Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
1.1 Основные теоретические аспекты бюджетирования
1.2 Критерии целесообразности применения метода бюджетирования
1.3 Технология разработки бюджетов
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
2.1 Анализ финансового состояния предприятия
2.2 Влияние использования бюджетирования на финансовые показатели
Однако, на практике применение бюджетирования наталкивается на ряд острых проблем и недостатков, что во многом дискредитирует саму идею контроллинга, сводит к минимуму его прикладную ценность. В результате руководство компании, не получив ожидаемого эффекта, сворачивает все уже действующие методы и процедуры планирования и анализа.
Самые существенные проблемы бюджетирования на современных предприятиях, на наш взгляд, отражены в Приложении I.
1.3 Технология разработки бюджетов
Объектом бюджетирования – хозяйственная деятельность предприятия как единое целое и бюджетные показатели для отдельных подразделений и по отдельным сегментам хозяйственной деятельности с целью создании финансовой структуры управления предприятием по центрам ответственности и распределении ответственности за показатели, которые формируют бюджетные статьи, что в совокупности с учетом по центрам ответственности и нормативным учетом повышает эффективность информационного обеспечения управления на предприятии и максимизации конечных финансовых результатов предприятия в целом. Качество показателей бюджетов становиться выше, если в основу их расчета положены не приблизительные данные, а нормативные расчеты. Выявленные отклонения по факторам в системе аналитических счетов является информационной базой анализа исполнения бюджетов.
Бюджетирование обеспечивает предприятию повышение экономической эффективности и финансовой устойчивости путем объединения усилий всех его подразделений для достижения конечного количественного определенного результата зафиксированного в системе взаимоувязанных плановых документов – бюджетов, планов производственно – финансовой деятельности предприятия и его подразделений исходя из текущих и стратегических целей функционирования, контроля за выполнением этих планов. Этапы процесса бюджетирования приведены на рис.1.
Рисунок 1. Этапы процесса бюджетирования
Использование бюджетных данных в процессе управленческого анализа способствует выработке обоснованных управленческих решений для достижения общих стратегических и тактических целей предприятия, в использовании корректирующих воздействий на отклонение параметров и их использования. В информационном отношении бюджетирование – это система, интегрирующая результаты процессов планирования, учета, контроля и анализа стоимостных показателей деятельности предприятия, которое в совокупности с учетом по центрам ответственности и нормативным учетом повышает эффективность информационного обеспечения управления на предприятии. Использование нормативных расчетов позволяет повысить качество показателей бюджетов Выявленные отклонения по факторам в системе аналитических счетов является информационной базой анализа исполнения бюджетов. Бюджетирование на предприятии – это информационная система управления предприятием с помощью бюджетов, включающая:
–разработку структуры генерального бюджета предприятия;–проектирование финансовой структуры управления;
–закрепление ответственности за бюджетами и их статьями;
–разработку бюджетной политики, включая методические и организационно–технические вопросы;
–разработку положений и регламентов бюджетирования;
–создание специализированной структуры и закрепление функций по составлению, согласованию, контролю бюджетных статей за должностными лицами.
Центральным звеном бюджетирования является бюджет – количественное выражение планов текущей деятельности развития предприятия, представленный в стоимостном или в натуральном выражении. Системность бюджетирования в бюджетном процессе позволяет из совокупности бюджетов отдельных центров ответственности формировать сводный бюджет предприятия в целом – генеральный бюджет.
Генеральный бюджет предприятия – информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах, скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы для предприятия в целом. Его цель – объединить и суммировать частные бюджеты структурных подразделений предприятия. Бюджеты подразделяются по формам, по видам деятельности, по механизму использования.
Например, для предприятий, ориентированных на продажи и существующих в жесткой конкурентной среде, важным становится бюджет продаж. Вновь организованные производственные предприятия, а также предприятия, ориентированные на создание новых видов продукции, – для них важен бюджет производства. И бюджет продаж, и бюджет производственный, являясь частными бюджетами, в конкретных условиях могут стать наиболее значимой, наиболее сложной частью генерального бюджета. Таким образом, совокупность разных бюджетов способна образовывать перенастраиваемые целостные системы, соответствующие определенному уровню использования ресурсов в соответствии с выбранными целями предприятия (рис.2).
