Файл: Особенности кадровой стратегии кредитных организаций (Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Организационные основы построения аппарата управления банка
1.1 Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений
1.2 Процесс определения служебных обязанностей руководителей
2. Организационные основы банковского менеджмента
2.1 Управление персоналом банка. Планирование и оценка кадров
2.2 Выбор рациональной организационной структуры коммерческого банка
3. Стимулирование труда и разработка программы стимулирования работника
3.1 Разработка программы привилегий и мотивации для сотрудников банка
Введение
Успешная деятельность банка напрямую зависит от людей, работающих в банке. Глава знакомит с принципами поиска перспективных сотрудников и методами их привлечения для работы в банке, организации вознаграждения и разработки программ мотивации сотрудников, правил охраны труда, методов аттестации и оценки качества работы сотрудников, а также содержит практические рекомендации по разрешению трудовых конфликтов и рамки деятельности планового отдела.
Управление персоналом - важная функция любой организации, и особенно банка, так как люди всегда находятся в центре этой деятельности. Когда банк действительно заботится о людях, вся его философия бизнеса, культура и действия отражают это беспокойство. Люди - это источник жизненной силы банка. Основная цель данного вида деятельности в банковской сфере - обеспечить реальное лидерство в планировании потребности в персонале, организации служебных обязанностей, найме и обучении сотрудников, «оплате труда, мотивации и премировании, оценке результатов работы сотрудников, трудозатрат» защита, а также умение разрешать трудовые споры и поддерживать здоровый климат в коллективе.
Под управлением персоналом понимается привлечение, отбор, удержание, развитие и использование человеческих ресурсов для достижения, как целей банка, так и личных целей сотрудников. Задача отдела кадров - следить за успехом этого процесса и помогать менеджерам на всех уровнях управлять своими людьми для повышения их производительности за счет уважения, обучения, подотчетности и вознаграждений.
Сегодня российские банки сталкиваются с необходимостью создания внутренней инфраструктуры и сервисной базы для клиентов, основанной на команде опытных и надежных сотрудников, оснащенных технологиями, способными отслеживать и контролировать случаи злоупотреблений и отмывания денег. Это в равной степени относится к кассирам и кассирам, а также к высшему руководству банка в головном офисе и филиалах.
Это включает в себя управление рисками, повышение производительности сотрудников и решение проблемы нехватки квалифицированных рабочих и текучести кадров, которые угрожают корпоративному управлению и целостности банка, а также отношениям с акционерами, клиентами и общественностью в целом. Принимая во внимание все вышесказанное, руководитель отдела кадров выполняет важнейшую задачу по уравновешиванию интересов и рисков всех названных кругов, в том числе контролирующих.
Организационная структура банка - важная составляющая успешного достижения целей выбранной стратегии управления. Очень часто недостатки в организационной структуре приводили к кризисным ситуациям даже достаточно мощные банки. Поэтому выбор организационной структуры, которая наилучшим образом соответствует внутренним и внешним факторам, определяющим деятельность банка, является стратегической целью менеджмента, основой для диверсификации банковских услуг.
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей кадровой стратегии банка. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений
- Процесс определения служебных обязанностей руководителей
- Минимизация рисков, свойственных некоторым должностям. Подбор и расстановка кадров
- Разработка программы привилегий и мотивации для сотрудников банка
- Разработка политики в области повышения оплаты труда и охраны информации о заработках сотрудников
1. Организационные основы построения аппарата управления банка
1.1 Структура аппарата управления банка и задачи его основных подразделений
В целом примерную структуру коммерческого банка (среднего по объему выполняемых операций) можно представить следующим образом.
Однако независимо от выполняемых ими операций, правовой формы организации и их деятельности, каждый банк производит свой специфический продукт, имеет, тем не менее, обязательный для всех их набор определенных блоков управления. В их числе:
1. Совет банка
2. Правление
3. Общие вопросы управления
4. Коммерческая деятельность
5. Финансы
6- Автоматизация
7. Администрация
В первый блок — Совет банка, как правило, входят его учредители. Их число может быть самым разнообразным, от одного — двух до нескольких десятков. В чистом виде, однако, есть и частные банки, где учредителями выступают отдельные частные лица. Преимущественной формой собственности на банки в мировой банковской практике является акционерная форма собственности, где как учредителями, так и акционерами являются юридические и физические лица разных форм собственности.[1]
Совет банка утверждает годовой отчет банка, организует ежегодные собрания учредителей и пайщиков, принимает или может принимать участие в решении стратегических вопросов банковской деятельности.
СОВЕТ БАНКА Правление банка
Кредитный комитет
Ревизионный комитет
Управление планирования и развития банковских операций
Отдел организации коммерческой деятельности банка и управления банковской ликвидностью
Отдел экономического анализа и изучения кредитоспособности клиентов
Отдел разработки основ и планов коммерческой деятельности банка
Отдел маркетинга и связи с клиентурой
Управление депозитных операций
Отдел депозитных операций
Фондовый отдел
Управление кредитных операций
Отдел краткосрочного и долгосрочного кредитования клиентов
Отдел кредитования населения
Отдел нетрадиционных банковских операций, связанных с кредитованием
Управление посреднических и других операций
Отдел гарантийных операций и операций по доверенности
Отдел банковских услуг
Отдел операций с ценными бумагами
Управление организации международных банковских операций
Отдел валютных и кредитных операций
Отдел международных расчетов
Учетно - операционное управление
Операционный отдел
Отдел кассовых операций
Расчетный отдел
Службы
Административно-хозяйственный отдел
Юридический отдел
Отдел кадров
Отдел эксплуатации и внедрения ЭВМ
Ревизионный отдел
Второй блок — Правление (Совет директоров) банка отвечает за общее руководство банка, утверждает стратегические направления его деятельности. В состав Правления входят высшие руководители (менеджеры) банка: председатель (президент, управляющий) банка, его заместители, руководители важнейших подразделений банка. Правление банка состоит из сотрудников, нанимаемых владельцами банка для организации работы. В Правление могут входить (или возглавлять его) также лица, владеющие полностью либо частично данным кредитным учреждением.
Третий блок - блок общих вопросов управления, включает в себя организацию планирования, прогнозирование деятельности банка, подготовку методологии, охранное и юридическое обслуживание. Целью данного блока является обеспечение целенаправленного развития банка, выполнение стоящих перед ним задач, регулирование его доходов и расходов, предоставление ресурсов, выполнение требований ЦБ РФ по основным направлениям деятельности (качество активов , достаточность капитала, ликвидность и т. д.). Чаще всего такие вопросы решаются в рамках управления экономическим планированием. Его деятельность ориентирована на анализ текущей деятельности (доходов, расходов, прибыли, ликвидности), формирование уставного капитала, планирование деятельности головного офиса и филиалов банка, методическое обеспечение. Финансовый менеджмент можно разделить на самостоятельное управление (дирекцию).[2]
Коммерческая деятельность (четвертый блок) охватывает организацию различных банковских услуг (кредитование, инвестирование, обмен валюты, траст, другие активные операции). Сюда входит все, что связано с обслуживанием клиентов на коммерческой (платной) основе. Этот блок является центральным звеном, по которому зарабатывается доход банка. Сюда входят: кредитный менеджмент, операционное управление, управление операциями с ценными бумагами, валютными операциями и т. д.
Кредитный департамент концентрирует всю работу на формировании кредитного портфеля, кредитовании клиентов, мониторинге обеспеченности кредитов, мониторинге кредитной деятельности филиалов, анализе кредитных операций и их методическом обеспечении. Первоначально отдел формирования ссудного портфеля рассматривает заявки на получение ссуд, включая экспертизу договоров, технико-экономическое обоснование, анализ финансового состояния заемщиков, их учредительных документов. Здесь готовятся предложения кредитному комитету банка для рассмотрения вопросов выдачи крупных кредитов, изучаются предложения по предоставлению банковских гарантий, анализируется состояние, и вырабатываются рекомендации по оптимизации структуры кредитного портфеля.
Кредитный отдел концентрируется на исполнении кредитных договоров и подготовке инструкций для оперативного управления выдачей или погашением кредитов, контроле за своевременным погашением основной суммы долга и причитающихся процентов, исполнением дополнительных соглашений о пролонгации кредитов, проводится систематический анализ финансового положения заемщика, разрабатываются и принимаются меры по досрочному взысканию ссудной задолженности, ежемесячно подаются отчеты о состоянии ссуд и выплаченных процентах.
Сотрудники этого отдела дают рекомендации по оптимизации структуры кредитных вложений, внедряют новые формы и методы кредитования клиентов. В отделе мониторинга обеспеченности кредитов составляются договоры залога и залоговые обязательства, отслеживается состояние ценностей, принятых в залог, принимаются меры по возврату долгосрочной просроченной задолженности, готовятся предложения по списанию безнадежных долги, совершенствование механизма погашения просроченной ссуды.
Отдел мониторинга кредитной деятельности филиалов банка контролирует соблюдение этими подразделениями установленных лимитов, рассматривает их заявки на лимиты, возможность их превышения, анализирует, проверяет состояние кредитной работы филиалов, готовит предложения по его улучшение.
В кредитном отделе может быть отдел методологии и анализа. В его задачи входит разработка нормативных документов, регулирующих кредитную деятельность банка, подготовку квартальных и годовых отчетов по данным операциям, анализ ситуации на кредитном рынке, динамики процентных ставок, выработку рекомендаций по совершенствованию структуры кредитных вложений и процентов. ставки. Эта работа банка обычно может быть сосредоточена на его планово-хозяйственном управлении, где, наряду с научно-методическим обеспечением кредитной деятельности, может быть организована соответствующая работа по всем основным направлениям банковской деятельности.
В составе кредитного отдела банка часто можно увидеть отдел ресурсов, привлекаемых для проведения активных операций. С учетом конкретных условий это подразделение банка можно выделить в самостоятельное управление (на практике такая структура аппарата управления встречается довольно часто). В депозитарных банках такое управление является фундаментальным.
Однако банки зарабатывают деньги не только на выдаче ссуд и получении платежей от клиентов за их использование. Среди банковских услуг видное место занимают расчетные операции, за выполнение которых банки получают комиссию.[3]
Банк организует работу банка в сфере безналичных расчетов, операционного отдела, который обеспечивает полное обслуживание расчетных, текущих и ссудных счетов клиентов, операций по другим банковским счетам,
Основная функция оперативных сотрудников - обслуживание клиентов, заключающееся в приеме платежных документов от предприятий, организаций, кооперативов, компаний и физических лиц для списания денежных средств с их счетов; прием и выдача расчетных чеков и последующее зачисление по ним денег на счета клиентов; проведение операций по аккредитивам, консультирование клиентов по вопросам правильности заполнения платежных документов, по той или иной форме расчетов, по вопросам зачисления или списания денежных средств.
Коммерческий банк также включает операции банка с ценными бумагами. Этот отдел осуществляет прием, хранение, учет ценных бумаг, позволяя банку получать определенную комиссию за эту работу. В современных условиях наибольшее распространение получили операции коммерческих банков с государственными краткосрочными обязательствами, позволяющие им получать дополнительный доход. Из всех ценных бумаг, акций и долей, приобретенных банком на 1 января 2017 года, около 70% составляли государственные ценные бумаги.