом на данный момент конкуренцию на данном рынке (предоставление услуг общественного питания) можно охарактеризовать как достаточно высокую. Существуют разнообразные кафе, бары, рестораны и клубы, которые оказывают достаточно широкий спектр услуг, и ценовая политика их весьма разнообразна.
Наиболее сильным конкурентом для ресторана «Венеция» в данном сегменте является ресторан «Оазис» доля рынка, которого составляет 17 %. За ним следуют кафе «Водолей» (13%) и кафе «Трактир» (12%).
Оценим уровень конкурентоспособности среди заведений общественного питания–конкурентов.
Таблица 2
Анализ ресторана «Венеция» и его основных конкурентов
Наименование показателя |
Удельный вес |
«Оазис» |
«Милена» |
«Венеция» |
«Трактир» |
||||
Месторасположение |
0,1 |
10 |
1 |
10 |
1 |
9 |
0,9 |
8 |
0,8 |
Имидж |
0,1 |
10 |
1 |
10 |
1 |
5 |
0,5 |
5 |
0,5 |
Ширина ассортимента услуг |
0,2 |
10 |
2 |
8 |
1,6 |
8 |
1,6 |
7 |
1,4 |
Качество услуг и продукции |
0,2 |
9 |
2,7 |
9 |
2,7 |
8 |
1,6 |
7 |
1,4 |
Доступность цен |
0,2 |
9 |
1,8 |
9 |
1,8 |
9 |
1,8 |
9 |
1,8 |
Дополнительные услуги |
0,1 |
8 |
0,8 |
7 |
0,7 |
7 |
0,7 |
6 |
0,6 |
Персонал |
0,1 |
9 |
0,9 |
9 |
0,9 |
8 |
0,8 |
7 |
0,7 |
Итого |
1 |
10,3 |
8,8 |
7,9 |
7,2 |
Полученные данные свидетельствуют о том, что самый высокий удельный вес у ресторана «Оазис» (10,3 %), за ним следуют ресторан «Милена» (8,8 %), ресторан «Венеция» (7,9 %) и кафе «Трактир» (7,2 %).
Очевидно, что наблюдается неодинаковый спрос на услуги и продукцию ресторанов. Исследования показывают, что при принятии решения о предпочтении того или иного ресторана наиболее значимое влияние оказывает качество предоставляемой услуги (30 % от общего числа опрошенных), следующим фактором является уровень обслуживания (25 %), затем уровень цен (18 %), разнообразие ассортимента (15 %), оформление интерьера (10 %), месторасположение и часы работы оказались менее значимыми факторами.
Проведенный анализ деятельности конкурентов связанный с информацией о разнообразии номенклатуры (ассортимента) блюд, качестве и скорости обслуживания, уровне цен, рекламной деятельности (используемые СМИ) показал, что ресторан «Венеция» обладает оптимальным набором качеств, способствующих удовлетворению потребителей, но необходимо совершенствовать конкурентную стратегию для увеличения доли рынка общественного питания в регионе.
2.3. Рекомендации по совершенствованию конкурентной стратегии ресторана «Венеция» на основании результатов исследования
Потребитель понимает под конкурентоспособностью более высокое по сравнению с аналогами-заменителями соотношение современных качественных характеристик услуги, затрат на её приобретение и потребление при их соответствии требованиям определенного сегмента. С точки зрения производителя конкурентоспособность услуги - это достижение безусловной рентабельности в своей деятельности и создание положительного имиджа у своих потребителей.
Многосторонний анализ деятельности ресторана «Венеция» показал, что сильными сторонами ресторана является удобное месторасположение и приемлемый уровень цен по сравнению с основными конкурентами.
Это определило необходимость разработки мероприятий по совершенствованию корпоративного имиджа ресторана. Особое внимание здесь следует уделить PR-деятельности, а именно распространению информации о ресторане, работе с прессой и СМИ, возможно созданию интернет-сайта или блога, и, самое главное - работе с клиентами.
Администрации ресторана также следует обратить внимание на расширение ассортимента предлагаемых блюд и повышение качества продуктов и услуг заведения. Кроме того, можно проводить маркетинговую политику снижения цен, приуроченную к каким – либо датам и события российского и городского уровня. Например, ввести скидки на проведение торжественных мероприятий для ветеранов Великой отечественной войны и тружеников тыла в День Победы 9 мая, снизить цены на кондитерские изделия и мороженное в День защиты детей 1 июня, уменьшить стоимость алкогольной продукции в День города. Все эти акции прорекламировать, сделать ежегодными, чтобы потребители их ждали.
Данные мероприятия будут способствовать формированию позитивного многоаспектного корпоративного имиджа ресторана, что не только повысит конкурентоспособность ресторана, но и принесет достойную прибыль и создаст хороший фундамент для дальнейшего роста.
Таким образом, конкурентоспособность отдельного предприятия, с одной стороны, зависит от конкурентоспособности национальной экономики в целом, а с другой стороны определяет его персональную конкурентоспособность.
Основой действия предприятия общественного питания в условиях развития рынка и рыночного спроса является маркетинговая стратегия. В зависимости от производственно-финансовых и сбытовых возможностей предприятия используются различные направления стратегий предпринимательской деятельности.
Основной целью управления маркетингом в предприятии общественного питания является исследование маркетинговой стратегии аналогичных предприятий, являющейся основой формирования ассортимента блюд в меню, для разработки рекомендаций по финансово-экономической оптимизации ассортимента. Для этого, на наш взгляд, необходимо рассмотреть некоторые факторы, в определенной степени, влияющие на изменения ассортимента.
В последние годы количество предприятий общественного питания значительно увеличилось за счет создания новых и реорганизации действующих на рынке предприятий, что повысило конкуренцию и снизило общую рентабельность данного вида бизнеса. Однако после экономического кризиса, во-первых, некоторые предприятия прекратили свое существование, во-вторых, меньшее количество потребителей может позволить себе посещать дорогостоящие рестораны.
Результаты анализа состояния дел в области управления маркетинговой деятельностью ресторана «Венеция» свидетельствуют о том, что ситуация, сложившаяся в ресторане, достаточно типична для российских предприятий на данном этапе перехода к рыночной экономике. Среди общих недостатков маркетинговых технологий можно назвать следующие: