Файл: Анализ организационной культуры на примере ООО «ЭКСПО КАР».pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие организационной культуры
1.2. Особенности формирования организационной культуры организации
2. АНАЛИЗ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ЭКСПО КАР»
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «ЭКСПО КАР»
2.2. Анализ реальной организационной культуры
2.3. Сравнительный анализ декларируемой и реальной организационной культур
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ООО «ЭКСПО КАР»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т.д. Это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.
Сегодня культура организации считается главным фактором ее конкурентоспособности, особенно если она согласована со стратегией.
Влияние культуры определяется широтой и глубиной охвата ею организации, степенью признания ее основ людьми.
В успешно работающих организациях существует собственная культура, которая приводит их к достижению положительных результатов. Организационная культура позволяет отличать одну организацию от другой, создает атмосферу идентифицированности для членов организации.
В итоге все сказанное говорит об актуальности проблемы формирования организационной культуры и необходимости ее изучения на теоретическом и практическом уровне.
Проблема формирования организационной культуры является довольно актуальной для ООО «ЭКСПО КАР», где отмечается соперничество и конфликтность между работниками, нечестное отношение к клиентам при реализации автомобилей, что существенно снижает имидж предприятия среди потребителей.
Цель курсовой работы: разработка рекомендаций по совершенствованию организационной культуры ООО «ЭКСПО КАР».
В процессе написания курсовой работы необходимо было решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы организационной культуры в организации;
- проанализировать декларируемую и реальную организационную культуру ООО «ЭКСПО КАР»;
- разработать рекомендации по совершенствованию организационной культуры ООО «ЭКСПО КАР».
Объект изучения: организационная культура в ООО «ЭКСПО КАР».
Предмет изучения: анализ и оценка организационной культуры ООО «ЭКСПО КАР».
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие организационной культуры
Как известно культура в общечеловеческом смысле – исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в формах организации жизни, а также в создаваемых материальных и духовных ценностях.
Под организационной культурой понимается система исторически сложившихся общих традиций, ценностей, символов, убеждений, формальных и неформальных правил поведения администрации и персонала, их отношений друг с другом и с окружением, выдержавших испытание временем. Они неосязаемы, не измеряемы в количественных показателях.
Иными словами, культура – это образ жизни и деятельности группы лиц, который осознанно или неосознанно воспринимается ею и передается из поколения в поколение. В обыденном смысле культура – совокупность обычаев и способов поведения [12, с. 34].
Уникальность сочетания элементов культуры приводит к тому, что нет двух групп, даже действующих в одинаковых условиях, у которых она была бы одинаковой.
Организационная культура неразрывно связана с организационным поведением, в котором принято выделять: поведение руководителя; групповое поведение; индивидуальное поведение (поведение личности). Основная цель организационного поведения заключается в том, чтобы помочь людям более продуктивно выполнять свои обязанности и получать от этого большее удовлетворение. Для реализации этой цели должны быть сформированы ценностные установки каждой личности в отдельности и всей организации в целом [12, с. 35].
В итоге организационная культура является элементом информационной среды деловой организации. Так как сама организация является частью общественной системы, ее деловая культура является составной частью общественной культуры.
Как целое культура организации обычно состоит из относительно самостоятельных частей (локальных субкультур), отдельных сфер (производство, сбыт), форм деятельности (предпринимательство, управление, труд), социальных групп (руководители, специалисты, рабочие) [5, с. 46].
В итоге по отношению к организации культура выполняет ряд важных функций.
Охранная состоит в создании барьера от нежелательных внешних воздействий. Она реализуется через различные запреты, ограничивающие нормы, и формирование специфической логики мышления (в том числе и единомыслия).
Интегрирующая объединяет людей и формирует у них чувство гордости за принадлежность к организации, отождествление себя с нею. Это привлекает к организации других лиц, облегчает решение кадровых проблем [6, с. 50].
В итоге регулирующая функция поддерживает необходимый социально-психологический климат, правила и нормы поведения людей, осуществление контактов с внешним миром, облегчает ориентацию в сложных ситуациях, снижает возможность нежелательных конфликтов, эта функция считается основной.
Также в итоге коммуникационная функция играет важную роль в установлении контактов между людьми, осмыслении ими событий и связи между ними, облегчении взаимопонимания.
Адаптивная функция облегчает взаимное приспособление людей к организации, друг к другу и к внешней среде. Она реализуется через общие для всех нормы поведения, ритуалы, обряды.
Ориентирующая функция направляет деятельность участников в требуемое русло, придает общий смысл их поведению.
Мотивационная функция создает необходимые стимулы для действий. Это достигается, например, за счет включения в культурный контекст высоких целей, к достижению которых, в принципе, должны стремиться все нормальные люди.
Таким образом, культуре свойственна функция формирования имиджа организации, т.е. ее образа в глазах окружающих. Этот образ является результатом непроизвольного синтеза людьми отдельных элементов культуры в некое неуловимое целое, оказывающее, тем не менее, огромное воздействие на их эмоции.
