Файл: Оборотные активы предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Оборотные средства являются одной из составных частей имущества предприятия. Состояние и эффективность их использования — одно из главных условий успешной деятельности компании. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Высокая инфляция, неплатежи, ослабление банковского сектора и рост стоимости заемного капитала как следствие, кризисные явления в экономике и т.д. вынуждают предприятия изменять свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования на основе собственного опыта и в западных исследованиях.

Эффективность использования оборотных средств зависит от многих факторов, которые условно можно разделить на внешние, оказывающие влияние вне зависимости от интересов предприятия, и внутренние, на которые предприятие может и должно активно влиять.

Ускорение оборота оборотных средств позволяет высвободить значительные суммы, и таким образом, увеличить объем производства без дополнительных финансовых ресурсов, а высвободившиеся средства использовать в соответствии с потребностями предприятия.

Повышение эффективности хозяйствования неразрывно связано с улучшением управления оборотными средствами. Качество этого управления, базирующегося на рациональной организации оборотных средств, прямо влияет на итоги хозяйственной деятельности. Нормирование оборотных средств, поиск приемлемого источника их формирования, разработка внутренней политики управления оборотными средствами, - все это необходимо для оптимизации использования наиболее ликвидных средств предприятия.

Более того, поскольку речь идет именно о ликвидных активах, рассмотрение проблемы повышения эффективности управления ими в условиях конкретного предприятия представляется крайне актуальным. Дело в том, что период оборота мобильных средств достаточно короток, что требует от менеджера скорости принятия решений. В свою очередь, своевременное снабжение сырьем и материалами, товарами для перепродажи, регулярное погашение дебиторской задолженности, оптимальное использование свободных денежных средств при помощи их грамотного вложения в ликвидные краткосрочные финансовые инструменты и тд. – все это обеспечивает нормальное функционирование «кровеносной системы» любого бизнеса – эффективное обращение денежных средств.

Целью данной работы является анализ управления оборотными активами предприятия, для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:


- рассмотреть теоретические аспекты управления оборотными активами;

- провести анализ управления оборотными активами;

- разработать мероприятия по совершенствованию управления оборотными активами.

Объект исследования – ООО «НФО».

Предмет исследования – оборотные активы.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области экономики, материалы периодических изданий и сети Интернет.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМИ АКТИВАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие оборотных активовв в экономической литературе

Оборотный капитал определяется обычно как «величина оборотных активов, уменьшенная на сумму краткосрочных обязательств (т. е. кредиторской задолженности со сроком погашения менее 1 года)»[1].

Оборотные средства (оборотный капитал) это активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла»[2].

Оборотные активы представлены в балансе отдельным разделом.

Важнейшими элементами оборотных активов являются:

• запасы;

• дебиторская задолженность;

• денежные средства (как в кассе, так и на счетах в банках).

Основными элементами краткосрочных обязательств являются:

• кредиторская задолженность;

• банковские кредиты.

Величина и состав оборотного капитала различаются в зависимости от отрасли. В некоторых видах бизнеса инвестиции в оборотный капитал могут быть весьма значительными. Например, в промышленности большие суммы вкладываются в сырье, незавершенное производство и запасы готовой продукции, часто осуществляется продажа продукции в кредит, что обусловливает возникновение значительной дебиторской задолженности. С другой стороны, розничная торговля имеет запасы только одного вида (товары для реализации) и обычно продает товары с оплатой через кассу (без отсрочки платежа)[3].


Управление чистым оборотным капиталом подразумевает оптимизацию его величины, структуры и значений его компонентов. Что касается общей величины чистого оборотного капитала, то обычно разумный рост ее рассматривается как положительная тенденция; однако могут быть и исключения, например, ее рост за счет увеличения безнадежных дебиторов вряд ли удовлетворит финансового менеджера.

Управление оборотным капиталом является важной составляющей процесса краткосрочного планирования. Оно необходимо для того, чтобы менеджеры знали, какова должна быть величина каждого элемента и структура оборотного капитала. Дело в том, что могут возникнуть издержки, связанные как с избыточным, так и с недостаточным объемом различных составляющих оборотных активов. Для обеспечения эффективного ведения бизнеса менеджеры должны избегать этих расходов. Следовательно, для достижения оптимальной величины инвестиций потенциальные выгоды должны быть сопоставлены с возможными издержками[4].

Потребность в оборотном капитале конкретного бизнеса изменяется во времени, что связано с изменениями коммерческой среды (окружения). Это значит, что принятие решений по оборотному капиталу носит не разовый, а перманентный характер. Менеджеры должны идентифицировать происходящие изменения и пытаться обеспечить соответствующий объем инвестиций в оборотный капитал.

Рассмотрим в отдельности составляющие оборотного капитала: запасы, дебиторскую задолженность, денежные средства, - и потребность в управлении ими.

Запасы. Для ведения бизнеса необходимо иметь запасы. Запасы включают в себя: сырье и материалы, незавершенное производство, готовую продукцию и прочие запасы.