Рисунок 2. Цели процесса бюджетирования
Таким образом, бюджетирование – это процесс планирования будущей деятельности предприятия и оформление его результатов в виде системы бюджетов, позволяющих оптимизировать экономические результаты принимаемых управленческих решений, присутствует в любой эффективной системе управления предприятием и активно используется административно–управленческим аппаратом для принятия управленческих решений, контроля и регулирования для достижения стратегических целей бизнеса и максимизации конечных финансовых результатов предприятия в целом. Бюджетирование обеспечивает предприятию финансовую устойчивость и экономическую эффективность.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
2.1 Анализ финансового состояния предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Квартет» создано в соответствие с Федеральным Законом от 08.02.1998год. №14 – Ф3 «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Общество является производственной коммерческим предприятием, деятельность которого направлена на удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли.
Согласно учредительного договора участниками ООО «Квартет» являются четыре физических лица: Комаров А.П., Шпагин А.В., Кузина И.П., Кузьмин Д.В. Согласно Устава и Учредительного договора уставный капитал ООО «Квартет» составляет 100 000 рублей. Уставный капитал оплачен полностью. Размер доли каждого участника ООО «Квартет» составляет 25% уставного капитала, номинальная стоимость доли 25 000 рублей.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Квартет» представлены в табл. 1.
Таблица 1
Динамика основных показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности ООО «Квартет» за 2015 – 2016 гг., тыс.руб.
Показатели |
2015 г |
2016 г |
Абсолютное изменение |
Темп роста, %. |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг |
159616 |
216803 |
57187 |
135,83 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
158522 |
212648 |
54126 |
134,14 |
Среднесписочная численность работников, чел. |
122 |
120 |
-2 |
98,36 |
Среднегодовая стоимость имущества |
91964 |
118808,5 |
26844,5 |
129,19 |
Годовой фонд оплаты труда |
22399,2 |
25632 |
3232,8 |
114,43 |
Среднемесячная заработная плата |
15,3 |
17,8 |
2,5 |
116,34 |
Производительность труда, тыс.руб./чел. |
1308,3 |
1806,7 |
498,4 |
138,09 |
Чистая прибыль, тыс.руб. |
932 |
1467 |
535 |
157,40 |
Табл.1 показывает, что выручка от продажи товаров выросла на 57187 тыс.руб. или на 35,83%, а себестоимость –на 54126 тыс.руб. или 34,14%. Кроме того, численность работников ООО «Квартет» сократилась на 2 человека или на 1,64%. При этом стоимость имущества ООО «Квартет» увеличилась в 2016г. по сравнению с 2015г. на 26844,5 тыс.руб. или на 29,19%. В то же время вырос годовой фонд оплаты труда на 3232,8 тыс.руб. или на 14,43%.Это стало следствием того, что средняя заработная плата на предприятии растет в 2016г. на 2,5 тыс.руб. или на 16,34%. При этом производительность труда увеличивается на 498,4 тыс.руб. или на 38,09%. Кроме того, чистая прибыль ООО «Квартет» в целом в 2016г. увеличилась на 535 тыс.руб. или на 57,4% и составила 1467 тыс.руб.
Сопоставляя темп роста чистой прибыли, выручки и себестоимости, мы видим, что в 2016г. не выполнялось условие использования производственного потенциала предприятия:
ТрЧП > ТрB > ТрC (1)
где ТрЧП – темп роста чистой прибыли;
ТрB - темп роста выручки;
ТрC - темп роста себестоимости.
157,4 > 134,14 > 135,83
Значит, ООО «Квартет» использовало свой производственный потенциал.
Проведем анализ данных актива баланса ООО «Квартет»» за 2015-2016гг. (табл.2).
Таблица 2
Анализ динамики активов ООО «Квартет» за 2015- 2016гг.
Показатели |
На 31.12. 2015, т.р. |
На 31.12. 2016, т.р. |
Абсолютное отклонение, т.р. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
1. Внеоборотные активы: |
16011 |
25915 |
9904 |
161,9 |
61,9 |
нематериальные активы |
9 |
7 |
-2 |
77,8 |
-22,2 |
основные средства |
15321 |
25227 |
9906 |
164,7 |
64,7 |
незавершенное строительство |
658 |
658 |
0 |
100,0 |
0,0 |
долгосрочные финансовые вложения |
23 |
23 |
0 |
100,0 |
0,0 |
2. Оборотные активы: |
66011 |
129681 |
63670 |
196,5 |
96,5 |
запасы |
44360 |
95824 |
51464 |
216,0 |
116,0 |
НДС |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
дебиторская задолженность |
19016 |
30998 |
11982 |
163,0 |
63,0 |
денежные средства |
2429 |
2797 |
368 |
115,2 |
15,2 |
прочие оборотные активы |
206 |
62 |
-144 |
30,1 |
-69,9 |
ИТОГО по активу: |
82022 |
155596 |
73574 |
189,7 |
89,7 |
За 2016г. стоимость активов ООО «Квартет» увеличилась на 73574 тыс.руб. или на 89,7%. Рост стоимости имущества в 2011г. произошло за счет увеличения внеоборотных и оборотных активов. Так стоимость внеоборотных активов выросла на 9904 тыс.руб. или на 61,9%, в том числе основных средств – на 9906 тыс.руб. или 64,7%, при сокращении остаточной стоимости НМА на 2 тыс.руб. или на 22,2% и неизменной стоимости незавершенного строительства и долгосрочных финансовых вложениях. Увеличение оборотных активов произошло в результате роста запасов на 51464 тыс.руб. или на 116,0%, дебиторской задолженности - на 11982 тыс.руб. или на 63,0%, денежных средств – на 368 тыс.руб. или на 15,2%, но при сокращении прочих оборотных активов до уровня 2015г., т.е. на 144 тыс.руб. или на 69,9%.
Проведем анализ структуры активов (табл. 3).
Таблица 3
Анализ структуры активов ООО «Квартет» за 2015- 2016гг.
Показатели |
На 31.12. 2015 |
На 31.12. 2016 |
Изменение удельного веса, % |
||
т.р. |
% |
т.р. |
% |
||
1. Внеоборотные активы: |
16011 |
19,52 |
25915 |
16,66 |
-2,87 |
нематериальные активы |
9 |
0,01 |
7 |
0,00 |
-0,01 |
основные средства |
15321 |
18,68 |
25227 |
16,21 |
-2,47 |
незавершенное строительство |
658 |
0,80 |
658 |
0,42 |
-0,38 |
долгосрочные финансовые вложения |
23 |
0,03 |
23 |
0,01 |
-0,01 |
2. Оборотные активы: |
66011 |
80,48 |
129681 |
83,34 |
2,87 |
запасы |
44360 |
54,08 |
95824 |
61,59 |
7,50 |
НДС |
0 |
0,00 |
0 |
0,00 |
0,00 |
дебиторская задолженность |
19016 |
23,18 |
30998 |
19,92 |
-3,26 |
денежные средства |
2429 |
2,96 |
2797 |
1,80 |
-1,16 |
прочие оборотные активы |
206 |
0,25 |
62 |
0,04 |
-0,21 |
ИТОГО по активу: |
82022 |
100,00 |
155596 |
100,00 |
0,00 |
Как видно из данных табл.3 наибольший удельный вес в общей величине имущества за анализируемый период составляют оборотные активы, причем их доля за 2016г. увеличилась на 2,87 процентного пункта и составила 83,34%. При этом в составе оборотных активов на конец 2016г. преобладают запасы, а их доля в общей стоимости имущества выросла до 61,59%.