1.2. Особенности формирования организационной культуры организации
Как известно организационная культура в узком смысле исследуется как культура предприятия (корпоративная культура), а в широком – как культура организации, основанная на общечеловеческих ценностях. Вместе с этим организационная культура базируется на организационных ценностях, которые выражаются в представлениях о предпочтительности определенных средств, форм, методов функционирования организации, а также свойств членов этой организации. С организационными ценностями согласуются также нормы целесообразного поведения в организации [11, с. 24].
В итоге понятие «организационная культура» тесно связано с понятиями «гражданская культура» и «корпоративная культура». Многие исследователи и консультанты-практики предпочитают использовать эти категории для обозначения широкого круга явлений, характерных для организации. Корпоративная и гражданская культура олицетворяют собой две разные стадии развития организации. Их принципиальные различия приведены в таблице 1.1.
Корпоративная культура – это культура конкуренции и борьбы (за господство на рынке), ради достижения своих интересов организация готова идти практически на любые издержки нравственно-психологического характера, не затрагивающие напрямую экономические и правовые основы своего существования.
Как известно организационной культуре свойственно восприятие организации как живого организма, жизнеспособность которого важнее судьбы каждого отдельного человека.
Этот организм живет по своим законам и объединяет людей на основе общих ценностей и норм в единый план или «семью».
Такое представление об организме исключает или ограничивает автономию и свободу работников, которые подчиняются жесткой необходимости достигать цели организации.
В итоге гражданская культура организации предполагает, что рынок – пространство конструктивного взаимодействия с равноправными партнерами. Состязательность здесь второстепенна (см.табл. 1.1).
Таблица 1.1
Характеристики типов организационной культуры
Индикатор развития культуры |
Тип организационной культуры |
|
корпоративная |
гражданская |
|
Ориентация |
Регламентируется и регулируется в основном внутренняя жизнь организации |
Направлена на включение организации в более широкое гражданское сообщество |
Степень открытости |
Закрытая (или полузакрытая) система, ограничивающая «вход» в организацию посторонних участников |
Открытая система, доступная для вхождения других участников, не принадлежащих формально к организации |
Степень автономности |
Личная и групповая зависимость членов организации от ее руководства |
Личностная автономия при условии соблюдения организационно-правовых норм |
Уровень разнообразия |
Униформность и однотипность организационных норм и принимаемых решений |
Плюрализм культурных образцов и толерантность в их исполнении или обмене (при наличии общей стратегии) |
Стиль руководства |
Директивный стиль руководства и взаимоотношений в организации, построенных по вертикали |
Демократичность в организации, преобладание горизонтальных отношений |
Механизм принятия решений |
Декларируемая свыше или принятая формальным большинством организации система представлений о приоритетах ее развития |
Выработка приоритетных решений происходит снизу вверх и во многом независимо от мнения формального руководства |
Роль личности |
Доминирование групповых (коллективистских) идеалов и ценностей организации над индивидуальными |
Преобладание индивидуально-личностных начал, стремление к их гармонизации с общественными интересами |
Традиции |
Сочетание рационально обоснованных решений с имеющимися в организации традициями |
Развитие иных ценностно-рациональных начал организации в противовес или в дополнение существующим традиционным устоям |
Инновационные процессы |
Дозированное использование нововведений при сохранении и развитии наиболее жизнеспособных образцов |
Сфера распространения инноваций определяется в зависимости от меры и объема возможностей свободного развития работников |
В итоге гражданская культура как историческая разновидность организационной культуры обладает специальными чертами и качественной определенностью, позволяющей отличать ее от культуры примитивных или традиционных обществ. Для нее характерно критическое отношение к действительности, демократичность, толерантность, плюрализм [13, с. 12].
Влияние культуры на организационную эффективность определяется прежде всего ее соответствием общей стратегии организации [9, с.21].
Выводы по Главе 1:
Таким образом, очевидно, что влияние культуры на принятие решений осуществляется через разделяемые верования и ценности, формирующие у членов организации устойчивый набор базовых предположений и предпочтений. Так как организационная культура может способствовать сведению к минимуму разногласий, то процесс принятия решений становится более эффективным. Сущность процесса контроля заключается в стимулировании действий в направлении достижения поставленных целей.
2. АНАЛИЗ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ЭКСПО КАР»
2.1. Общая характеристика деятельности ООО «ЭКСПО КАР»
Общество с ограниченной ответственностью ООО «Экспо Кар» создано 19 декабря 2013 года в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 8 февраля 1998 года №4-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
ООО «ЭКСПО КАР» является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.
ООО «Экспо Кар», Автосалон, находится по адресу: г.Санкт Петербург, пр. Испытателей, 1.
Основной целью деятельности ООО «ЭКСПО КАР» являются:
- расширение рынка товаров и услуг;
- извлечение прибыли, реализация на основе полученной прибыли социально-экономических интересов учредителя общества;
- создание новых рабочих мест.
В настоящее время ООО «ЭКСПО КАР» занимается следующими видами деятельности:
- реализация автомобилей отечественного и китайского производства;
- ремонт и техническое обслуживание автомототранспорта;
- оказание маркетинговых, информационных агентских, информационно-справочных, посреднических и других подобных услуг отечественным и иностранным организациям и гражданам.