Потребность в запасах продиктована необходимостью своевременного постоянного удовлетворения ежедневных заявок покупателей и, следовательно, потребностей производства. Однако запасы могут быть и большими, чем необходимо для достижения этой цели, если менеджеры опасаются, что в будущем устойчивость снабжения может быть нарушена или возникнет дефицит ресурсов. С другой стороны, если они полагают, что издержки хранения будут возрастать, то может быть принято решение о снижении величины запасов[5].

Большой запас готовой продукции (связанный с предполагаемым объемом продаж) сокращает возможность образования дефицита продукции при неожиданно высоком спросе. Подобным образом достаточно большой запас сырья и материалов спасает предприятие в случае неожиданной нехватки соответствующих запасов от прекращения процесса производства или покупки более дорогостоящих материалов-заменителей[6]. Большое количество заказов на приобретение сырья и материалов имеет смысл, если предприятие может добиться от своих поставщиков снижения цен (так как больший размер заказа обычно предусматривает некоторую льготу, предоставляемую поставщиком в виде скидки). По тем же причинам предприятие предпочитает иметь достаточный запас готовой продукции, который позволяет более экономично управлять производством. Задача финансового менеджера выявить результат и затраты, связанные с хранением запасов, и подвести разумный баланс[7].


В тех случаях, когда бизнес содержит запасы для удовлетворения постоянных, устойчивых потребностей покупателей и производства, нормальным подходом будет стремление к минимизации их величины. Это объясняется тем, что существуют значительные издержки, связанные с поддержанием уровня запасов. Однако необходимо иметь в виду, что если уровень запасов слишком низок, то это также может вызывать дополнительные издержки.

Дебиторская задолженность. Это еще один важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продает товары другому, это вовсе не означает, что товары будут оплачены немедленно. Неоплаченные счета за поставленную продукцию (или счета к получению) и составляют большую часть дебиторской задолженности[8]. Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской задолженностью является определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также представление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями[9].

Продажа товаров или услуг в кредит приводит к возникновению дополнительных издержек ведения бизнеса. Эти издержки включают в себя расходы по управлению системой кредитования, сомнительные долги, а также издержки, связанные с невозможностью использования денежных средств в более прибыльных целях. Однако они должны быть соизмерены с выгодами от увеличения объемов продаж, которое может быть достигнуто при предоставлении покупателям отсрочки платежа[10].

Продажа в кредит очень широко распространена, фактически является нормой деятельности, за исключением сферы розничной торговли. При осуществлении продаж товаров или услуг в кредит бизнес должен иметь четкую политику, определяющую следующие моменты:

• каким клиентам будет предоставляться кредит;

• какой будет величина кредита;

• на какой срок предлагается кредит;

• будут ли предлагаться какие-то скидки при соблюдении условий осуществления платежей;

• как может быть снижен риск неплатежа.

Решения о предоставлении товарного кредита могут рассматриваться так же, как решения о капиталовложениях. Предоставление кредита означает отвлечение ресурсов в форме денежных средств (от использования которых бизнес временно отказывается) в ожидании увеличения будущих потоков наличности (благодаря увеличению объемов продаж)[11].


Денежные средства. Денежные средства и их эквиваленты наиболее ликвидная часть оборотного капитала. К денежным средствам относятся деньги в кассе, на расчетных и депозитных счетах. К эквивалентам денежных средств относят ликвидные краткосрочные финансовые вложения: ценные бумаги других предприятий, государственные казначейские билеты, государственные облигации и ценные бумаги, выпущенные местными органами власти[12].

Выбирая между наличными средствами и ценными бумагами, финансовый менеджер решает задачу, подобную той, которую решает менеджер по производству. Всегда существуют преимущества, связанные с созданием большого запаса денежных средств, они позволяют сократить риск истощения наличности и дают возможность удовлетворить требование оплатить тариф ранее установленного законом срока. С другой стороны, издержки хранения временно свободных, неиспользуемых денежных средств гораздо выше, чем затраты, связанные с краткосрочным вложением денег в ценные бумаги. Таким образом, финансовому менеджеру необходимо решить вопрос об оптимальном запасе наличных средств[13].

Если бизнес способен быстро осуществлять заимствования под привлекательный процент, то величина денежных средств, которую необходимо постоянно иметь в наличии, может быть уменьшена. Подобным же образом в случае, если бизнес имеет активы, которые легко могут быть конвертированы в наличность (например, рыночные ценные бумаги, такие как акции компаний, прошедшие листинг и торгуемые на фондовой бирже, государственные долговые обязательства), величина денежных средств, которую необходимо постоянно иметь в наличии, также может быть уменьшена. Решение о том, сколько денежных средств необходимо удерживать в наличии, для бизнеса является одним из самых трудных. Различные виды бизнеса будут иметь свои взгляды на этот вопрос[14].

Таким образом, оборотные средства могут быть охарактеризованы с различных позиций, однако основными характеристиками являются их ликвидность, объем и структура. В процессе производственной деятельности происходит постоянная трансформация отдельных элементов оборотных средств. Предприятие покупает сырье и материалы, производит продукцию, затем продает ее, как правило, в кредит, в результате образуется дебиторская задолженность, которая через некоторый промежуток времен и превращается в денежные средства[15].